ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-57802/17 от 11.09.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 сентября 2017 года                                                                  Дело № А56-57802/2017

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Грачевой И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество «Газпром Теплоэнерго»

заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору

о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2017 о назначении административного наказания № 19-124-407/ПС

при участии

от заявителя  - ФИО1, доверенность от 28.04.2017

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 22.12.2016

установил:

акционерное общество «Газпром Теплоэнерго» (далее - заявитель, общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору (далее – заинтересованное лицо, инспекция) от 27.02.2017 о назначении административного наказания № 19-124-407/ПС за совершение административного  правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  9.1 КоАП РФ.

В судебное заседание 11.09.2017 явились представители участвующих в деле лиц.

При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования.

Представитель управления возражал против удовлетворения требований предприятия, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

Согласно сводному плану проверок, размещенному на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, в отношении Акционерного общества "Газпром Теплоэнерго" проведена проверка  в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной   безопасности   (Ленинградская   обл.,   Всеволожский   р-н; <...>) и федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения (Ленинградская область, Кингисеппский район, г, Ивангород, ул. Пасторова; Ленинградская область. Кингисеппский район, г. Ивангород, пересечение ул. Комсомола и ул. Наровской; Ленинградская область, Сланцевский район, д. Гостицы; Ленинградская область, Слалцевский район, д. Выскатка).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения, типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В пункте 2 распоряжения указываются места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и (или.) используемых ими производственных объектов.

Согласно распоряжению Северо-Западного управления Ростехнадзора от 17.01.2017 № 19-13-124/Рк (в редакции распоряжения от 17.01.2017 № 19-13-30-269/Рк-И) в период с 18.01.2017 по 07.02.2017 должностными лицами Управления была проведена плановая проверка Акционерного общества «Газпром Теплоэнерго» по вышеупомянутым адресам.

В ходе проверки установлено нарушение требований статей 7, 5, 13, 9, 9.1,  Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; п. 218н, 221, 384, 357, 358, 331, 337, 25, 384, 283, 302, 218, 218е, 218о Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014).

Постановлением от 27.02.2017 о назначении административного наказания № 19-124-407/ПС общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с постановлением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований статьи 7 и статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; п. 218н Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств опасного производственного объекта по окончании расчетного срока службы (пароводяных подогревателей ПП-1-53-7-4 (2 ед.), год изготовления и ввода в эксплуатацию - 1988. Расчетный срок безопасной эксплуатации технических устройств истек в 2008 году).

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 384 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности - «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не проводится техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением (пароводяных подогревателей типа ПП-1-53-7-4) лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктов 357, 358 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) на опасном производственном объекте отсутствует инструкция, устанавливающая действия работников в аварийных ситуациях в соответствии с требованиями п. 358 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014).

В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 357 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) обслуживающий персонал опасного производственного объекта не аттестован на знание инструкции, устанавливающей действия работников в аварийных ситуациях.

В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 331 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется Оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не разработана и не утверждена в соответствии с установленными требованиями  исполнительная схема внутрикотельного паропровода.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 337 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не разработана и не утверждена в соответствии с установленными требованиями технологическая схема внутрикотельного паропровода.

В нарушение требований пункта 25 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не оборудованы (отсутствует) аварийным освещением места котельной, определенные Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В нарушение требований статьи 7 и статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № И6-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 218н Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств опасного производственного объекта по окончании расчетного срока службы (деаэратор Д-50 (2 ед.), год изготовления и ввода в эксплуатацию - 1988. Расчетный срок безопасной эксплуатации технических устройств истек в 2008 году).

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 384 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не проводится техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением (деаэраторов типа Д-50) лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 283 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25,03.2014) в производственной инструкции по эксплуатации парового котла не отражены способы очистки поверхностей нагрева котлов от внутренних отложений.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 302 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) в производственных инструкциях по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением не отражен порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда).

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 218 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) на опасном производственном объекте отсутствует утвержденный перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 218е Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование» работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) отсутствует разработанная и утвержденная руководством эксплуатирующей организации производственная инструкция для персонала, обслуживающего внутрикотельный паропровод, работающий под давлением опасного производственного объекта.

В нарушение требований статьи 9 части 1 и статьи 13 часть 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов; пункта 218о Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) выполнены условия (компенсирующие мероприятия) положительного заключения эксперт промышленной безопасности peг. № 20-ЗС-05926-2016 от 22.04.2016 здания котельной АО «Газпром теплоэнерго» по адресу: <...> д 16А, лит. А в срок, определенный главой 9 «Мероприятия подлежащие выполнению в процессе эксплуатации» вышеуказанной экспертизы.

В нарушение требований п. 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 8 приложения 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 идентификация опасного производственного объекта «Группа котельных» с целью его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов проведена с нарушением установленного порядка. В картах учёта, характеризующих опасный производственного объект представлены недостоверные сведения о технических устройствах (регистрационные №№, гг. изготовления и ввода в эксплуатацию).

В нарушение требований статьи 9 часть 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 1.4 РД 03-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37; пункта 221 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте на основании Распоряжения № 40-р от 30.12.2015 не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (машинисты-кочегары котельной ФИО3 и ФИО4), не имеют аттестации на право эксплуатации трубопровода подачи пара и сосудов, работающих под избыточным давлением).

В нарушение требований ст. 9 часть 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 9 Постановления Правительства Российской федерации от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» не обеспечена организация проведения подготовки и аттестации лица (первого заместителя директора - главного инженера ФИО5 на основании Приказа от 12,01.2017 № 2), ответственного за организацию производственного контроля в объеме специальных требований промышленной безопасности (Б8, Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением).

В нарушение требований статьи 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не выполнены условия (компенсирующие мероприятия) положительного заключения экспертизы промышленной безопасности peг. № 19-ЗС-07466-2014 от 10.01.2013 кирпичной дымовой трубы Н=45,0 м котельной АО «Газпром теплоэнерго» по адресу: <...>, лит. А в срок определенный рекомендациями перечисленными в разделе 8 «Выводы и рекомендации» вышеуказанной экспертизы.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07,1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 337 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) на внутрикотельном паропроводе отсутствуют нанесенные на арматуре или на специальной металлической бирке названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала.

В нарушение требований ст. 9 часть 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 1.4 РД 03-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01,2007 года № 37; п. 221 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте на основании Распоряжения № 40-р от 30.12.2015 не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям (аппаратчик химводоочистки ФИО6) не имеют аттестации на право ведения работ по обеспечению химического контроля за соблюдением водно-химического режима паровых котлов.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 218е и п. 294 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) на опасном производственном объекте отсутствует инструкция "по обеспечению химического контроля за соблюдением водно-химического режима паровых котлов.      

В нарушение требований ст. 9 часть 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 218 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014) не обеспечено проведение работ па техническому освидетельствованию внутрикотельного паропровода peг. № 2252 (последней техническое освидетельствование проведено специализированной организацией 11.09.2013). Срок очередного ТО - 11.09.2016 не выполнен.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.02.2017 № 19-124-348/ПТ, актом проверки от 07.02.2017 № 19-13-124-654/А, заявителем не оспариваются.

Доводы заявителя, указанные в обоснование заявленного требования отклоняются судом на основании следующего.

Проверка Общества проводилась в соответствии с ежегодным планом, проведения проверок, утвержденным приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 31.10.2016 № 252-од и согласованным Управлением Генеральной прокуратуры по Северо-Западному Федеральному округу в 2016 году.

Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны управления при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, поскольку указание в графе постановления "Место совершения правонарушения" и в протоколе адреса местонахождения филиала Общества, не является процессуальным нарушением, влекущими безусловную отмену постановления, поскольку не влечет за собой последствий, связанных с невозможностью правильного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Правонарушения совершены по месту эксплуатации объекта, а именно <...>.

В связи с тем, что в п. Мельниково отсутствует должностное лицо Управления, уполномоченное в установленной сфере государственного промышленного надзора рассматривать административные дела о правонарушениях, предусмотренных статьей  9.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, допущенном Обществом, было рассмотрено в городе Санкт-Петербург.

Рассмотрение административного дела не по месту совершения административного правонарушения в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в данном случае не является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, поскольку представитель Общества присутствовал при рассмотрений дела, пользовался всеми процессуальными правами.

Изучив все представленные доказательства и выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества нарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Санкцией части 1 названной статьи названной статьи предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением от 27.02.2017 о назначении административного наказания № 19-124-407/ПС Управлением назначено обществу наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, т.е. в пределах санкции.

Вместе с тем, суд указывает, что в силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Признавая доказанным факт совершения обществом вменяемого ему нарушения, учитывая степень вины, суд вместе с тем считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания.

В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд считает, что имеются основания для снижения назначенного обществу наказания до 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

изменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору от 27.02.2017 о назначении административного наказания № 19-124-407/ПС в части назначения административного наказания, назначив акционерному обществу «Газпром Теплоэнерго» (ИНН <***>) административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

           Судья                                                                           Грачева И.В.