Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 сентября 2020 года Дело № А56-5843/2020
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Сайфуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузьминой Надежды Ильиничны (адрес: Россия 187000, город Тосно, Ленинградская область, Тосненский район, ул Чехова 10/ кв.50 , ОГРН: );
о признании недействительным отказа
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (адрес: Россия 187000, г ТОСНО, ТОСНЕНСКИЙ р-н, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл, пр-кт ЛЕНИНАПРОСПЕКТ ЛЕНИНА 32 , ОГРН: 4700604518 );
при участии
представителя заявителя: ФИО3 действующей на основании доверенности от 17.02.2020
представителя ответчика: ФИО4 действующей на основании доверенности от 03.03.202
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
-о признании отказа Администрации муниципального образования «Тосненский район» Ленинградской области (далее по тексту именуемое – Администрация) в предоставлении в собственность земельного участка не законным,
-о признании недействительным ПОСТАНОВЕНИЯ от 16.10.2019 №1816-па Администрации «Об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 95928 кв. метров, с кадастровым номером 47:26:0523001:16,
-об обязании Администрации принять решение о предоставлении Предпринимателю в собственность указанного выше земельного участка за плату.
Уточнения требований, заявленные письмом от 10.08.2020, были приняты судом в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Предприниматель поддержал заявленные требования в полном объеме, представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.
Администрация района возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд счёл возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела документам в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалах дела документов, согласно свидетельству от 22.09.1992 №126 Предпринимателю на основании Постановления главы администрации Тосненского района от 17.03.1992 №261 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, урочище Кантуль (далее по тексту именуемый – земельный участок).
Указанный земельный участок 27.11.1992 поставленный на кадастровый учет с присвоением номера 47:26:0523001:16, имеет площадь 95928 +/-2712 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Земельный участок).
Предприниматель 11.09.2019г. обратился к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствие с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. (далее по тексту - закон) в собственность за плату.
Согласно постановлению Администрации района от 16.10.2019 №1816-па, Администрация отказала Предпринимателю в выкупе земельного участка, так как, по мнению Администрации, предоставление данного земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку переоформление права пожизненного наследуемого владения на право собственности в отношении земельного участка, расположенного за границами населенного пункта и предоставленного для сельскохозяйственного производства, законодательством не предусмотрено.
Данную позицию представитель Администрации поддержал в судебном заседании.
Полагая отказ Администрации незаконным, препятствующим реализации Предпринимателем права на приобретение земельного участка в собственность, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу положений указанной выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 -201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона №101-ФЗ).
Согласно пункту4статьи1Закона №101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном этим законом, Земельного кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ (в редакции от 23.05.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон №137-ФЗ) оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных уча стков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом №137-ФЗ. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом №101-ФЗ. Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации .
Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению
государственным имуществом от 22.11.2005 №244 "Об установлении перечня
документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также
гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского)
хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного)
пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у
них земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области,
относящиеся; - к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды" установлено, что при обращении в
целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).
Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации , согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий:
-подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю;
-принять решение о предоставлении земельного участка;
-принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации .
Основания отказа в предоставлении земельного участка установлены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве оснований для отказа в предоставлении в собственность Земельного участка, Администрация сослалась на положения Федерального Закона №137-ФЗ, которые, по мнению Администрации, предусматривают возможность переоформления права пожизненного наследуемого владения на право собственности только в отношении земельного участка, расположенного в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 3.1. статьи 3 №137-Ф3).
Ссылаясь на системное толкование норм действующего законодательства, в частности пунктами 3.1. и 3.2. статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ, Администрация полагает, что право пожизненного наследуемого владения в отношении земельного участка, находящегося во владении заявителя, может быть переоформлено только на право аренды с последующим выкупом такого земельного участка в соответствии с пункту 3.2. статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ.
Вместе с тем, федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» и федеральным законом № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" были определены в том
числе, условия и порядок приобретения в собственность сельскохозяйственными
организациями, а так же крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления
их деятельности права собственности (либо права аренды) на земельные участки,
находящиеся у них на праве постоянного бессрочного пользования или праве
пожизненногонаследуемоговладения.
Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 3 Федерального закона №137-Ф3 был дополнительно введен пункт 3.1., согласно которому в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
По смыслу дополнения статьи 3 Федерального закона №137-Ф3 пунктом 3.1 следует, что стало возможным выкупать за 15% кадастровой стоимости земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, расположенные не только вне границ населенных пунктов, но и внутри границ населенных пунктов.
Дополнение статьи 3 Федерального закона №137-Ф3 пунктом 3.1. не вводит ограничение на выкуп земельных участков, расположенных вне границ населенных пунктов.
Факт нахождения земельный участок вне населенного пункта представитель Администрации подтвердил в судебном заседании.
Вынося постановление об отказе Предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка, Администрация района не правильно истолковала и применила норму материального права, ошибочно полагая, что в соответствие с пунктом 3.1. статьи З. Закона №137-Ф3 могут выкупаться земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, только находящиеся внутри границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Арбитражный суд согласно статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу и обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в совокупности и взаимной связи документы, представленные в материалы дела, суд считает, что требование Предпринимателя о признании незаконным данного отказа подлежит удовлетворению.
Согласно частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с положениями части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно быть указано на действия, которые необходимо совершить для восстановления права заявителя. В данном случае права Предпринимателя должны быть восстановлены путем обязания Администрации района принять решение о предоставлении Земельного участка в собственность Предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
признать отказ Администрации муниципального образования «Тосненский район» Ленинградской области в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка площадью 95928 кв. метров (кадастровый номер 47:26:0523001:16, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства), расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, урочище «Кантуль» незаконным.
Признать ПОСТАНОВЕНИЕ от 16.10.2019 №1816-па Администрации МО Тосненский район Ленинградской области «об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 95928 кв. метров (кадастровый номер 47:26:0523001:16, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства), расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, урочище «Кантуль» недействительным.
Обязать Администрацию МО Тосненский район Ленинградской области в соответствие с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 26.06.2002г. заключить с ФИО1 договор передачи земельного участка площадью 95928 кв. метров (кадастровый номер 47:26:0523001:16, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для организации крестьянского (фермерского) хозяйства), расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, урочище «Кантуль» в её собственность за плату, а именно, за 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка на дату вынесения решения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Сайфуллина А.Г.