Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 ноября 2014 года Дело № А56-59206/2014
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Варениковой А.О. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пырской В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Частный кредит»
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
третье лицо: Многофункциональный центр Выборгского района по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.03.2013 №3/13),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 26.12.2013 №110),
от третьего лица: ФИО3 (доверенность от 24.10.2014),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Частный кредит» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу (далее – Росреестр, заинтересованное лицо), выразившихся в нарушении сроков предоставления государственной услуги и выдачи документов заявителю после государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Многофункциональный центр Выборгского района по Санкт-Петербургу (далее – МФЦ).
Принимая во внимание подготовленность дела к судебному разбирательству, в отсутствие возражений сторон, суд, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и пояснил, что государственная регистрация представляет собой совокупность действий государственного органа, включающих в себя в том числе, прием и выдачу документов заявителям. Общий срок государственной услуги установлен законодателем. Нарушение сроков выдачи документов свидетельствует о нарушении срока государственной регистрации в целом.
Представитель Росреестра, возражая на доводы заявителя, ссылается на то, что сама государственная регистрации права произведена в установленные сроки – 15.08.2014. В то же время представитель заинтересованного лица подтвердил, что в МФЦ документы действительно были переданы только 25.08.2014, в подтверждение чего представил реестр отправки корреспонденции.
Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
Общество 25.07.2014 через МФЦ передало в Росреестр документы на государственную регистрацию ипотеки нежилого помещения. На расписке о получении документов на государственную регистрацию была указана дата окончания срока регистрации – 15.08.2014. Однако фактически документы поступили в МФЦ для передачи их заявителю только 28.08.2014.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом одновременно и несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон №122-ФЗ).
Согласно названной норме государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из смысла положений пункта 1 статьи 13 вышеназванного Закона порядок регистрации состоит из нескольких этапов, последним из которых является выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 13 Закона №122-ФЗ государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений проводится не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, ипотеки жилых помещений не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.
Поскольку пунктом 3 статьи 13 Закона №122-ФЗ установлен 15-дневный срок для регистрации договора ипотеки, то, срок выдачи документов должен быть установлен на следующий рабочий день после истечения указанного срока.
Подтверждением указанного вывода является также положение статьи 18 вышеназванного Закона, предусматривающего, что при наличии в заявлении о государственной регистрации прав указания о выдаче документов после проведения государственной регистрации прав через многофункциональный центр орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан передать соответствующие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, таких документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация договора ипотеки осуществлена уполномоченным органом 15.08.2014. Однако документы в МФЦ переданы только 25.08.2014, то есть с нарушением установленных сроков.
При таких обстоятельствах доводы представителя Росреестра о том, что поскольку срок выдачи документов после их государственной регистрации в Законе №122-ФЗ прямо не установлен, то выдача документов 28.02.2014 при фактически произведенной государственной регистрации 15.08.2014 не нарушает прав заявителя, является ошибочным и противоречит положениям названного закона. Следовательно, требования Общества о признании неправомерными действий (бездействия) Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по несвоевременной выдаче документов подлежат удовлетворению.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит 2 000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, выразившиеся в нарушении сроков выдачи документов заявителю после государственной регистрации.
2. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Частный кредит» 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Вареникова А.О.