Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 февраля 2012 года Дело № А56-58951/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Иваниловой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алчаковым Б.Х.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО "СтройТекс" (адрес: 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 21, корп.5, ОГРН: <***>), далее - Общество
заинтересованное лицо: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга (адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр.д. 16, ОГРН: <***>), далее - Комитет
о признании незаконными действий, обязании
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 06.02.2012
- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 30.12.2011
установил:
ООО "СтройТекс" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) о признании незаконными действий Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, выразившихся в отказе Комитета от предоставления субсидии заявителю (письмо от 29.09.2011 № 11/16202), а также об обязании Комитета принять решение о предоставлении ООО "СтройТекс" субсидии в размере 1 600 000 руб., в соответствии с условиями предоставления субсидий по специальной программе "Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта", утвержденной распоряжением Комитета от 01.12.2010 №1630-р. Также заявитель просит взыскать с Комитета расходы на оплату услуг представителя.
В судебном заседании заявитель поддержал уточненные требования.
Представитель Комитета против заявления возражал по мотивам, изложенным в отзыве, полагает, что затраты, на которые ссылается заявитель, не подлежат субсидированию, не относятся к результатам интеллектуальной деятельности и не направлены на индивидуализацию юридического лица.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
19.08.2011 Общество обратилось в Комитет с заявкой на предоставление субсидий в размере 1 600 000 руб. по специальной программе "Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта" (далее - Программа субсидирования), утвержденной Распоряжением Комитета от 01.12.2010 №1630-р.
Основанием для обращения за субсидированием послужили понесенные Обществом затраты, связанные с поставкой продукции на экспорт на условиях Контракта от 26.04.2011 №2/2011 с Auroshell Management Ltd. В связи с исполнением обязательств по указанному контракту Общество понесло расходы на разработку секретов производства высокоупорядоченного кластера углерода фуллероидного типа - в соответствии с условиями договора на разработку и передачу секретов производства от 11.09.2009 за №55р, заключенного с ООО "НТЦ прикладных нанотехнологий".
29.09.2011 Управлением поддержки малого и среднего предпринимательства Комитета по результатам рассмотрения заявки Общества принято Заключение о несоответствии заявки условиям предоставления субсидий, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2011 №155 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий на поддержку и развитие малого предпринимательства" (далее – Постановление № 155), а также перечню документов, представляемых в Комитет в соответствии с распоряжением Комитета от 11.03.2011 №222-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2011 №155" (далее - Заключение). Согласно Заключению, затраты, представленные ООО "СтройТэкс", связаны с покупкой секретов производства и субсидированию не подлежат.
Письмом от 29.09.2011 № 11/16202 за подписью заместителя председателя Комитета в адрес Общества направлено вышеназванное заключение, также в письме указано на несоответствие заявки Общества условиям предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 155 и перечню документов, предоставляемых в Комитет в соответствии с распоряжением Комитета от 11.03.2011 №222-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2011 №155" (далее – Распоряжение № 222-р).
Полагая, что отказ Комитета в предоставлении субсидии заявителю незаконен, действия Комитета не соответствуют положениям пунктов 7, 8, 10 Порядка предоставления в 2011 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденного Распоряжением № 222-р (далее – Порядок, утвержденный распоряжением № 222-р), заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон и материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления в 2011 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением № 155 (далее – Порядок, утвержденный постановлением № 155), субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, имеющим право на получение субсидий в соответствии со специальными программами.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного постановлением № 155, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, указанных в специальных программах, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации специальных программ в размере, определенном в специальных программах.
Согласно пункту 1.5 Программы субсидирования, государственная поддержка субъектам малого предпринимательства в Санкт-Петербурге по усилению рыночных позиций субъектов малого предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенных для экспорта на международных рынках, осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства, связанных, в том числе, с разработкой средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданием промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного постановлением № 155,для получения субсидий получатели представляют в Комитет заявку на предоставление субсидий, форма которой утверждена Комитетом. Порядок представления и рассмотрения заявок, перечень представляемых в Комитет документов, а также порядок принятия Комитетом решения о предоставлении субсидий установлены Комитетом в Распоряжении № 222-р.
Согласно пункту 8 Перечня затрат, подлежащих возмещению в 2011 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденному Распоряжением №222-p, затратами, подлежащими возмещению за счет субсидий по Программе субсидирования, являются затраты субъектов малого предпринимательства, связанные, в том числе, с разработкой средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданием промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - затраты).
В соответствии с абзацем вторым пункта 7 Порядка, утвержденного распоряжением № 222-р, критерием для принятия положительного (отрицательного) заключения о результатах рассмотрения заявки является:
- Соответствие (несоответствие) заявки и документов форме заявки и перечню документов, представляемых в Комитет в соответствии с приложением №2 к Порядку, утвержденному распоряжением №222-р.
- Соблюдение условий предоставления субсидий, установленных Порядком, утвержденным постановлением №155.
- Соответствие (несоответствие) заявки специальной программе, в рамках которой подается Заявка.
В силу пункта 9.8.7 приложения №2 к Порядку, утвержденному распоряжением №222-р, документами, подтверждающими осуществление затрат, на возмещение которых претендует заявитель по Программе субсидирования, являются копии договоров, актов, платежных документов, подтверждающих фактическое осуществление затрат, связанных с разработкой средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
В качестве обоснования произведенных затрат для получения субсидии по Программе субсидирования, Заявитель представил договор на разработку и передачу секретов производства (ноу-хау) от 11.09.2009 №55р, в рамках которого Заявитель (Заказчик) поручил ООО "НТЦ прикладных нанотехнологий" (Исполнитель) разработку секретов производства (ноу-хау) высокоупорядоченного кластера углерода фуллероидного типа и их последующую передачу в собственность Заказчика.
Оценивая представленный заявителем договор, суд принимает позицию Комитета о том, что заявленные заявителем затраты не подлежат субсидированию в рамках Программы субсидирования, поскольку секрет производства (ноу-хау) относится к результатам интеллектуальной деятельности и не является ни средством индивидуализации юридического лица и индивидуализации продукции (работ, услуг), ни промышленным образцом для товаров (работ, услуг) с учетом статьи 1465 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Согласно названной норме секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий регламентируется положениями главы 76 ГК РФ, к средствам индивидуализации относятся: право на фирменное наименование; товарный знак и знак обслуживания; наименование места происхождения товара; коммерческое обозначение.
Соответственно, секрет производства относится к результатам интеллектуальной деятельности, а не к средствам индивидуализации юридического лица или индивидуализации продукции, вследствие чего затраты заявителя не входят в перечень затрат, подлежащих субсидированию в рамках Программы субсидирования.
Одним из условий предоставления субсидий, установленных Порядком, утвержденным постановлением №155, является участие Заявителя в Программе субсидирования, что не нашло подтверждения в представленных Заявителем заявке и документах.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного распоряжением №222-р, решение об отказе в предоставлении субсидии направляется юридическому лицу, подавшему заявку, письмом Комитета в течение трех рабочих дней со дня принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
Решение об отказе в предоставлении субсидии Обществу было направлено письмом Комитета от 29.09.2011 №11/16202 (л.д.13) с приложением Заключения, в котором указаны мотивы не соответствия заявки и затрат заявителя Программе субсидирования, отказ подписан полномочным лицом.
Доводы заявителя о том, что на сайте Комитета имелась распечатка Программы субсидирования, в которой имеется ссылка на возможность предъявления к возмещению затрат на разработку секретов производства, не принимаются. Те затраты, на которые ссылается заявитель, в официально опубликованном тексте Перечня затрат, подлежащих возмещению в 2011 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденного Распоряжением №222-p, относятся лишь к затратам, связанным с индивидуализацией юридического лица.
С учетом изложенного действия Комитета, выразившиеся в отказе Обществу в предоставлении субсидии, являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявления не имеется, расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Так как при подаче заявления Общество уплатило госпошлину в большем размере, чем это предусмотрено статьей 333.21 НК РФ, в соответствии со статьей 333.40 того же Кодекса ему возвращается из федерального бюджета 2 000 руб.
Согласно частям 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 112, 167 – 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления ООО «СтройТекс» отказать.
Возвратить ООО «СтройТекс» из федерального бюджета излишне оплаченную госпошлину в сумме 2000 рублей, о чем выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Иванилова О.Б.