ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-58335/10 от 18.11.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 ноября 2010 года Дело № А56-58335/2010

Резолютивная часть Решения объявлена 18 ноября 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Пилипенко Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бойковой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО «Содействие»

заинтересованное лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании Постановления от 28 сентября 2010 года про делу об административном правонарушении № ОВ-401/13

при участии:

от заявителя: предст. ФИО1 по доверенности от 27.10.2010

от заинтересованного лица: предст. ФИО2 по доверенности от 26.10.2010 № 01/10020, вед. спец.-эксперта ФИО3 по доверенности от 26.10.2010 № 01/10028

установил:

ООО «Содействие» обратилось в суд с заявлением об оспаривании Постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 28 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении № ОВ-401/13.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения требования, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого Постановления по приведенным в нем доводам.

В силу пункта 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Постановлением уполномоченного должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 28 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении № ОВ-401/13 ООО «Содействие» (ИНН <***>, 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, д. 22 лит. Б, пом. 3-Н) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем привлечено к административной ответственности по данной статье в виде штрафа в размере 175 000 руб.

Обстоятельства административного правонарушения, как они изложены в Постановлении, состоят в следующем.

В письме, направленном Управлением внутренних дел по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга (от 26.06.2010 г. № 77/8494) имеется информация об установленном факте продажи извлекаемого при ведении земляных работ верхнего плодородного слоя грунта, а также незаконного складирования опасных отходов на территории, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, участок 260.

Из приложений, полученных вместе с письмом, установлено, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, участок 260, является ООО «Терминал» на основании кадастрового паспорта земельного участка №12430 от 30.06.2010 г. (кадастровый номер участка 78:42:15115А:222) и свидетельства о государственно регистрации права собственности.

В ходе мероприятия сотрудниками ОБЭП УВД по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга, проведенного 24.06.2010 г., был составлен протокол № б/н от 24.06.10 осмотра места происшествия по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, участок 260. В протоколе отражены следующие факты:

Рельеф участка изрытый, частично заболоченный. Видны участки территории, подготовленные к земельным работам (организована подъездная грунтовая дорога, стоит экскаватор).

На территории осуществляются следующие работы: Выемка слоя почвы глубиной 1,5-2,0 метра и обратная засыпка привезенных строительных, промышленных и бытовых отходов. Реализация грунта осуществляется по договорам и по разовым заявкам.

На участке производится обращение с отходами в части размещения и накопления отходов на территории площадки. Накопленные и размещенные отходы по составу представляют собой строительные, промышленные и бытовые отходы, а именно: грунт, загрязненный боем кирпича, асфальта, бетона, древесные отходы, пластиковые канистры из-под масла, отработанные автомобильные покрышки, лом металла, бытовые отходы (пластиковые бутылки, жестяные банки).

Для проведения земельных работ используется экскаватор марки Caterpillar 320 р. В момент проведения осмотра ключ находился в замке зажигания.

Со слов машиниста бульдозера (марки Caterpillar) на данном участке в его обязанности входит осуществление работ по планировке грунта, а именно: разравнивание привезенного на участок грунта, загрязненного строительными, промышленными и бытовыми отходами.

В ходе проведения административного расследования, анализа полученных от Управления внутренних дел по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга документов, а также ответов на запросы в государственные органы установлено:

Нарушение земель участка, принадлежащего ООО «Терминал», расположенного по адресу г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, участок 260, осуществлялось в течение 2010 года. Данный факт подтверждается данными из Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга. В результате осуществления данной деятельности площадь нарушенных земель земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары. отд. Бадаевское, участок 260 (кадастровый номер участка 78:42:15115А:222) составила 9520 м2, что нанесло значительный ущерб (вред) окружающей природной среде. Объем привезенных и сброшенных на почву земельного участка отходов IV-V класса опасности в течение 2010 года составил 24094 м3. Данные факты подтверждаются протоколами осмотра земельного участка № ОВ-399-400/13 и № ОВ-401-402/13 от 10.09.2010 года.

Установлено, что в течение 2010 года в результате планировочных работ осуществлялась выемка верхнего слоя почвы земельного участка с целью продажи отходов грунта. Данный факт подтверждается договором подряда № б/н от 20.04.2010 г. с ООО «Содействие» на выемку плодородного грунта (в договоре указано, что работы производятся силами, средствами и техникой ООО «Содействие»). Также на территорию земельного участка в течение 2010 года на место изъятого грунта производился ввоз опасных отходов IV класса опасности и отходов V класса опасности и сброс отходов IV-V класса опасности на почву с целью их дальнейшего разравнивания специализированной гусеничной техникой, утрамбовки и накопления сброшенных отходов.

ООО «Содействие» для проведения земляных работ использует арендованную технику (договор аренды транспортного средства с ООО «Артистрой» № 4/04 от 01.04.2010 г.). В соответствии с договором аренды № 4/04 от 01.04.2010 г. ООО «Содействие» несет расходы на ГСМ (в том числе на заправку техники). Заправка техники осуществляется на земельном участке, принадлежащем ООО «Терминал». Для этих целей на участке установлены кубовые емкости, наполненные дизельным топливом. В ходе проведения осмотра в протоколе зафиксированы проливы дизельного топлива (нефтепродуктов).

Объяснением представителя по доверенности ООО «Терминал» установлен факт того, что силами ООО «Содействие» осуществлялась деятельность по расчистке территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары. отд. Бадаевское. участок 260, от несанкционированно складированных отходов, в том числе подготовка отходов к вывозу, сбор отходов с целью вывоза с территории земельного участка, а также погрузку и транспортирование отходов.

Согласно п. 3.7 договора подряда № б/н от 20.04.2010 г. подрядчик (ООО «Содействие») вправе производить реализацию третьим лицам от своего имени земляные и торфяные отходы, получаемые им в результате выполнения работ по настоящему договору, по ценам, устанавливаемым самостоятельно. В ответ на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № ОВ-401/13-402/13 от 21.09.2010 г., от ООО «Содействие» поступили документы, подтверждающие факт продажи вывезенного и реализованного третьим лицам в 2010 году с земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 260 (исх. № 12 от 27.09.2010 г.).

Ответом Северо-Западного управления Ростехнадзора на запрос о получении сведений установлено, что ООО «Содействие» в Северо-Западное управление Ростехнадзора с целью согласования паспортов опасных отходов и получения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в том числе на период проведения строительных работ) не обращалось.

В ходе проведения административного расследования было вынесено определение о назначении аналитической экспертизы № ОВ-401-402/13 от 28.07.2010 г. Проведение аналитической экспертизы было поручено ФГУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу. Отбор проб на территории земельного участка производился 02.08.2010 г. По результатам составлен протокол отбора проб № 401-402/13 от 02.08.2010 г.

По данным полученного от ФГУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу Экспертного заключения № 031-Э-10 от 20.08.2010 г. установлено следующее:

Морфологический анализ состава отходов показал, что основными загрязнителями грунта являются бой кирпича, асфальта, древесина, в отдельных пробах были обнаружены значительные количества стекла, лома черных и цветных металлов, линолеума, ткани.

Во всех исследованных пробах были обнаружены повышенные концентрации таких тяжелых металлов, как свинец, цинк и никель. В 3-х пробах обнаружены повышенные концентрации меди.

По результатам лабораторных исследований в пробах грунта был произведен расчет суммарного показателя загрязненности почвы, в соответствии с которым грунт пробы 1 (peг. № 1370621) характеризуется как «умеренно опасный», а грунт пробы 5 (peг. № 1370625) - как «опасный».

Результаты биотестирования отобранных 02.08.2010 г. проб грунта, загрязненного строительными отходами:

Участок 1:

Глубина 0-0,2 м - V класс опасности (peг. № 1370621); Глубина 0,5 м - V класс опасности (peг. № 1370622);

Участок 2:

Глубина 0-0,2 м - V класс опасности (peг. № 1370623); Глубина 0.5 м - IV класс опасности (peг. № 1370624);

Участок 3:

Глубина 0-0,2 м - IV класс опасности (peг. № 1370625); Глубина 0,5 м - IV класс опасности (peг. № 1370626).

Результаты определения нефтепродуктов в пробах грунта, отобранных в районе нахождения емкостей для хранения нефтепродуктов:

peг. № пробы 136 0627 - уровень загрязнения «допустимый»;

peг. № пробы 136 0628 - уровень загрязнения «допустимый»;

peг. № пробы 136 0629 - уровень загрязнения «высокий»;

peг. № пробы 136 0630 - уровень загрязнения «высокий»;

peг. № пробы 136 0631 - уровень загрязнения «допустимый»;

peг. № пробы 136 0632 - уровень загрязнения «допустимый».

По результатам биотестирования торф, который изымается с территории земельного участка с целью продажи, относится к IV классу опасности. То есть установлено, что изымаемый грунт является отходом IV класса опасности.

Установлено, что ООО «Содействие» осуществляло продажу отходов грунта (торфа) IV класса опасности без специального разрешения и при отсутствии разработанных паспортов опасных отходов. ООО «Содействие» осуществляло прием отходов грунта, образующихся в ходе проведения земляных работ, от ООО «Терминал» с целью их дальнейшей реализации третьим лицам (т. е. использования).

Действия ООО «Содействие» по выемке верхнего плодородного слоя почвы, планировки территории силами специализированной техники, которая выразилась в разравнивании, утрамбовке привезенных на земельных участок опасных отходов IV класса опасности и отходов V класса опасности в течение 2010 года, привели к образованию несанкционированной свалки опасных отходов IV класса опасности и отходов V класса опасности на земельном участке, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское. участок 260.

Также установлено, что ООО «Содействие» осуществляет деятельность по обращению с отходами в части сбора опасных отходов IV класса опасности на территории земельного участка по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, участок 260, с целью дальнейшего использования отходов и получения прибыли.

В результате действий ООО «Содействие», выраженных в разравнивании, утрамбовке, сборе и транспортировании опасных отходов IV класса опасности и отходов V класса опасности, обществом допущено нарушение требований ст. 1, ст. 14, ст. 15 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», а также ст. 3, ст. 16, ст. 22, ст. 24, ст. 32, ст. 51 Федерального Закона РФ № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 17 Федерального Закона РФ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

Суд не может согласиться с правомерностью оспариваемого Постановления.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Определением от 20 октября 2010 года суд обязал административный орган представить материалы дела об административном правонарушении в полном объеме. Из представленных материалов усматривается следующее.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вопросы деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В законе использованы основные понятия:

отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, выразившегося в разравнивании, утрамбовке, сборе и транспортировании опасных отходов IV класса опасности и отходов V класса опасности, что является нарушением требований ст. 1, ст. 14, ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», а также ст. 3, ст. 16, ст. 22, ст. 24, ст. 32, ст. 51 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 17 Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не содержит понятий «разравнивание», «утрамбовка».

Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», нарушение которой, по мнению административного органа, допущено Обществом, содержит основные понятия, используемые для целей названного Закона.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Административным органом не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что на момент проведения проверки ООО «Содействие» осуществляло деятельность, в процессе которой образуются отходы 1-IV класса опасности в виде остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.

Ст. 15 Закона содержит требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности. В чем выразилось нарушение данной правовой нормы, какие конкретно лица не имеют соответствующей профессиональной подготовки, в Постановлении не указано.

Ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит основные принципы охраны окружающей среды. В чем выразилось нарушение ст. 3 Закона, в оспариваемом Постановлении не указано.

В Постановлении не отражено также, в чем выразилось нарушение Обществом ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (Плата за негативное воздействие на окружающую среду).

Не указано, каким образом Обществом нарушены требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду), и ст. 24 данного Закона (Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение). Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Административным органом не подтверждено образование отходов, не выявлено наличия у ООО «Содействие» объектов размещения отходов.

В силу ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. В чем выразилось нарушение ст. 32 Закона, в Постановлении не указано.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержит требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Административным органом не представлено доказательств осуществления Обществом на момент проверки деятельности по обращению с отходами.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сбор отходов, а именно: прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Не доказано также осуществление Обществом деятельности по накоплению отходов - временному складированию отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Не подтверждено материалами дела и использование отходов, а именно: применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Обезвреживание Обществом отходов как обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, материалами дела об административном правонарушении также не подтверждено.

Транспортные накладные подтверждают транспортирование грунта растительного, пробы которого для исследования не отбирались, с каких конкретно участков производилась выемка грунта, не установлено. Торф не является отходом производства и потребления в понятии. Приведенном в ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Ввоз Обществом отходов и сброс их на почву документально не подтвержден.

Под размещением отходов ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимает хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Из материалов дела не усматривается осуществление Обществом деятельности по размещению отходов.

Как указано в оспариваемом Постановлении, ООО «Содействие» осуществляло продажу отходов грунта (торфа) IV класса опасности без специального разрешения. В силу п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Продажа отходов не подпадает под действие указанной правовой нормы и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Заявителем отрицается факт совершения административного правонарушения, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 15 сентября 2010 года.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют неопровержимые доказательства, отвечающие требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, подтверждающие наличие события административного правонарушения и вины ООО «Содействие» в его совершении.

Доказательства, на которые ссылается административный орган, не подтверждают обстоятельства административного правонарушения, влекущего ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. Дефектность отдельных процессуальных документов не позволяет признать их надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

При отборе проб согласно протоколу от 02 августа 2010 года понятым не разъяснены их права и обязанности, предусмотренные нормами КоАП РФ.

В протоколе осмотра территорий от 10 сентября 2010 года факт проведения ООО «Содействие» каких-либо работ не отражен, принадлежность Обществу техники, находящейся на земельном участке, не установлена. Факт использования Обществом дизельного топлива, хранящегося на земельном участке, документально не подтвержден.

Объяснение представителя ООО «Терминал», ссылка на которое имеется в Постановлении, в материалах административного производства отсутствует.

Протоколы осмотра места происшествия от 25 мая 2010 года, от 24 июня 2010 года объяснения от 25 мая 2010 года, от 19 мая 2010 года, от 11 июня 2010 года, полученные из УВД по Пушкинскому району Санкт-Петербурга, оформлены до возбуждения дела об административном правонарушении. Данные процессуальные документы, оформленные в соответствии с нормами УПК РФ, не предусмотрены нормами АПК РФ и не могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении.

Из объяснения гр. ФИО4 от 24 июня 2010 года не следует, что он выполнял работы по поручению ООО «Содействие» или имеет какое-либо к нему отношение.

Имеющиеся в деле объяснения не могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении. Главой 25 КоАП РФ определен круг лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, и процедура их участия. Из объяснений не ясно, в качестве кого лица, давшие объяснения, привлечены к участию в деле, отсутствует ссылка на то, что им разъяснены их права.

Ответы Северо-Западного управления Ростехнадзора и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на запросы Департамента Росприроднадзора по СЗФО носят информационный характер, факт совершения правонарушения не подтверждают.

Факт исполнения обязательств по договору подряда между ООО «Терминал» и ООО «Содействие» от 20 апреля 2010 года документально не подтвержден.

Договор аренды транспортного средства от 01 апреля 2010 года № 4/04 между ООО «Содействие» и ООО «Артистрой» доказательством совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, также не является.

Экспертное заключение от 20 августа 2010 года № 031-Э-10 нельзя признать надлежащим доказательством по делу.

Факт передачи проб грунта на исследование документально не оформлен. Эксперт не предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Как указано в Экспертном заключении, исследованию подвергнуты 12 проб грунта и 1 проба торфа, отобранные 02 августа 2010 года специалистами ФГУ «ЦЛАТИ по СЗФО» в присутствии государственного инспектора и представителей ООО «Терминал», Протокол отбора проб, составленный с участием представителей ООО «Терминал», в деле отсутствует.

Далее в Экспертном заключении указано, что сотрудниками «ЦЛАТИ по СЗФО» составлен Протокол отбора проб почвы, донных отложений, отходов № 017-О/ГК/10 от 02 августа 2010 года. Такой Протокол в деле отсутствует.

Протоколы биотестирования от 13 августа 2010 года никем не подписаны.

Наличие состава административного правонарушения административным органом не доказано, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 июля 2010 года, протоколе об административном правонарушении от 15 сентября 2010 года, оспариваемом Постановлении неполно отражены обстоятельства административного правонарушения: не указана дата совершения (обнаружения) административного правонарушения, что является существенным дефектом данных процессуальных документов административного производства.

Копия Определения о назначении аналитической экспертизы (л.д. 78) направлена Обществу по почте 03 августа 2010 года (л.д. 77). Проведение экспертизы назначено на 02 августа 2010 года в 9 час 00 мин. Отбор проб для аналитического исследования произведен 02 августа 2010 года, Общество о времени и месте совершения данного процессуального действия не уведомлено.

В силу ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Требования ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ не соблюдены, чем нарушены права Общества, предусмотренные данной статьей и ст. 25.1 КоАП РФ.

Размер примененной к Обществу административной санкции не обоснован. В Постановлении указано на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершение административного правонарушения, при этом избранная мера ответственности превышает низший предел санкции, предусмотренной ст 8.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как па основаниях и в порядке, установленных законом.

Правовые нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях носят императивный характер и подлежат обязательному применению при производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оспариваемое Постановление не соответствует требованиям КоАП РФ и подлежит отмене.

Требование заявителя подлежит удовлетворению.

Заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются (ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 28 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении № ОВ-401/13, вынесенное в отношении ООО «Содействие» (ИНН <***>, 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, д. 22 лит. Б пом. 3-Н).

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Судья Пилипенко Т.А.