ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-60834/20 от 22.10.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 октября 2020 года                                                                    Дело № А56-60834/2020

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы экстренного оповещения населения"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третье лицо: 1) Администрация муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области;

2) Общество с ограниченной ответственностью "ТРИАЛИНК ГРУП";

3)Акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"

об оспаривании решения № 047/06/64-1592/2020 от 29.06.2020. предписания от 29.06.2020 №047/06/64-1592/2020.

при участии

от заявителя – ФИО1, ФИО2 по доверенности от 14.02.2020;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 30.12.2019;

от третьего лица – 1), 3) не явились. Извещены; 2) ФИО4, ФИО5 по доверенности от 05.12.2019

установил:

Общество  с ограниченной ответственностью «Комплексные системы экстренного оповещения населения» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС) № 047/06/64-1592/2020 от 29.06.2020. предписания от 29.06.2020 №047/06/64-1592/2020.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

На официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 11.06.2020 Администрацией муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация, Заказчик) размещено извещение о проведении электронного аукциона на создание элементов местной системы оповещения Гостилицкого сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области и подключению ее к Региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения (РАСЦО) Ленинградской области (далее – аукцион), начальная (максимальная) цена контракта –  2 337 590,05 руб.

Комиссия УФАС по Ленинградской области, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТРИАЛИНК ГРУП» на действия заказчика при проведении электронного аукциона, признала жалобу обоснованной, установила нарушение в действиях Заказчика п.1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ ), о чем 29.06.2020 вынесла решение по делу № 047/06/64-1592/2020 и выдала предписание.

Не  согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе4 законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Комиссией установлено, что согласно Техническому заданию:

«Создание элемента включает в себя работы по поставке оборудования, материалов, проведению монтажных и пуско-наладочных работ, а также проведение организационных мероприятий для проведения комиссии по приемке в эксплуатацию отдельных элементов системы оповещения. С целью обеспечения единой технической политики и унификации перечня оборудования, используемого при создании местной системы оповещения предусмотреть создание элементов МСО Гостицкого сельского по аналогии с ранее смонтированным и введенными в эксплуатацию системами на территории Муниципального образования. При выполнении вышеуказанных работ необходимо использовать оборудование и материалы в соответствии с характеристиками, приведенными в таблице: «Требования к количественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ указаны в ведомости объёмов работ (таблица), технические характеристики товаров поставляемых при выполнении работ (таблица).»

В доводах жалобы ООО «ТРИАЛИНК ГРУП»  отметило, что в составе аукционной документации указана рабочая документация с шифром КСЭОН.971.10.19-СС, которая является неотъемлемой частью аукционной документации.

При этом Заказчик обосновывает отсутствие возможности использования эквивалентных товаров в связи с тем, что работы требуется выполнить в соответствии с документацией с шифром КСЭОН.971.10.19-СС, поскольку местная система оповещения Гостицкого сельского поселения является объектом капитального строительства, потому создание системы, предусматривает выполнение всех работ (в том числе и работ по поставке оборудования) в строгом соответствии с проектом.

Комиссией установлено, что согласно Разъяснению положений документации об электронном аукционе от 08.06.2020 №РД2:

«Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрКРФ).

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом, лицо, осуществляющее строительство, должно обеспечить соблюдение требований проектной документации, поскольку несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3. б статьи 52 ГрКРФ).

Раздел П. Описание объекта закупки. Техническое задание сформулировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, включение же проектную документацию информации об оборудовании отражает и определяет архитектурные,   функционально-технологические,   конструктивные   и   инженерно-технические решения».

Согласно Разъяснению положений документации об электронном аукционе от 10.06.2020 №РДЗ:

«Оснований полагать, что при формировании аукционной документации в рамках извещения в ЕИС № 0145300002720000004 были допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) не имеется.

Согласно требованиям Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе товара, предполагаемого для использования при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей заказчика.

В рассматриваемом случае при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие потребностям заказчика и требованиям действующего законодательства.

Проектная документация, размещенная в составе документации о закупке, определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения создания элементов местной системы оповещения Гостицкого сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области и подключению ее к Региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения (РАСЦО) Ленинградской области.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц а равно об ограничении заказчиком числа участников закупки».

В запросах разъяснений отражены доводы участников о недопустимости классификации «местной системы оповещения, как объекта капитального строительства».

Требуемый Заказчиком комплекс системы оповещения является одним из 26 рекомендованных МЧС РФ комплексов оповещения в соответствии ГОСТ Р 42.3.01-2014.

Таким образом, Заказчик, в рамках аукционной документации запрещает создание местной системы оповещения на оборудовании иного вида в рамках того же объёма работ, что и в проектной документации, кроме как не на П-166ВАУ.

Комиссией установлено, что согласно Разъяснению положений документации об электронном аукционе от 11.06.2020 №РД4 изложено следующее:

«Просим заказчика разъяснить положения аукционной документации № 0145300002720000004 и положения ответа на запрос по положениям аукционной документации:

1. При анализе рабочей документации на местную систему оповещения, выявлено, что Заказчик «ошибочно» описал объект закупки - местная система оповещения, с признаком «объект капитального строительства». На основании экспертного заключения МЧС РФ, известно, что система оповещения объектом капитального строительства не является.

Таким образом, Заказчик не верно трактует предмет Закупки, чем нарушает положение ст. 33 в части 1 пункта 2, а именно неверно руководствуется Законодательными нормами РФ. При этом, о том, что объект закупки не является объектом капитального строительства свидетельствует и рабочая документация, разработанная ООО «КСЭОН». Проектная организация, п.9. ТЗ на проектирование, не получала никаких технических условий, а размещение всего оборудования производит в соответствии с п. 5 этого же ТЗ в местах, находящихся на балансе или под муниципальным управлением. Т.е. признаков объекта капитального строительства - у спроектированной системы оповещения попросту нет.

Из пункта технического задания ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНИТЕЛЯМ, Заказчик указывает на необходимость предоставления выписки СРО. Учитывая вышеизложенное, требование выписки СРО, по отношению к объекту НЕ капитального строительства фактор нарушения конкуренции. Просим Заказчика удалить из состава Аукционной документации требования выписки СРО, т.к. она не имеет отношения к объекту контракта.

2. В рамках аукционной документации, не понятно, на каком типе оборудования хочет построить систему Заказчик, так как в аукционной документации прямо не говорится о возможности использовать аналог (эквивалент). В ответах на разъяснения, Заказчик указывает на необходимость строить исключительно по проектной документации, т.е. только на базе оборудования БПРУ-02 и СГС-22-МЕ. При этом Заказчик описывает параметры и функциональные характеристики оборудования, но строить планирует на базе БПРУ-02 и СГС-22-МЕ. Оснований же, для исключения любого другого оборудования, соответствующего нормам Законодательства РФ - не предоставлено.

Заказчик говорит о том, что:

«Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, «ew свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а равно об ограничении заказчиком числа участников закупки.», но Заказчик положениями аукционной документации ограничил возможность подачи заявок для участия в аукционе, других производителей, чье оборудование соответствует потребностям заказчика и рекомендовано МЧС России для создания местных систем оповещения и могло бы быть смонтировано без нарушения инженерно-технических решений, принятых в разработанной проектной документации, сохранив, а возможно, и улучшив, функциональные и технические характеристики планируемой к построению системы.

Просим Заказчика сознательно не нарушать принцип конкуренции, который также описан в Законе №44-ФЗ. Также просим обратиться внимание на практику УФАС при осуществлении аналогичных конкурсов и процедур, и других Заказчиков, которые при проведении электронного аукциона, в рамках Закона №44-ФЗ и строят аналогичные системы, и что важнее всего — экономят бюджетные средства.

Напоминаем, что, бесспорно, Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, исходя из целей Закупки и потребностей Заказчика. Но делать это надо исключительно по закону и с учётом всех необходимых норм и правил.

Разъяснения по положениям аукционной документации, в рамках извещения в ЕИС №0145300002720000004.

1 Требование удовлетворяем. В аукционную документацию будут внесены изменения.

2 Аукционная документация, размещенная в рамках извещения в ЕИС № 0145300002720000004, содержит требования, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ).

При описании объекта использованы объективные характеристики, соответствующие требованиям законодательства и потребностям заказчика, исходя из целей осуществления закупки.

Проектная документация, размещенная в составе документации о закупке, определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения создания элементов местной системы оповещения Гостицкого сельского поселения Сланцевского мунигщпалъного района Ленинградской области и подключению ее к Региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения (РАСЦО) Ленинградской области».

Таким образом, Заказчик в рамках данного ответа не оспаривал неправомерность установления такого требования к участникам электронного аукциона, как наличие членства в саморегулируемой организации и признал необходимость внесения изменения в документацию, из чего следует, что Заказчик действительно ошибочно отнёс систему оповещения к объекту капитального строительства.

Кроме того, Комиссией правомерно установлено, что аукционная документация предусматривает требования к количественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ с указанием марок применяемого оборудования, в частности оборудования оповещения (КТС П-166М БПРУ-02, СГС-22МЕ), без учета возможности использования эквивалентных товаров, что также является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить обществу  с ограниченной ответственностью «Комплексные системы экстренного оповещения населения» из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины, как излишне уплаченной.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                           Синицына Е.В.