Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 сентября 2022 года Дело № А56-58346/2022
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Нетосов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, Растрелли площадь, дом 2, литер А, помещение 5Н пом. 139, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2010, ИНН: <***>);
ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Новатор» (адрес: 191126, Санкт-Петербург, Марата улица, дом 74, литера Б, ОГРН: 1147847199610, Дата присвоения ОГРН: 06.06.2014, ИНН: 7840508138 );
об обязании разработать проект восстановления лесов,
при участии
- от истца: ФИО2 от 20.01.2022; ФИО3 от 06.06.2022;
- от ответчика: ФИО4, Нам К.И. от 05.07.2022;
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (далее – истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Новатор» (далее – ответчик) об обязании разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации земель), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши», об обязании восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши» за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных работ (проектом рекультивации земель), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Определением от 10.06.2022 исковое заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.
В судебное заседание 20.09.2022 явились представители сторон.
Представитель истца поддержал исковые требования в редакции ходатайства об уточнении, в котором просил:
Обязать Ответчика разработать и утвердить проект рекультивации земель, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши» в срок до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Ответчика восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши» за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных работ (проектом рекультивации земель), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в отзыве, заявил ходатайство о проведении экспертизы, с постановкой следующих вопросов.
- установить объем несанкционированно складированных на земельном участке с кадастровым номером №47:07:1047002:967 отходов;
- определить класс опасности отходов и степень загрязнения почвы;
- повлекло ли нахождение отходов на территории земельного участка с кадастровым номером №47:07:1047002:967 деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
- оценить размер вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения.
Суд, ознакомившись с указанным ходатайством, оснований для его удовлетворения не установил, учитывая, что вопросы, поставленные перед экспертом, не соотносятся с предметом доказывания по настоящему спору.
Учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству дела по существу в настоящем судебном заседании в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему
Комитетом государственного экологического надзора 24.09.2021 в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования территории Всеволожского района Ленинградской области на основании задания № 1-15-21040-21/3 от 22.09.2021 на территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши», обнаружена свалка отходов производства и потребления.
Земельный участок хаотично изрыт экскаватором. Отходы складированы как на почве в виде куч, так и в обводненной части выемок. Присутствуют следы пересыпания отходов грунтами. По визуальной оценке по морфологическому составу отходы представляют собой: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) (код отхода по ФККО 7 31 ПО 01 72 4), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код отхода по ФКК 8 90 000 01 72 4), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 8 12 101 01 72 4), отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов при изготовлении упаковки из него (код по ФККО 3 35 211 12 29 4), отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна (код отхода по ФККО 4 57 100 00 00 0).
Как указывает истец данные отходы складируются без специального твердого покрытия (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом). На момент осмотра установить объем складированных отходов не представилось возможным.
Согласно сведениям из ЕГРН Ответчик является правообладателем Земельного участка.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 01033-21/Д от 06.10.2021 в отношении ООО «НОВАТОР» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования с целью установления морфологического состава и класса опасности отходов, складированных на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:967 и установления иных обстоятельств дела.
В рамках административного расследования 16.11.2021 на основании определения о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении № 01033-21/Д проведено взятие проб и образцов, что зафиксировано протоколом изъятия проб и образцов № 01033-21/Д от 16.10.2021.
В Комитет письмом ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» № 1092 от 14.12.2021 (вх. № К-07-4001/2021 от 14.12.2021) поступило Заключение № 203-Э-21 от 14.12.2021, а также расчет размера вреда, причиненного почвам как объекта охраны окружающей среды, протоколы отбора проб отходов и геодезический отчет.
Согласно Заключению № 203-Э-21 от 14.12.2021, исследованные пробы отходов относятся к V (пятому) классу опасности для окружающей природной среды. К указанному заключению прилагается Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, согласно которому исчисленный в стоимостной форме размер вреда в результате несанкционированного складирования отходов производства и потребления в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:967 составил 53 914 571 рубль.
Постановлением Комитета от 10.02.2022 № 00067-22/Д по фактам нарушений требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезврежевании отходов производства и потребления, повлекшим причинение вреда окружающей среде, Ответчик признан виновным в совершений административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление вступило в законную силу 21.03.2022.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) называет субъектов охраны окружающей среды и указывает, что охрана окружающей среды направлена на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу статей 1, 4 Закона об охране окружающей среды, почвы являются компонентами природной среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность (п. 1).
В силу статьи 78 Закона об охране окружающей среды, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу положений статьи 77 Закона об охране окружающей среды, части 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности противоправного поведения причинившего вред лица и его вины, размера причиненного вреда, а также причинно-следственной связи. При этом по смыслу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» противоправное поведение ответчика может выражаться как в действиях, так и в бездействии лица.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Незаконными действиями Ответчика по обращению с отходами производства и потребления на Земельном участке причинен ущерб почвам как объекту охраны окружающей среды, а также нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частями 2, 3, 5, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель; рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, на Ответчика возложена обязанность возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды на Земельном участке за счет собственных средств в соответствии с проектом восстановительных работ (проектом рекультивации земель), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с техническим заданием Комитета от 07.10.2021, 16.11.2021 на участке ООО «Новатор», находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н., вблизи дер. Колтуши, кадастровый номер 47:07:1047002:967 (далее - Участок), специалистом испытательной лаборатории Учреждения был произведен отбор проб отходов, для определения их морфологического состава и класса опасности, с последующим расчетом размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды.
По результатам исследований, отраженных в маркшейдерском отчете №75-Г от 07.12.2021 и протоколах исследований испытательной лаборатории №№ 156.О.2021 - 158.0.2021 от 07.12.2021, было оформлено экспертное заключение № 203-Э-21 от 14.12.2021.
В координатах точек отбора проб № 1 и № 2 допущены технические ошибки, перенесенной из первичных данных актов отбора проб №156.0.2021 и №157.0.2021 (координаты долготы вместо 30°39'52,60 указаны 30°33'52,60). При этом, в маркшейдерском отчете №75-Г от 07.12.2021, представленном в составе приложения к Заключению, координаты точек отбора проб указаны верно.
Таким образом, фактическое место отбора проб соответствовало техническому заданию Комитета, и выявленная техническая ошибка не влияет на достоверность исследований.
Из материалов дела следует, что пробы отходов отобраны согласно методикам ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2 «Обор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов, промышленных сточных вод, отходов производства и потребления» и ПНД Ф 12.4.2.1 «Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб. Общие положения». Для отбора проб отходов выбрано три однородных, единообразно отсыпанных и горизонтально спланированных участка, которые визуально являлись единым загрязненным отходами участком, который был полностью исследован. Поэтому факт того, что проба № 3 находилась за границей Участка не может оказывать влияния на результаты исследований. В соответствии с отчетом № 75-Г от 07.12.2021 по проведению замеров 16.11.2021 на территории земельного участка (раздел 5, стр. 6) объемы насыпи отходов производства и потребления подсчитаны в границах земельного участка.
Как следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 N 77-КГ19-1, сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.
Оценив в совокупности и взаимной связи документы, представленные в материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов входит государственная пошлина. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Новатор» разработать и утвердить проект рекультивации земель, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши» в срок до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Новатор» восстановить нарушенное состояние окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:967, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, массив-участок «вблизи дер. Колтуши» за счет собственных средств, в соответствии с проектом восстановительных работ (проектом рекультивации земель), получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Взыскать с ООО «Новатор» в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Нетосов С.В.