Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 декабря 2015 года Дело № А56-60705/2015
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2015 года. Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2015 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Трощенко Е.И. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Байыр М. А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "ИДАВАНГ"
заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня
о признании незаконным решений по классификации товара
при участии
от заявителя - ФИО1, доверенность от 10.08.2015
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.02.2015, ФИО3, доверенность от 19.10.2015, ФИО4, доверенность от 04.09.2015
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИДАВАНГ" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании незаконными решений Санкт-Петербургской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 31.03.2015 с регистрационными номерами: РКТ-10210000-15/000108, РКТ-10210000-15/000109, РКТ-10210000-15/000110, РКТ-10210000-15/000111, РКТ-10210000-15/000112, РКТ-10210000-15/000113, РКТ-10210000-15/000114, РКТ-10210000-15/000115, РКТ-10210000-15/000116, РКТ-10210000-15/000117, РКТ-10210000-15/000118, РКТ-10210000-15/000119.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, а представитель Таможни возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество заявило ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в суд, ссылаясь на то, что фактически о нарушении своих прав и интересов узнало только 05.06.2015, после получения требования об уплате таможенных платежей.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает причины пропуска срока на обжалование уважительными, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного контракта с датской компанией «ДанБредИнтернешнл (ДБИ)/CEA» от 02.05.2012 Общество ввезло в августе-октябре 2012 года на таможенную территорию таможенного союза товар (свиней), которые были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом ввезенный товар был задекларирован как свиньи живые чистопородные племенные, для разведения породы «Ландрас», заявлен ТН ВЭД ТС – 0103 10 000 0 (Живые животные, свиньи живые: чистопородные племенные животные, ставка ввозной таможенной пошлины – 0%).
В процессе таможенного декларирования таможенный орган подтвердил заявленный классификационный код, товар выпустил для внутреннего потребления.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Таможня приняла решения о необходимости классификации ввезенных Обществом товаров в соответствии с кодом 0103 92 190 0 ТН ВЭД ТС (живые животные, свиньи живые: прочие, прочие), ставка ввозной пошлины – с 12.08.2012 по 22.08.2012 – 40 %, ставка НДС 10%, с 23.08.2012 по 30.08.2012 ставка ввозной таможенной пошлины – 5%, ставка НДС 10%.
Общество не согласилось с принятыми решениями и оспорило их в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В силу статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
В силу статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется ТН ВЭД, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Решением от 16.07.2012 № 54 Совета Евразийской экономической комиссии утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), в том числе Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ).
Решением от 28.01.2011 № 522 Комиссии таможенного союза утверждено Положение о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). В соответствии с п.2.1. Положения "классификационная группировка" - поименованная в ТН ВЭД ТС совокупность товаров, имеющих общие признаки. Вышестоящие классификационные группировки делятся в иерархическом порядке на подчиненные классификационные группировки. Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД ТС.
В соответствии с п.6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
В соответствии с Правилом 3 (а) ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товаров, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к таким документам, в том числе относятся документы, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ТС (часть 1 статьи 183 ТК ТС).
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы и в случае выявления ошибок они самостоятельно осуществляют классификацию и принимают решение по классификации товаров.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 0103 ТН ВЭД ТС в субпозиции 0103 10 000 0 термин "чистопородные племенные животные" означает только тех племенных животных, которые отнесены к категории "чистопородные" компетентными национальными органами.
Основным законодательным актом, устанавливающим правовую основу деятельности по разведению племенных животных, определению полномочий государственной племенной службы по регулированию указанной деятельности, действующим на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 03.08.1995 № 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон № 123-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 123-ФЗ племенное животное - это сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке. Племенное свидетельство (племенной сертификат) - документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного.
Государственная регистрация племенных животных и племенных стад осуществляется посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр (статья 18 Закона № 123-ФЗ).
Таким образом, исходя из положений Закона № 123-ФЗ, статус племенного животного подтверждается племенным сертификатом (племенным свидетельством).
Органом, осуществляющим регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре, а также выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (пункты 1, 5.5.11, 5.5.12 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450).
В соответствии с разъяснениями Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России, данными в письме Минсельхоза России от 29.03.2010 № 24-24/303 «О подтверждении чистопородности ввозимых на территорию Российской Федерации племенных сельскохозяйственных животных», идентификацию и регистрацию импортной племенной продукции и соответственно выдачу свидетельств о регистрации импортированных на территорию Российской Федерации племенных животных осуществляет Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела (далее - ФГБНУ ВНИИ племенного дела), находящийся в ведении Минсельхоза России.
Как установлено таможенным органом в ходе проверки, в 2012 году Общество ввезло 4637 живых свиней, в том числе породы Ландрас, однако, из них в 2014 году только на 101 животное получило Свидетельства о регистрации импортированного племенного чистопородного животного, выданные ФГБНУ ВНИИ племенного дела.
Общество ссылается на то, что на остальных животных свидетельства не получало, поскольку данные свидетельства дорогостоящие и они сами по себе не нужны Обществу для осуществления его хозяйственной деятельности.
По мнению заявителя, чистопородность ввезенных племенных животных подтверждена выпиской из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных, выданной Минсельхозом России от 21.06.2012 N 24-24/599, а также представленными в дело ветеринарными сертификатами Управления Ветеринарии и Продовольствия Дании, а также краткими сертификатами происхождения животных, предоставленных продавцом, а также пояснениями продавца о том, что все поставленные животные являются чистопородными.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 0103 10 ТН ВЭД, которую использовал декларант при классификации товара, в нее включаются «чистопородные племенные животные», данный термин означает только тех племенных животных, которые отнесены к категории «чистопородные» компетентными национальными органами.
Выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных свидетельствует о том, что ввозимые Обществом породы животных зарегистрированы в государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, однако данный документ не подтверждают, что непосредственно все ввезенные Обществом особи являются чистопородными племенными животными.
Общество в материалы дела представило разрешение от 29.06.2012 № ФС/УВН-01/26482 на ввоз в Таможенный союз 41 племенного хряка и 4755 племенных свиней. Данный документ не содержит сведений о чистопородности ввозимых животных, а лишь устанавливает возможность ввоза племенных животных с указанием товарной позиции 0103 ТН ВЭД («Свиньи живые»).
Не могут подтверждать чистопородность и краткие сертификаты происхождения животных, предоставленные продавцом, а также пояснения продавца, поскольку они не исходят от компетентного национального органа.
Не свидетельствуют о чистопородности и ветеринарные сертификаты, поскольку данные документы направлены на подтверждение статуса здоровья экспортируемых из Дании животных. Какие-либо свидетельства об установлении чистопородности животного в данных документах отсутствуют. Ссылка на породу свиней не означает подтверждение их чистопородности.
Не доказывают чистопородность ввезенных животных и представленные Обществом копии экспортных деклараций, поскольку они не являются первичными документами, устанавливающими чистопородность животных, выданных национальным компетентным органом. Кроме того, как отметил таможенный орган, Общество представило лишь несколько экспортных деклараций, касающихся свиней породы Ландрас и не в полном объеме.
Из имеющегося в деле контракта от 02.05.2012, по которому Общество приобрело животных (статья 6), следует, что чистопородные животные поставляются с чистопородных племенных стад, сопровождаются родословной (сертификат породы), включающей как минимум 3 поколения и включая тестовые результаты и записи пометов родителей и, при возможности, тест продуктивности самого животного. Родословная издается Датским Советом по Сельскому хозяйству и Пищевой промышленности, Центр по Исследованиям в свиноводстве.
Указанные сертификаты породы, выданные компетентным органом Дании, Общество не представило. Не представил заявитель и выданные ФГБНУ ВНИИ племенного дела свидетельства на ввезенных животных.
Следовательно, у Общества отсутствовали основания для классификации животных по коду 0103 10 ТН ВЭД, поскольку им не представлены доказательства отнесения животных к категории «чистопородных», выданные компетентными национальными органами (ни Российской Федерации, ни Дании).
Несостоятелен довод Общества о том, что Таможня неверно классифицировала товар с учетом веса животного, поскольку как пояснил представитель таможенного органа, сведения о весе животных были представлены по запросу Таможни самим Обществом.
Кроме того, учитывая установленные идентификационные признаки животных, классификация ввезенных свиней возможна лишь в подсубпозиции 0103 92 190 0 ТН ВЭД («Свиньи живые: прочие: массой 50 кг или более: домашние виды: прочие»). Сведения о весе каждого из ввезенных 4536 животных установлены актами постановки на карантин импортного племенного поголовья свиней от 16.10.2012, от 22.10.2012, от 16.08.2012, от 03.09.2012, от 28.08.2012, от 29.08.2012, от 27.08.2012, от 25.08.2012, от 24.08.2012.
Как пояснил таможенный орган, классификация животных в категории прочие в зависимости от массы не отличается по размерам установленных ставок платежей.
Таким образом, Общество не представило необходимых доказательств чистопородности ввезенных животных, и соответственно, таможенный орган законно и обоснованно вынес решения о классификации спорного товара по коду 0103 92 190 0 ТН ВЭД ТС.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Трощенко Е.И.