ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-60801/2021 от 15.11.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 ноября 2021 года                                                             Дело № А56-60801/2021

Резолютивная часть решения объявлена   ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен   ноября 2021 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Д.Ю. Лобсановой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рахаевой А.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по первоначальному иску:

истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес:   Россия 105005, МОСКВА, МОСКВА, УЛ СПАРТАКОВСКАЯ 2Б; Россия 196603, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПУШКИН., КРАСНОСЕЛЬСКОЕ Ш., 1/11, 2 , ОГРН: 1027700430889);

ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес:   Россия 107016, г МОСКВА, г МОСКВА, ул НЕГЛИННАЯ 12; Россия 191038, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки 68, 70-72-74 , ОГРН:   7700013020; 1037700013020 );

третье лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес:   Россия 191023, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА САДОВАЯ, 14/52, ЛИТЕРА А );

по встречному иску:

истец ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес:  Россия 107016, г МОСКВА, <...>; Россия 191038, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки 68, 70-72-74, ОГРН:  <***>; <***>);

ответчик ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (адрес:  Россия 105005, МОСКВА, МОСКВА, УЛ СПАРТАКОВСКАЯ 2Б; Россия 196603, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ФИО1., КРАСНОСЕЛЬСКОЕ Ш., 1/11, 2, ОГРН: <***>);

третье лицо Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес:  Россия 191023, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА САДОВАЯ, 14/52, ЛИТЕРА А);

об урегулировании разногласий

при участии

согласно протоколу судебного заседания от 15.11.2021;

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Центральному банку Российской Федерации (далее ЦБ РФ, Банк) об урегулировании разногласий по договору № 1/2021:

- принять пункт 3.3 Договора в следующей редакции «Расчеты по договору производиться ежемесячно, на основании выставляемых абонентом счетов, с приложением Актов, поставленных/переданных коммунальных ресурсов (Приложение №1 к Договору) (далее - Акт).

Оплата выставленного счета производится Субабонентом в течение 20 (двадцати) рабочих дней с дат его получения, после подписания обеими сторонами Акта.»

- принять пункт 4 Приложения №1 «Образец Акта» в редакции Истца, а именно:

«Стоимость поставленных ресурсов составила ________ рублей».

В рамках настоящего дела принято встречное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об урегулировании разногласий по договору № 1/2021:

- принять пункт подпункт 2.2.1 пункта 2 договора в редакции Центрального банка Российской Федерации: «Производить оплату за полученную тепловую энергию, теплоноситель, тепловые потери Абоненту в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором»;

- принять пункт 3.3 договора в редакции Центрального банка Российской Федерации: «Расчеты по Договору производятся ежемесячно, на основании выставляемых Абонентом счетов, с приложением Актов поставленных/переданных коммунальных ресурсов (Приложение 1 к Договору) (далее - Акт). Оплата выставленного счета производится Субабонентом в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты его получения, на основании подписанного Сторонами Акта. Счет-фактура оформляется в течение 5 (Пяти) календарных дней, начиная со дня следующего за днем подписания Сторонами Акта»;

- принять пункт 3.6 договора в редакции Центрального банка Российской Федерации: «Расчетная стоимость теплопотребления по действующим тарифам на 2021 год составляет 506156,17 руб./год (Пятьсот шесть тысяч сто пятьдесят шесть рублей 17 копеек), в том числе НДС 20% 84359,36 (Приложение 3 к Договору) и состоит из: 3.6.1. Расходов по оплате тепловой энергии; 3.6.2. Расходов по оплате теплоносителя; 3.6.3. Расходов по оплате тепловых потерь»;

- дополнить договор пунктом 3.9 в редакции Центрального банка Российской Федерации: «Оплата тепловых потерь в сетях теплоснабжения Субабонента производится пропорционально занимаемой им площади помещений от общей площади здания, что составляет 27,69%. Стоимость тепловых потерь Субабонента включается в общий счет, выставляемый Абонентом для оплаты тепловой энергии и теплоносителя за отчетный период (месяц)»;

- принять пункт 4 приложения 1 «Образец Акта» в редакции Центрального банка Российской Федерации: «Стоимость поставленных ресурсов составила _____ рублей, в том числе НДС 20% __________»;

- принять приложение 3 «Расчет планируемых объемов потребления тепловой энергии, теплоносителя и тепловых потерь и стоимость на 2021 год» в редакции Центрального банка Российской Федерации (приложение 14 к настоящему исковому заявлению).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.

В настоящем судебном заседании истец по первоначальному иску поддержал заявленные требования в полном объеме, по встречному исковому заявлению возражал против удовлетворения исковых требований.

Банк возражал против удовлетворения первоначального иска, поддержал требования встречного искового заявления в полном объеме.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.

Присутствующие стороны не возражали против рассмотрения спора по существу.

В соответствии с пунктом 27  Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

В связи с отсутствием возражений сторон против рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании, суд, в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным  завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела документам, в отсутствие третьего лица, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу, что требования по первоначальному и встречному искам подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании пунктов 1, 4 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности определено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора.

Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-ЭС16-16501).

Согласно статьям 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Учреждение осуществляет предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации на объекте, расположенном по адресу: <...>, литера А, помещения 1-Н, 2-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н, 4-Н, (далее - Объект) занимаемых ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга».

28.07.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ направило в адрес Банка письмо о направлении оферты договора возмещения на оказание услуг теплоснабжения в 2021 году со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021 по адресу: Санкт-Петербург, Загородный проспект, дом 54, литера А.

В ответ Банк направил в адрес Учреждения проект договора № 1/2021 (далее - Договор), предлагаемого к заключению, по которому Субабоненту осуществляется поставка коммунальных ресурсов (тепловой энергии, теплоносителя) для теплоснабжения Объекта через внутренние сети ЦБ РФ по договору № 5101 от 01.01.2001, заключенному между ПАО «ТГК-1» и Банком, на основании выставленных ЦБ РФ счетов.

21.10.2020 Учреждение возвратило Банку проект Договора с протоколом разногласий.

18.11.2020 Банк, согласившись с редакцией Учреждения частично, направил протокол разногласий к договору № 1/2021, а также протокол согласования разногласий к Протоколу разногласий.

Учреждение направило Банку протокол согласования разногласий и протокол урегулирования разногласий, позже направино письмо о не достижении соглашения по существенным для Учреждения условиям договора № 1/2021.

От Банка поступил ответ от 03.06.2021 исх. № Т2-26-8/17578, что Главным управлением в Финансовый департамент Банка России направлено письмо о возможности заключения договора на условиях, предложенных Учреждением, в связи с чем, предлагалось вернуться к рассмотрению вопроса урегулирования договорных отношений после получения ответа от Финансового департамента Банка России, однако ответ до настоящего момента не поступил.

Следовательно, согласие сторон по редакции предлагаемого к заключению договора не достигнуто.

Разногласия сторон, по мнению Учреждения, остались неурегулированными в части пункта 3.3 Договора и пункта 4 Приложения № 1 «Образец Акта» к договору в связи с невозможностью принятия отдельных условий договора в предложенной Банком редакции.

Оценив собранные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования по первоначальному и встречному исковым заявлениям подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

Пунктом 34(1) «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее Правила № 808) императивно установлен порядок оплаты тепловой энергии, который не может быть изменен по соглашению сторон.

Суд исходит из того, что условие оплаты ресурса в редакции, изложенной истцом, соответствует действующему законодательству и не противоречит общим принципам гражданского законодательств, таким как принцип равенства участников гражданских правоотношений, возмездность гражданско-правовых отношений, соблюдение баланса интересов сторон.

Кроме того, предложенная Банком формулировка, не соответствует общепринятому понятию данного термина.

Так, по общему правилу, расчетным периодом для оплаты тепловой энергии является один календарный месяц. При этом, акты поставленных/переданных коммунальных ресурсов могут быть не составлены (по различным причинам). Следуя логике ответчика, если акты поставленных/переданных коммунальных ресурсов не будут составлены, то расчетный период не наступит.

При этом, требования к счету на оплату, права ответчика не нарушают, а лишь более детально конкретизируют информацию для внесения оплаты за тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При утверждении спорного пункта договора в редакции истца по тексту протокола разногласий, суд учитывает положения статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку впоследствии, при исполнении сторонами рассматриваемого контракта, у них возникнут и обязательства, регулируемые нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Необходимость выставления счета-фактуры при совершении хозяйственных операций предусмотрена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Под выставлением счета-фактуры понимается ее направление.

Поставщиком энергоресурсов в данном случае является ответчик и, соответственно, осуществив поставку энергетических ресурсов, Банк обязан предъявить их стоимость, оформив надлежащим образом как документы первичного учета (универсальные передаточные документы), так и документы налогового учета (счета).

Обязанность выставления счета-фактуры при совершении участниками хозяйственных отношений хозяйственных операций предусмотрена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность налогоплательщика составить счет-фактуру предусмотрена статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что дополнительная (не предусмотренная нормами права) обязанность по получению указанных документов у поставщика на потребителя в отсутствие его согласия возложена быть не может, суд признает необходимым принять пункт 3.3 договора в редакции истца.

Пункт 4 Приложения 1 «Образец акта» подлежит урегулированию в редакции, представленной Банком по следующим основаниям.

Согласно статьям 539, 545 ГК РФ, абонент (Банк) по отношению к субабоненту (Учреждение) является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс.

Если изначально отпуск тепловой энергии абоненту является операцией, признаваемой объектом налогообложения НДС, то можно сделать вывод о том, что природа данной операции не меняется от того, что в последующем абонент передает тепловую энергию субабоненту с разрешения ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, отношения между сторонами аналогичны отношениям, возникающим в рамках договора теплоснабжения и должны рассматриваться в качестве реализации услуг, соответственно и в качестве объекта налогообложения НДС на основании статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассматривая урегулирование разногласий пункта 3.6 договора и приложения 3 к договору, суд установил следующее.

Правоотношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808), "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Нормы, изложенные в указанном Законе о теплоснабжении, являются обязательными для применения всеми субъектами, вступившими в отношения, возникшие из заключенного договора теплоснабжения.

Перечень существенных условий договора теплоснабжения содержится в части 8 статьи 15 Закона № 190-ФЗ и в пункте 21 перечислены Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Согласно Правилам № 808 цена не является существенным условиям договора (контракта) теплоснабжения.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что включение в договора пункт 3.6 в редакции истца при отсутствии на то обоюдного волеизъявления сторон противоречит принципу свободы договора, закрепленному в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона № 190-ФЗ реализация тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель.

В силу пункта 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.

При этом расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).

Расходы на компенсацию указанных потерь и затрат определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда энергоснабжающая организация, наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением в процессе передачи тепловой энергии (пункты 58, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2).

Условие истца о твердой цене контракта ограничивает право ответчика на получение стоимости фактически потребленного ответчиком ресурса, определенной с применением тарифов, подлежащих государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Предложенная истцом редакция пункта 3.6 договора будет ограничивать право Банка на получение стоимости за фактически оказанные истцу услуги по теплоснабжению.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (в частности, Определением Верховного Суда РФ от 20.06.2018 № 309-ЭС18-7403 по делу № А50-16412/2017).

Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Суд исходит из того, что приложение № 3 к договору в редакции, изложенной истцом, соответствует действующему законодательству и не противоречит общим принципам гражданского законодательств, таким как принцип равенства участников гражданских правоотношений, возмездность гражданско-правовых отношений, соблюдение баланса интересов сторон, в связи с чем, суд признает необходимым принять пункт 3.6 договора в редакции ответчика и приложение № 3 к договору в редакции истца.

Разногласия по пунктам 2.2.1 и 3.9 договора следует оставить без рассмотрения, поскольку они не были урегулированы в досудебном порядке.

Расходы по уплаченной государственной пошлине суд распределяет по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен состав судебных расходов, в который, в том числе, входят расходы по уплате государственной пошлины.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-170, 110, пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Урегулировать разногласия, возникшие между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации при заключении договора 1/2021 следующим образом:

По первоначальному иску:

- пункт 3.3 принять в редакции истца.

- пункт 4 Приложения № 1 к договору принять в редакции ответчика.

По встречному иску:  

- пункт 3.6 договора принять в редакции ответчика;

- Приложение № 3 к договору принять в редакции истца.

Разногласия по пунктам 2.2.1 и 3.9 оставить без рассмотрения.

Взыскать с Центрального банка Российской Федерации в доход федерального бюджета 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Центрального банка Российской Федерации 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                          Лобсанова Д.Ю.