Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 октября 2020 года Дело № А56-59584/2020
Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года . Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Петровой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Янтарное"
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
о признании недействительным распоряжения
при участии
от заявителя: ФИО2, доверенность от 03.08.2020.
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 03.09.2020, ФИО4, доверенность от 07.10.2019.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Янтарное» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции от 21.02.2020 № 569-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о включении многоквартирного жилого дома (далее – МКД) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 14, корп.4, лит. А, в реестр лицензии Общества.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы заявления, представители Инспекции возражали против его удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество 10.02.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
К заявлению Обществом был приложен протокол от 31.01.2020 № 01 общего сохранения собственников помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 14, корп.4, лит. А, договор управления МКД, реестр собственников помещений в МКД, заключивших договор управления МКД.
Инспекцией проведена проверка представленных Обществом документов, по результатам которой составлен акт от 20.02.2020.
Инспекция 21.02.2020 вынесла распоряжение № 569-рл, которым отказала во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпункта «е» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), а именно: решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом от 31.01.2020 № 01, имеют признаки ничтожности по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
Не согласившись с данным распоряжением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка, а в пункте 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "е").
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий послужили обнаруженные признаки ничтожности протокола общего собрания собственников от 31.01.2020 № 01, принятия данного решения при отсутствии необходимого кворума.
Как следует из акта проверки, Инспекция при исследовании решений собственников помещений установила несоответствие сведений о собственниках квартиры № 8, а именно: в реестре – ФИО5, в бюллетени – ФИО5, кв. № 62, а именно: в реестре – ФИО6, в бюллетени – ФИО7, кв. № 70 – в реестре – ФИО8, в бюллетени – ФИО9, кв. № 83 – в реестре - ФИО10, в бюллетени – ФИО11, кв. № 118, а именно: в реестре – ФИО12, в бюллетени – ФИО13, кв. № 162, а именно: в реестре – ФИО14, в бюллетени – ФИО15, кв. № 370, а именно: в реестре – ФИО16, в бюллетени – ФИО17 Решение собственника пом. 1Н - общества с ограниченной ответственностью «Лик» не подтверждено документами, подтверждающими его право собственности на данное помещение. Также выявлено несоответствие сведений о площади государственной собственности Санкт-Петербурга в МКД, в именно: в реестре – Санкт-Петербург (кв. № 22,43,45,99,117,152, 354), Санкт-Петербург, РФ, Управление Федеральной службы налоговой полиции по Ленинградской области обладает - 369,2 м.кв., в бюллетени – 67 м.кв. Таким образом, Инспекцией учтено только решение с площадью в 67 м.кв. Решения собственников помещений, обладающих 406, 94 м. кв., исключены из подсчета голосов. Таким образом, с учетом исключенных решений установлено, что в общем собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного обладающие 45,32 % голосов (16065,64 м.кв.) от общего числа голосов собственников помещений МКД (35448,6 м.кв.). По результатам исследования представленных документов Инспекцией установлено, что решения приняты при отсутствии необходимого кворума.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, фамилии собственников квартир № 62, 70, 83, 118, 162, 370 изменены в связи с заключением брака. Представленной в дело справой Администрация Выборгского района подтверждает участие в общем собрании собственников, зафиксированном протоколом от 31.01.2020 № 01, всей площадью, находящейся в собственности Санкт-Петербурга.
Также суд не согласен с изложенным Инспекцией в акте проверки доводом о том, что решение собственника помещения 1Н – ООО «Лик» площадью 130 м.кв. не подтверждено документами, подтверждающими его право собственности, поскольку в решении данного собственниками, как и в реестр собственников МКД указан номер и дата свидетельства о праве собственности ООО «Лик» на помещение (от 08.08.2006 № 78-78-01/0275/2006-263).
Согласно части 3 статьи 45 указанного ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 31.01.2020 № 01, общая площадь многоквартирного дома 35 448, 6 м.кв., в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники и их представители, владеющие 18 330,83 м.кв. жилых и нежилых помещений.
Таким образом, с учетом правомерно исключенных Инспекцией голосов собственника квартиры № 8 ФИО5 и неправомерно исключенных голосов собственников квартир № 62, 70, 83, 118, 162, 370, ООО «Лик» и Администрации, общее собрание собственников правомерно, кворум имелся.
Решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом от 31.01.2020 № 01, не оспаривалось и не признано недействительным в судебном порядке.
Администрация после получения от Общества данного протокола отменила распоряжение от 25.02.2019 № 731 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Выборгском районе Санкт-Петербурга».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления Общества Инспекцией не были учтены все обстоятельства, при которых состоялось голосование в МКД.
Таким образом, оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы Общества и является недействительным.
На основании вышеизложенного заявленные Обществом требования подлежат удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать недействительным распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21.02.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург № 569-рл.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга в течение 10 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Управления компания «Янтарное» о внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 14, корп. 4, лит. «А», приняв по результатам его рассмотрения решение с учетом выводов, изложенных в настоящем судебном акте, соответствующее нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Янтарное» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Петрова Т.Ю.