Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 декабря 2019 года Дело № А56-57956/2019
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой К.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по строительству (190000, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к автономной некоммерческой организации «Арена-2018» (109044, <...>, эт/пом 4/1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании субсидии в сумме 1 485 948 900 руб., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2019 по 16.05.2019 в размере 6 625 703 руб. 66 коп., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 17.05.2019 по момент фактического возврата субсидии,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.09.2019, ФИО2 по доверенности от 29.15.2018,
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 01.09.2019,
установил:
Комитет по строительству (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к автономной некоммерческой организации «Арена-2018» (далее – Организация) о взыскании субсидии в сумме 1 485 948 900 руб., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2019 по 16.05.2019 в размере 6 625 703 руб. 66 коп., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 17.05.2019 по момент фактического возврата субсидии.
Определением суда от 29.05.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Комитета в судебном заседании заявленные требования поддержал, представитель Организации возражал.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 № 95 «О предоставлении в 2018 году субсидии автономной некоммерческой организации «Арена-2018» на финансовое обеспечение мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 № 95) между Комитетом по строительству и АНО «Арена-2018» заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Санкт-Петербурга, от 19.03.2018 (далее – Соглашение от 19.03.2018).
Выплата субсидии АНО «Арена-2018» в 2018 году осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 № 95 и Соглашением от 19.03.2018 в полном объеме - 1 485 948,9 руб.
Согласно письму АНО «Арена-2018» № 136-А-02.СП6 от 01.02.2019 «О представлении отчетности по состоянию на 01.01.2019» представлен отчет об использовании АНО «Арена-2018» субсидии (далее - Отчет), согласно которому остаток непогашенных авансовых платежей подрядными организациями составляет 874 774,71 тыс. руб.
Комитет полагает, что АНО «Арена-2018» в нарушение условий Соглашения от 19.03.2018 не были своевременно представлены акты выполненных работ на сумму 874 774,71 руб.
По итогам проведенной проверки Комитетом по строительству был выявлен факт непредставления отчетных документов о погашении авансовых платежей подрядными организациями по договору от 08.02.2017 № 7-СПб-З-ВИ с ООО «Строительная компания «Мир» - 857 890 255,68 руб.; по договору от 30.01.2017 № 6-СПб-З-ВИ с ОАО «Метрострой» - 6 658 193,57 руб.; по договору от 03.05.2018 № СПБ/18/05/03 с ООО «МехТрест29» - 10 226 260,24 руб.
По итогам проведенной проверки отчетности в соответствии с пунктом 9 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 № 95 Комитетом по строительству в адрес получателя субсидии было направлено уведомление от 27.03.2019 № 01-50-1477/19-0-1.
В связи с неустранением изложенных в уведомлении от 27.03.2019 № 01-54-808/19-0-0 замечаний по предоставленной отчетности в адрес получателя субсидии направлено требование о возврате субсидии от 10.04.2019 № 01-54-1708/19-0-0.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Комитета в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 69 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие) получателя бюджетных средств, совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, признается бюджетным нарушением.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Комитет указывает, что АНО «Арена-2018» нарушены условия о сроках предоставления отчетности, предусмотренные Соглашением от 19.03.2018. По итогам проведенной проверки Комитетом был выявлен факт непредставления отчетных документов о погашении авансовых платежей подрядными организациями по договору от 08.02.2017 № 7-СПб-З-ВИ с ООО «Строительная компания «Мир» - 857 890 255,68 руб.; по договору от 30.01.2017 № 6-СПб-З-ВИ с ОАО «Метрострой» -6 658 193,57 руб.; по договору от 03.05.2018 № СПБ/18/05/03 с ООО «МехТрест29» -10 226 260,24 руб. Между тем, Организация предоставила полный комплект документов, имеющийся у нее, подтверждающий затраты.
Освоение денежных средств носит длительный характер, предоставление субсидии не может иметь мгновенный эффект в виде положительного результата, в связи с чем достижение целей субсидии в течение нескольких рабочих дней после её выделения является маловероятным.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований названного Кодекса. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Как следует из материалов дела, Субсидия предоставлена на финансовое обеспечение затрат, в рамках реализации на территории Санкт-Петербурга мероприятий для подготовки и проведению спортивных соревнований на стадионе в Санкт-Петербурге по адресу: ФИО4 остов, Южная дорога, дом 25 и на территории, прилегающей к этому стадиону, в том числе по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования, в рамках реализации мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации.
Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 проведен успешно, международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA 2018) письмом от 14.08.2018 б/н сообщила АНО «Оргокомитет-2018» о соответствии временной инфраструктуры требованиям FIFA, определенным в «Руководстве по нормативным требованиям к стадионам», данный факт не оспаривается Комитетом.
Учитывая изложенное в совокупности с положениями части 1 статьи 306.4 БК РФ и пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ №23, у суда отсутствуют основания для признания использования Организацией бюджетных средств нецелевым, неэффективным, нарушающим бюджетное законодательство Российской Федерации. Заявленные Комитетом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Мильгевская