Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 января 2018 года Дело № А56-59030/2017
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Саморегулируемой организации Ассоциация строительных организаций «ОПОРА-Строй»
к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо: Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»
о признании незаконными распоряжения от 22.05.2017 № 05-3760/Рк, предписания от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР, уведомлений от 14.06.2017 № 05-3760-2004/У и от 28.06.2017 № 05-3760-2191/У, протоколов об административных правонарушениях от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ, определений о назначении места и времени рассмотрения дела от 11.07.2017 № 05-3760-2752/О и № 05-3760-2751/О, постановлений о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2635/ПС и № 05-3760-2633/ПС, распоряжения от 25.07.2017 № 05-5308/Рк
при участии
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 22.12.2016
от третьего лица – не явился извещен
установил:
Саморегулируемая организация Ассоциация строительных организаций «ОПОРА-Строй» (далее – Ассоциация «ОПОРА-Строй», Ассоциация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными распоряжения Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, Ростехнадзор) от 22.05.2017 № 05-3760/Рк, предписания от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР, уведомлений от 14.06.2017 № 05-3760-2004/У и от 28.06.2017 № 05-3760-2191/У, протоколов об административных правонарушениях от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ, определений о назначении места и времени рассмотрения дела от 11.07.2017 № 05-3760-2752/О и № 05-3760-2751/О, постановлений о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2635/ПС и № 05-3760-2633/ПС, распоряжения от 25.07.2017 № 05-5308/Рк.
Определением от 23.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее - Ассоциация «Национальное объединение строителей).
От заявителя поступило устное ходатайство о замене стороны по делу с Ассоциации «ОПОРА-Строй» на Ассоциацию «Национальное объединение строителей». От Ассоциации «Национальное объединение строителей» поступили письменные возражения относительно замены стороны по делу. Суд отказывает в замене стороны по делу, поскольку в данном случае отсутствуют предусмотренные статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) основания для процессуальной замены стороны по делу.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, представленным в отзыве.
Ассоциация «ОПОРА-Строй» и Ассоциация «Национальное объединение строителей» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, распоряжением заместителя руководителя Управления от 22.05.2017 № 05-3760/Рк назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Ассоциацией «ОПОРА-Строй» требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Распоряжение издано на основании поступившей в Управление информации органа государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями) Ростехнадзора от 17.05.2017 № 00-03-05/519.
По результатам проверки составлен акт от 08.06.2017 № 05-3760-3891/А о выявленных нарушениях.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые отражены в предписании от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР.
1) В нарушение часть 6 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действиеГрадостроителыюго кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ). Членство в СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» юридических лиц не прекращено на основании поступивших от них уведомлений о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации с последующим псреходом в другую саморегулируемую организацию с даты, указанной в таком уведомлении: ООО «Стройнефть» ИНН <***>.
2) В нарушение части 6 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ. Членство в СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» прекращено в нарушение сроков, указанных в уведомлении о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулирусмой организации с последующим переходом в другую саморегулируемую оргаиизацию, в отношении следующих юридических лиц: ООО «ВК-Альянс» ИНН <***> (дата в уведомлении с 01.03.2017, исключено 03.04.3017), ООО СТЭК» ИНН <***> (дата в уведомлении с 28.02.2017, исключено 03.04.3017).
3) В нарушение части 13 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ. СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» в нарушение срока (семь рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов) перечисляются взносы в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят юридические лица, индивидуальный предприниматель. Так, например:
3.1. ООО «Стройбизнесгруппа» ИНН <***>, заявление о перечислении ранее внесенного взноса в компенсационный фонд от 28.11.2016 № 275, поступило в Ассоциацию 05.12.2016 № 829-С. Согласно платежному поручению от 28.12.2016 взнос в компенсационный фонд в сумме 500 000 рублей был перечислен 28.12.2016.
3.2. ООО «Легион» ИНН <***>, заявление о перечислении взноса в компенсационный фонд от 01.12.2016, поступило в Ассоциацию 07.12.2016 № 842-С. Согласно платежному поручению от 19.12.2016 № 7 компенсационный фонд в сумме 100 000 рублей был перечислен 19.12.2016.
3.3ООО «Строительная компания Саламандра» ИНН <***>, заявление о перечислении взноса в компенсационный фонд от 08.09.2016, поступило в Ассоциацию 09.09.2016 № 410-С. Согласно платежному поручению от 19.12.2016 № 8 взнос в компенсационный фонд в сумме 100 000 рублей был перечислен 19.12.2016.
3.4. ООО «ТехПромИнженеринг» ИНН <***> заявление о перечислении взноса в компенсационный фонд от 27.10.2016, поступило в Ассоциацию 31.10.2016 № 620-С. Согласно предварительной выписке по счету № 40703810500502000412 с 13.12.2016 по 13.12.2016 взнос в компенсационный фонд в размере 150 000 рублей был перечислен 13.12.2016.
4) В нарушение части 13 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ. СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» не в полном объеме перечисляется внесенный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взнос в компенсационный фонд в саморегулирусмую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Так, например:
4.1. ООО «Легион» ИНН <***>, уплачивало взнос в компенсационный фонд 300 000 рублей, согласно платежному поручению от 19.12.2016 № 7 взнос в компенсационный фонд в Ассоциацию саморегулируемая организация Ярославской области «ГЛАВВЕРХНЕВОЛЖСКСТРОЙ» был перечислен в сумме 100 000 рублей.
4.2. ООО «Строительная компания Саламандра» ИНН <***>, уплачивало взнос в компенсационный фонд 300 000 рублей, согласно платежному поручению от 19.12.2016 № 8, взнос в компенсационный фонд в Саморегулируемую организацию Ассоциация строителей «Альянс строителей профессионалов» был перечислен в сумме 100 ООО рублей.
4.3. ООО «ТсхПромИнженериш» ИНН <***>, уплачивало взнос в компенсационный фонд 300 000 рублей, согласно предварительной выписке по счету № 40703810500502000412 с 13.12.2016 по 13.12.2016 взнос в компенсационный фонд был перечислен в Ассоциацию «Саморегулируемая организация «Тверское объединение строителей» в размере 150 ООО рублей.
5) В нарушение части 2 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ, части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). По состоянию на 08.06.2017 средства компенсационного фонда СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» не размещены на специальных счетах.
Так, средства компенсационного фонда размещены: но Договору счета доверительного управления от 08.05.2015 с ООО «Внешпромбанк» на сумму 1 127 931,18 рублей;
по Депозитному договору от 16.06.2015 № YR.62/15 с ООО «Внешпромбанк» на сумму 139 611 230, 10 рублей;
по Депозитному договору от 14.05.2015 № TR.55/15 с ООО «Внешпромбанк» на сумму 184 456 465,75 рублей;
по Договору пополняемого депозита с периодической выплатой процентов от 26.04.2013 № 220-ЮЛ с ООО Коммерческий банк «Монолит» на сумму 42 000 000 рублей.
6) В нарушение статей 55.16, 55.16-1 ГрК РФ, части 2 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ. Согласно Договору доверительного управления средствами компенсационного фонда от 21.04.2015 № ДУ-3941 Некоммерческое партнерство строительных организаций «ОПОРА-Строй» - передает Управляющей компании (ЗАО «СОЛИД Менеджмент») в доверительное управление имущество, составляющее средства компенсационного фонда.
7) В нарушение пункта 5 статьи 55.10 ГрК РФ. В соответствии с протоколом заседания СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» от 27.02.2017 № 10 02-2017-С принято решение поручить директору СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» средства компенсационного фонда, размешенные на специальном счете в Санкт-Петербургском РФ АО «Россельхозбанк» в размере 13 756 872 рубля разместить на специальном счете в Санкт-Петербургском филиале ПАО «Промсвязьбанк».
8) В нарушение статей 55.5, 55.16 ГрК РФ. Согласно пункту 3.1 «Положения о резервном фонде», утвержденного внеочередным собранием членов Ассоциации «ОПОРА-Строй» 10.03.2017, протокол № 15, средства резервного фонда, сформированного в соответствии с Положением, в случае подтверждения утраты средств направляются Советом Ассоциации на пополнение Фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 55.5 ГрК РФ внутренние документы саморегулируемой организации не могут противоречить законодательству РФ.
В соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ компенсационный фонд формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации.
9) В нарушение пункта 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ). В соответствии с пунктом 8.1. Договора доверительного управления средствами компенсационного фонда от 21.04.2015 № ДУ-3941 Договор заключен по результатам конкурса по отбору управляющей компании, на основании решения Конкурсной комиссии (Протокол № 1 от 14.04.2015), утвержденному решением Совета партнерства (Протокол №23/04-2015-С от 15.04.2015).
На официальном сайте СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/ указанный протокол не размещен.
10) В нарушение части 14 статьи 55.5 ГрК РФ. «Положение о резервном фонде», утвержденное внеочередным общим собранием членов Ассоциации «ОПОРА-Строй» 10.03.2017, протокол № 15, не было направлено в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор).
11) В нарушение подпункта «в» пункта 12 Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 803 (далее – Требования № 803), частей 4, 5 статьи 7 Закона № 315-ФЗ на официальном сайте СРО Ассоциация «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/index.php/informatsiya-podlezhashchaya-raskrytiyu/memberlist/reestr-chienov-sro не возможно определить дату и время размещения информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда.
Управление направило Ассоциации «ОПОРА-Строй» уведомления от 14.06.2017 № 05-3760-2004/У и от 28.06.2017 № 05-3760-2191/У о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По результатам проверки Управлением составлены протоколы об административных правонарушениях от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ, по которым действия Ассоциации «ОПОРА-Строй» квалифицированы по части 3 статьи 14.52 КоАП РФ и части 1 статьи 14.52 КоАП РФ соответственно.
Управление вынесло определения о назначении места и времени рассмотрения дела от 11.07.2017 № 05-3760-2752/О и № 05-3760-2751/О.
По результатам рассмотрения дел Управление вынесло постановление о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2635/ПС, которым Ассоциация «ОПОРА-Строй» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.52 КоАП РФ в виде предупреждения, поскольку в нарушение пункта 4 части 2 статьи 7 Закона № 315-ФЗ на официальном сайте Ассоциации «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/ протокол Совета партнерства №23/04-2015-С от 15.04.2015 не размещен.
Также Управлением вынесло постановление о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2633/ПС, которым Ассоциация «ОПОРА-Строй» привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.52 КоАП РФ в виде взыскания 10 000 руб. штрафа, поскольку в нарушение подпункта «в» пункта 12 № 803, частей 4, 5 статьи 7 Закона № 315-ФЗ на официальном сайте Ассоциации «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/index.php/informatsiya-podlezhashchaya-raskrytiyu/memberlist/reestr-chienov-sro не возможно определить дату и время размещения информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда.
В целях проверки выполнения ранее выданного предписания от 08.06.2017 № 5-3760-1868/ПР заместитель начальника Управления вынес распоряжение от 25.07.2017 № 05-5308/Рк о проведении внеплановой документарной проверки Ассоциации «ОПОРА-Строй».
Ассоциация «ОПОРА-Строй» оспорила в арбитражный суд распоряжение от 22.05.2017 № 05-3760/Рк, предписание от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР, уведомления от 14.06.2017 № 05-3760-2004/У и от 28.06.2017 № 05-3760-2191/У, протоколы об административных правонарушениях от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ, определения о назначении места и времени рассмотрения дела от 11.07.2017 № 05-3760-2752/О и № 05-3760-2751/О, постановления о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2635/ПС и № 05-3760-2633/ПС, распоряжение от 25.07.2017 № 05-5308/Рк.
Согласно части 6 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ членство в саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, направивших в саморегулируемую организацию уведомление, предусмотренное пунктом 1 части 5 настоящей статьи, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
В соответствии с частью 13 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания саморегулируемой организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 4 июля 2016 года отсутствовала саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - вновь созданная саморегулируемая организация), вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации либо со дня внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, но не позднее 1 сентября 2017 года. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены другой саморегулируемой организации либо факт внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, и документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены вновь созданной некоммерческой организации.
В силу части 13.1 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям части 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию денежные средства в размере внесенного такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) или в случае, установленном частью 13.2 настоящей статьи, в размере, определенном решением общего собрания членов саморегулируемой организации.
Как предусмотрено частью 2 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ, саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - саморегулируемая организация) обязана в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация, с приложением документа (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданного такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.
Согласно части 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 55.10 ГрК РФ установлено, что к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относится установление размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации: компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, порядка формирования таких компенсационных фондов. При этом размеры взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации устанавливаются не ниже минимальных размеров взносов в такие компенсационные фонды, предусмотренных частями 10 – 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса;
В силу части 3 статьи 55.5 ГрК РФ внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить законодательству Российской Федерации и уставу некоммерческой организации.
Исходя из положений статьи 55.16 ГрК РФ, компенсационный фонд формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации.
Пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Согласно части 14 статьи 55.5 ГрК РФ внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети «Интернет» и направлению (за исключением решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в отношении членов саморегулируемой организации) на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Частью 5 статьи 7 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Требований № 803 программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям возможность определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что Ростехнадзором установлено совершение Ассоциацией «ОПОРА-Строй» вменяемых ей нарушений.
Вместе с тем Ассоциация «ОПОРА-Строй» указывает на допущенные при вынесении предписания нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Ассоциация ссылается на отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 55.19 ГрК РФ государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Законом № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Как установлено пунктом 2 части 4 статьи 55.19 ГрК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:
а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;
б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;
в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В данном случае проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 22.05.2017 № 05-3760/Рк о проведении внеплановой выездной проверки, которое издано на основании поступившей в Управление информации органа государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями) Ростехнадзора от 17.05.2017 № 00-03-05/519 о фактах нарушения Ассоциацией «ОПОРА-Строй» требований статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ и норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 55.19 ГрК РФ предметом проверки является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 13 распоряжения от 22.05.2017 № 05-3760/Рк указаны необходимые для проведения проверки документы, согласующиеся между собой и относящиеся к предмету проводимой проверки в рамках требований законодательства.
Проверочные мероприятия проведены в соответствии с задачами и предметом проверки, указанными в распоряжении от 22.05.2017 № 05-3760/Рк, с которым был ознакомлен директор ФИО3
При таких обстоятельствах Управление при проведении проверки в отношении Ассоциации «ОПОРА-Строй» не нарушило требования Закона № 294-ФЗ.
Ассоциация «ОПОРА-Строй», ссылаясь на статью 11 Закона № 315-ФЗ, отмечает, что документарными требованиями Ростехнадзора незаконно и необоснованно возложена обязанность устранить нарушения до рассмотрения судебных разбирательств, при этом, какие именно нарушения необходимо устранить не указано, установлены незаконные сроки устранения.
Суд отклоняет данные доводы в связи со следующим.
Согласно статье 11 Закона № 315-ФЗ любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
Проведенная Управлением в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона № 294-ФЗ проверка деятельности саморегулируемой организации не противоречит порядку оспаривания действия (бездействие) и (или) решения саморегулируемой организации, установленному статьей 11 Закона № 315-ФЗ. Данные положения дополняют друг друга, обеспечивая наиболее полную защиту прав и законных интересов членов саморегулируемой организации.
В соответствии со статьей 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По результатам проверки Управление выдало Ассоциации «ОПОРА-Строй» предписание от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР, которым обязало ее устранить выявленные нарушения требований законодательства, норм и правил в установленной сфере деятельности в указанные сроки, а также описание и характер выявленных нарушений, нормативный правовой акт требования которого нарушено или не соблюдено, срок устранения нарушений.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона № 191-ФЗ не устанавливают сроки выполнения мероприятий по соблюдению требований законодательства в области саморегулирования.
Между тем указанные в предписании сроки установлены с учетом сроков, определенных в нормативно-правовых актах, которые Ассоциация должна была соблюдать при осуществлении своей деятельности.
Учитывая изложенное, по своему содержанию обжалуемое предписание в совокупности с актом проверки, не содержит неясностей по формулировке. Текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса, об устранении каких нарушений идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должно совершить Ассоциация для устранения выявленных нарушений.
При этом лицо, обязанное исполнить указания имеющего властный характер ненормативного акта уполномоченного органа, самостоятельно избирает для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения нарушения, указанного в предписании.
Таким образом, предписание Управления от 08.06.2017 № 05-3760-1868/ПР соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Ассоциации «ОПОРА-Строй».
Ассоциация в числе прочего обжаловала в арбитражный суд уведомления от 14.06.2017 № 05-3760-2004/У и от 28.06.2017 № 05-3760-2191/У, протоколы об административных правонарушениях от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ, определения о назначении места и времени рассмотрения дела от 11.07.2017 № 05-3760-2752/О и № 05-3760-2751/0.
Между тем указанные акты не носят властно-распорядительный характер, не возлагают на Ассоциацию обязанности по устранению выявленного нарушения, являются необходимым процессуальными документами, фиксирующими совершение сотрудниками Управления необходимых действий в ходе проверки, не содержат отдельных предписаний, распоряжений, обязательных для исполнения и не влекут для Ассоциации правовых последствий, поэтому не могут нарушать ее права и законные интересы; такте акты нельзя признать ненормативными правовыми актом, оспаривание которых предусмотрено процессуальным законом.
Указанные обстоятельства также относятся и к распоряжениям Управления от 22.05.2017 № 05-3760/Рк и от 25.07.2017 № 05-5308/Рк, которое отменено распоряжением от 04.08.2017 № 05-5614/Рк-о.
При этом согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В рассматриваемом случае Ассоциация «ОПОРА-Строй» оспаривает постановления Управления о назначении административного наказания от 20.07.2017 № 05-3760-2635/ПС, а также от 20.07.2017 № 05-3760-2633/ПС. Именно в рамках проверки данных постановлений суд проводит проверку соблюдения Управлением процедуры привлечения Ассоциации к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.52 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, документов и информации на официальном сайте саморегулируемой организации в сети «Интернет» в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением нарушений, указанных в части 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона № 315-ФЗ саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Согласно части 14 статьи 55.5 ГрК РФ внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, изменения, внесенные в эти документы, решения, принятые постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети «Интернет» и направлению (за исключением решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в отношении членов саморегулируемой организации) на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
В соответствии с частью 3 статьи 14.52 КоАП РФ размещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организации в сети «Интернет», с нарушением требований к обеспечению доступа к этим документам и информации, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом такой саморегулируемой организации в сети «Интернет» влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 5 статьи 7 Закона № 315-ФЗ предусмотрено, что требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Требований № 803 программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования официальным сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны предоставлять пользователям возможность определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте.
Исследовав представленные в материалы дела акт проверки от 08.06.2017 № 05-3760-3891/А, снимки с официального сайта Ассоциации «ОПОРА-Строй», протоколы от 11.07.2017 № 05-3760-2871/ПТ и № 05-3760-2866/ПТ об административных правонарушениях, суд считает, что Управление обоснованно установило неразмещение на официальном сайте Ассоциации «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/ протокола Совета партнерства №23/04-2015-С от 15.04.2015, что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 7 Закона № 315-ФЗ, а также невозможность определить дату и время размещения информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда на официальном сайте Ассоциации «ОПОРА-Строй» http://орога-s.ru/index.php/informatsiya-podlezhashchaya-raskrytiyu/memberlist/reestr-chienov-sro, что является нарушение подпункта «в» пункта 12 № 803, частей 4, 5 статьи 7 Закона № 315-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушения вызваны чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Ассоциация не представила доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 3 статьи 14.52 КоАП РФ, и вины Ассоциации «ОПОРА-Строй» в их совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный стать ей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел не истек.
Соответственно, Управление сделало обоснованный вывод о наличии в действиях Ассоциации составов нарушения, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 14.52 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенных Ассоциацией нарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Ассоциация не представила доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенные им правонарушения в качестве малозначительных.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, Управление правомерно и обоснованно привлекло Ассоциацию «ОПОРА-Строй» к ответственности в пределах санкций, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 14.52 КоАП РФ.
В связи с этим суд считает, что заявленные Ассоциацией «ОПОРА-Строй» требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.