ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-59519/12 от 10.12.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 декабря 2012 года Дело № А56-59519/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Семеновой И.С.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болотовой Л.Д.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Товарищество собственником жилья "Заневский"

заинтересованные лица

1)Главный государственный инспектор Красногвардейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору Батдыев Руслан Тейркулович

2)Главное Управление МЧС России по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления от 18.09.2012 №2-14-1026, №2-14-1025

при участии

от заявителя: представитель Андреева А.Э., доверенность от 20.08.2012;

от заинтересованных лиц:

1)представитель Августов А.В., доверенность от 01.09.2012;

2)представитель Майкова О.А., доверенность от 20.11.2011;

установил:

Товарищество собственником жилья "Заневский" (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления, вынесенного Главным государственным инспектором Красногвардейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору Батдыевым Русланом Тейркуловичем(далее – Отдел) от 18.09.2012 №2-14-1026.

Товарищество ссылается на отсутствие состава вменяемого ему административного правонарушения.

Отдел и Главное Управление МЧС России по Санкт-Петербургу возражают против удовлетворения заявленного требования, полагая, что материалами административного дела доказаны как событие административного правонарушения, так и вина Товарищества в его совершении.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы арбитражный суд установил:

- 14.09.2012 Отделом на основании распоряжения соблюдения требований пожарной безопасности от 28.08.2012 №2-14-990 о проведении внеплановой выездной проверки с целью исполнения требований Прокуратуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга о проведении внеплановой проверки №10-6Н/2012 от 28.08.2012, была проведена проверка многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями в отношении Товарищества собственником жилья "Заневский" расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д.47, корп.1, о чем составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности №2-14-990;

- 14.09.2012 государственным инспектором Красногвардейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору Августовым А.В., с участием законного представителя Товарищества - председателя правления Почтаревой Г.С., были составлены протоколы об административных правонарушениях №2-14-1023, №2-14-1024, №2-14-1025, №2-14-1026;

- 14.09.2012 Отделом вынесено предписание №2-14-990/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.12.2012;

- 18.09.2012 Главным государственным инспектором Красногвардейского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору Батдыевым Р.Т.,с участием законного представителя Товарищества - председателя правления Почтаревой Г.С., были вынесены постановления №2-14-1025, №2-14-1026 о назначении административного наказания, которыми Товарищество привлечено к административной ответственности по ч.1, 3, 4 ст.20.4 и ч.8 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб. и 120 000 руб. соответственно, которыми Товариществу вменены нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации: Строительные нормы и правила 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее СНиП 21-01-97) приняты и введены в действие с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7, Строительные нормы и правила 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СНиП 2.07.01-89), "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее ППР), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, а именно:

- помещения правления не оборудованы соответствующей системой автоматической противопожарной защиты, что является нарушением п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п.п.4,14 НПБ 110-03 п.61. ППР;

- помещения правления не оборудованы соответствующей системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п.п. 1.1,1.4*.6.7* СНиП 21-01-97* табл.2 п.5.1 НПБ 104-03 п.61. ППР;

- помещения правления не обеспечены необходимым количеством огнетушителей п.п.465, 475, 478 ППР;

- в помещениях правления не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны п. 6. ППР;

- в помещениях правления не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности п. 33. ППР;

- с сотрудниками правления не проведено обучение мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа п.З. ППР в РФ п. 6 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

- не представлены сертификаты на отделку путей эвакуации из помещений правления (обои, линолеум), что является нарушением п.33. ППР в РФ п.6.25* СНиП 21-01-97*;

- не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего акта испытаний (не реже 1 раза в 5 лет), что является нарушением п. 24. ППР;

- на лестничной клетке эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции п. 42. ППР;

- для отделки стен лестничных клеток используются материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (масляная краска), что является нарушением п.33 ППР, п.6.25* СНиП 21-01-97*;

- на 1-ом этаже помещения нотариуса не отделены от помещений жилой части дома противопожарными перегородками 1-го типа без проемов, что является нарушением п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003;

- в лестничных клетках не соблюдены проектные решения (установлены дополнительные перегородки), что является нарушением п.33 ППР;

- противопожарные двери в чердачные помещения не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, что является нарушением п. 7.17 СНиП 21-01-97*;

- в чердачных помещениях установлены выделенные помещения с оборудованием, что является нарушением п. 23. ППР;

- не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) стропил и обрешетки чердачных покрытий (периодичность не реже 2 раз в год), что является нарушением п.21. ППР, п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.1.14 СНиП 31-01-2003;

- предел огнестойкости дверей в ограждающих конструкциях помещений машинных отделений лифтов менее Е 30, что является нарушением п.п.1.1.1.4*. 7.22*.5.14*(табл. 1 и 2*) СНиП 21-01-97*;

- заделаны окна в отсеках подвального этажа, выделенном противопожарными преградами, что является нарушением п.п. 1.1.1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.4.2 СНиП 31-01-2003;

- не обеспечено исправное содержание подъездов к зданию (установлены павильоны на расстоянии менее нормативного (~1,5м)), что является нарушением п.75 ППР, п.п.1.1., 1.4* СНиП 21-01-97, табл.1, п.1, прил.1 СНиП 2.07.01-89;

- в соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, влечет ответственность юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- согласно части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- в силу части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- в соответствии с ч. 8 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;

- согласно п.1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов;

- в силу п.4.14 НПБ 110-03 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- в соответствии с п.465 ППР выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара. Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

для пожаров класса A - порошок ABCE;

для пожаров классов B, C, E - порошок BCE или ABCE;

для пожаров класса D - порошок D.

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые. Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители;

- согласно п. 475 ППР каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа;

- в силу п. 478 ППР руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы;

- в соответствии с п.6 ППР в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- согласно п.33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности);

- в силу п.3 ППР лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности;

- в соответствии с п.6 НПБ противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации;

- согласно п.6.25 СНиП 21-01-97 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов;

- в силу п.24 ППР руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний;

- в соответствии п.42 ППР запрещается:

а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ;

- согласно п.7.1.12 СНиП 31-01-2003 помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа;

- в силу п.7.17 СНиП 21-01-97 при пожаре проемы в противопожарных преградах должны быть, как правило, закрыты. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а двери, ворота, люки и клапаны должны иметь устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах. Двери, ворота, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре;

- в соответствии п.23 ППР на объектах запрещается:

а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;

б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;

г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);

ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;

з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;

л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;

м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;

- согласно п.21 ППР руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год;

- в силу п.7.1.14 СНиП 31-01-2003 кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из горючих материалов. В зданиях с чердаками (за исключением зданий V степени огнестойкости) при устройстве стропил и обрешетки из горючих материалов не допускается применять кровли из горючих материалов, а стропила и обрешетку следует подвергать огнезащитной обработке. При конструктивной защите этих конструкций они не должны способствовать скрытому распространению горения;

- в соответствии с п.7.22 СНиП 21-01-97 ограждающие конструкции лифтовых шахт (кроме указанных в 6.33) и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется. При невозможности устройства в ограждениях вышеуказанных лифтовых шахт противопожарных дверей следует предусматривать тамбуры или холлы с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа или экраны, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости должен быть не ниже ЕI 45. В зданиях с незадымляемыми лестничными клетками должна предусматриваться автоматическая противодымная защита лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. Ствол мусоропроводов следует выполнять из негорючих материалов;

- согласно п.5.14 СНиП 21-01-97 противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*

Таблица 1

Противопожар-
 ные преграды

Тип противо-
 пожарных
 преград

Предел огне-
 стойкости
 противопо-
 жарной прег-
 рады, не ме-
 нее

Тип заполне-
 ния проемов,
 не ниже

Тип тамбур-
  шлюза, не
  ниже

Стены

1
  2

REI 150
  REI 45

1
  2

1
  2

Перегородки

1
  2

ЕI 45
  ЕI 15

2
  3

1
  2

Перекрытия

1
  2
  3
  4

RЕI 150
  RЕI 60
  RЕI 45
  RЕI 15

1
  2
  2
  3

1
  1
  1
  2

Таблица 2*

Заполнения проемов в
  противопожарных
  преградах

Тип заполнений про-
  емов в противопожар-
  ных преградах

Предел огнестойкости,
 не ниже

Двери, ворота, люки,
 клапаны

1
  2
  3

ЕI 60
  ЕI 30 <*>
  ЕI 15

Окна

1
  2
  3

Е 60
  Е 30
  Е 15

Занавесы

1

ЕI 60

<*> Предел огнестойкости дверей шахт лифтов допускается
 принимать не менее Е 30.

Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными.

Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2 - 4-го типов класса К1;

- в силу п.7.4.2 СНиП 31-01-2003 в каждом отсеке подвального или цокольного этажа, выделенном противопожарными преградами, следует предусматривать не менее двух окон размерами не менее 0,9 х 1,2 м с приямками. Свободную площадь указанных окон необходимо принимать по расчету, но не менее 0,2% площади пола этих помещений. Размеры приямка должны позволять осуществлять подачу огнетушащего вещества из пеногенератора и удаление дыма с помощью дымососа (расстояние от стены здания до границы приямка должно быть не менее 0,7 м);

- согласно п.74 ППР руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники;

- в силу п.1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов;

- в соответствии п.1.4 СНиП 21-01-97 противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем;

- согласно табл.1 п.1 прил.1 противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76.

-------------------------T----------------------------------------

Степень огнестойкости ¦ Расстояние, м, при степени

здания ¦ огнестойкости зданий

+----------T----------T------------------

¦ I, II ¦ III ¦ IIIа, IIIб,

¦ ¦ ¦ IV, IVа, V

-------------------------+----------+----------+------------------

I, II ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10

III ¦ 8 ¦ 8 ¦ 10

IIIа, IIIб, IV, IVа, V ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15


 Примечания*. 1. Классификацию зданий по степени огнестойкости следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85.

2. Расстоянием между зданиями и сооружениями считается расстояние в свету между наружными стенами или другими конструкциями. При наличии выступающих более чем на 1 м конструкций зданий или сооружений, выполненных из горючих материалов, принимается расстояние между этими конструкциями.

3. Расстояние между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий IIIа, IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости.

4. В районах сейсмичностью 9 баллов расстояние между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IVа, V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20%.

5. Расстояния от зданий любой степени огнестойкости до зданий IIIа, IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта, в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25%.

6*. Расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50%.

7. Для двухэтажных зданий каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, крытых горючими материалами, противопожарные расстояния необходимо увеличивать на 20%.

8. Расстояния между зданиями I и II степеней огнестойкости допускается предусматривать менее 6 м при условии, если стена более высокого здания, расположенная напротив другого здания, является противопожарной.

9. Расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл. 1* с учетом Примеч. 10. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются.

10. Расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям СНиП 2.08.01-89.

11. Расстояния между хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями), расположенными вне территории усадебных участков, не нормируются при условии, если площадь застройки сблокированных хозяйственных построек не превышает 800 м2. Расстояния между группами сблокированных хозяйственных построек принимаются по табл. 1*. Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, - 15 м.

- из представленных материалов административного дела, в том числе акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 14.09.2012 №2-14-990, протоколов об административных правонарушениях №2-14-1023, №2-14-1024, №2-14-1025, №2-14-1026 от 14.09.2012, предписания №2-14-990/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 14.09.2012, постановлений о назначении административного наказания от 18.09.2012№2-14-1026, №2-14-1025, следует, что Товариществом при обслуживании многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д.47, корп.1 допущены нарушения норм пожарной безопасности, а именно:

- помещения правления не оборудованы соответствующей системой автоматической противопожарной защиты, что является нарушением п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п.п.4,14 НПБ 110-03 п.61. ППР;

- помещения правления не оборудованы соответствующей системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п.п. 1.1,1.4*.6.7* СНиП 21-01-97* табл.2 п.5.1 НПБ 104-03 п.61. ППР;

- помещения правления не обеспечены необходимым количеством огнетушителей п.п.465, 475, 478 ППР;

- в помещениях правления не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны п. 6. ППР;

- в помещениях правления не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности п. 33. ППР;

- с сотрудниками правления не проведено обучение мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа п.З. ППР в РФ п. 6 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

- не представлены сертификаты на отделку путей эвакуации из помещений правления (обои, линолеум), что является нарушением п.33. ППР в РФ п.6.25* СНиП 21-01-97*;

- не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего акта испытаний (не реже 1 раза в 5 лет), что является нарушением п. 24. ППР;

- на лестничной клетке эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции п. 42. ППР;

- для отделки стен лестничных клеток используются материалы с неопределёнными показателями пожарной опасности (масляная краска), что является нарушением п.33 ППР, п.6.25* СНиП 21-01-97*;

- на 1-ом этаже помещения нотариуса не отделены от помещений жилой части дома противопожарными перегородками 1-го типа без проемов, что является нарушением п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003;

- в лестничных клетках не соблюдены проектные решения (установлены дополнительные перегородки), что является нарушением п.33 ППР;

- противопожарные двери в чердачные помещения не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, что является нарушением п. 7.17 СНиП 21-01-97*;

- в чердачных помещениях установлены выделенные помещения с оборудованием, что является нарушением п. 23. ППР;

- не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) стропил и обрешетки чердачных покрытий (периодичность не реже 2 раз в год), что является нарушением п.21. ППР, п.п. 1.1,1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.1.14 СНиП 31-01-2003;

- предел огнестойкости дверей в ограждающих конструкциях помещений машинных отделений лифтов менее Е 30, что является нарушением п.п.1.1.1.4*. 7.22*.5.14*(табл. 1 и 2*) СНиП 21-01-97*;

- заделаны окна в отсеках подвального этажа, выделенном противопожарными преградами, что является нарушением п.п. 1.1.1.4* СНиП 21-01-97* п. 7.4.2 СНиП 31-01-2003;

- не обеспечено исправное содержание подъездов к зданию (установлены павильоны на расстоянии менее нормативного (~1,5м)), что является нарушением п.75 ППР, п.п.1.1., 1.4* СНиП 21-01-97, табл.1, п.1, прил.1 СНиП 2.07.01-89;

- согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

- согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

- Товарищество должно и могло при обслуживании многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по адресу Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д.47, корп.1 соблюсти нормы пожарной безопасности, однако не сделано этого, что свидетельствует о наличии в его действиях вины;

- доказательств невозможности соблюдения указанных выше норм пожарной безопасности в материалах административного дела не имеется и в судебном заседании Товариществом не представлено;

- таким образом, представленными материалами административного дела доказаны событие административного правонарушения и вина Товарищества в его совершении;

- Товариществом ни при производстве по делу об административном правонарушении, ни в судебное заседание не представлены доказательства соблюдения требований пожарной безопасности в Российской Федерации;

- довод Товарищества о том, что Товарищество не несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности отклонено судом, поскольку согласно договору управления многоквартирного жилого дома Товарищество приняло на себя обязанности по надлежащему управлению и содержанию многоквартирного дома;

- ссылка Товарищества на малозначительность допущенного правонарушения отклоняется судом по следующим обстоятельствам;

- согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;

- в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям;

- малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");

- по смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству;

- допущенные Товариществом нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок и оснований для признания их малозначительными не имеется;

- при вышеуказанных обстоятельствах, материалами административного дела доказаны как событие административного правонарушения, так и вина Товарищества в его совершении;

- вместе с тем, постановление административного органа от 18.09.2012 № 2-14-1026 нельзя признать законным в силу следующего;

- в соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом;

- в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания;

- материалами дела подтверждается, что Управлением проведена проверка деятельности Общества, результаты которой оформлены актом от 14.09.2012 (л.д. 33-39);

- по результатам проверки Управлением 18.09.2012 были составлены протоколы об административных правонарушениях №2-14-1023, №2-14-1024, №2-14-1025, №2-14-1026 по ч. 1, ч. 3, ч. 4, ч. 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- в данном случае Обществом было совершено одно действие, содержащее составы административных правонарушений по части 1, 3, 4 и 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- постановлениями №2-14-1025, №2-14-1026 о назначении административного наказания, Товарищество привлечено к административной ответственности по ч.1, 3, 4 ст.20.4 и ч.8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб. и 120 000 руб. соответственно;

- санкция части 1, части 3 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает размер штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей;

- санкция части 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает размер штрафа на юридических лиц от 120 000 до 150 000 руб.;

- назначая дату рассмотрения административного дела по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, административный орган знал, что 18.09.2012 назначено рассмотрение дела в отношении Общества по части 8 статьи 20.4 КоАП РФ, однако, несмотря на то, что имело место одно действие (бездействие), дело было рассмотрено и назначено наказание административным органом с нарушением установленных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ положений;

- указанное нарушение суд находит существенным, нарушающим права юридического лица в части назначения наказания;

- с учетом изложенного вывода, административным органом нарушены нормы статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ);

- при установленных обстоятельствах постановление Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.09.2012 №2-14-1026 о привлечении Товарищества собственников жилья «Заневский» к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит признанию незаконным и отмене, в остальной части требования Общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 167, п. 2 статьи 176, статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 18.09.2012 №2-14-1026 о привлечении Товарищества собственников жилья «Заневский» к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в соответствии с ч. 5.1 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Семенова И.С.