Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 ноября 2016 года Дело № А56-61261/2016
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Морозовой А.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БАЛТИЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК"
заинтересованное лицо ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об оспаривании постановления
при участии
от заявителя - ФИО1, довер. от 27.06.16
от заинтересованного лица - ФИО2 довер. от 30.10.15, ФИО3 довер. от 03.11.15
установил:
Публичное акционерное общество «Балтийский Инвестиционный Банк» (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Банку России об оспаривании постановления Главного управления противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке Банка России о назначении административного наказания от 15.08.2016 № 16-5463/3110-1.
В судебном заседании представитель Банка требования поддержал.
Представитель Банка России просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, при проведении Банком России проверки действий Банка и иных лиц на предмет возможных нарушений указанными лицами требований и запретов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами установлено, что Банк в период с 01.01.2014 по 25.08.2015 неоднократно совершал действия, относящиеся в соответствии с Законом к манипулированию рынком.
По результатам проверки составлен акт от 15.07.2016.
Проверкой, в частности, установлено, что в Период на торгах ЗАО «ФБ ММВБ» (далее - Биржа) в режиме основных торгов на основании анонимных заявок участника торгов, действовавшего по поручениям, за счет и (или) в интересах ФИО4, с одной стороны, и Банка, действовавшего от своего имени и за свой счет в качестве участника торгов, с другой стороны, совершены 729 сделок с 34 ценными бумагами, в том числе с привилегированными акциями ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» (далее - Акции), в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов указанными ценными бумагами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Данные сделки совершены по предварительному соглашению между участником торгов (Банком) и лицом, за счет или в интересах которого они совершены (в том числе ФИО4). Указанные операции относятся к манипулированию рынком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона и запрещены частью 2 статьи 6 Закона.
09.08.2016 в отношении Банка составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.30 КоАП РФ.
Постановлением от 15.08.2016 № 16-5463/3110-1 ПАО «Балтийский Инвестиционный Банк» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 15.30 КоАП РФ манипулирование рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования рынком, но не менее семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций, является манипулированием рынком.
Пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов.
Под совершением операции в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 224-ФЗ понимается совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (подача поручений).
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России.
Как было установлено административным органом, Обществом 19.08.2015 совершена сделка с ФИО4, приведшая к существенным отклонениям объема торгов.
Учитывая, что акции в период совершения сделок относились к ликвидным ценным бумагам, существенное отклонение объема торгов рассчитывалось в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению критериев существенного отклонения объема торгов ликвидными и низколиквидными ценными бумагами, утвержденными Приказом ФСФР РФ от 28.12.2011 № 11-70/пз-н.
Информация о наличии существенного отклонения объема торгов акциями получена Банком России от Биржи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 224-ФЗ организаторы торговли при осуществлении контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, обязаны направлять в Банк России уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок. Требования к содержанию уведомления, а также порядок и сроки его представления в Банк России определяются нормативными актами Банка России.
В соответствии с подпунктом 33.2 пункта 33 Приложения 4 к Положению Банка России от 17.10.2014 № 437-11 «О деятельности по проведению- организованных торгов» (далее - Положение) организатор торговли обязан на удаленный терминал, устанавливаемый в Банке России, не позднее 12 часов местного времени следующего торгового дня в электронно-цифровой форме представить, в том числе информацию о заключенных договорах в объеме, предусмотренном подпунктом 2.5.1 пункта 2.5 Положения, с обязательным указанием кода страны клиента участника торгов. Информация о времени заключения договоров должна указываться возможно точно.
В соответствии с подпунктом 2.5.1 пункта 2.5 Положения организатор торговли осуществляет ведение реестра договоров, заключенных на организованных торгах, который должен содержать следующие сведения:
- стандартные условия договоров (за исключением цены договора (иного аналогичного ей условия договора);
- идентификационные номера заявок, на основании которых заключен договор; идентификационный номер договора;
- дату и время регистрации договора; коды участников торгов, подавших заявки, на основании которых заключается договор (в случае заключения договора с участием центрального контрагента - код участника торгов, заключившего договор, и указание на то, что договор заключен с участием центрального контрагента), включая коды клиентов участников торгов, по поручению или в интересах которых заключен договор (заключены договоры), и коды клиентов второго уровня, по поручению или в интересах которых заключен договор (заключены договоры), дополнительные коды, указанные в пункте 1.8 настоящего Положения;
- наименование (код) торгуемого инструмента (вид договора и объект договора). В случае если торгуемым инструментом является ценная бумага, то раскрывается наименование эмитента, вид, категория (тип), серия ценных бумаг, наименование управляющей компании и название паевого инвестиционного фонда, наименование управляющего ипотечным покрытием и индивидуальное обозначение, идентифицирующее ипотечные сертификаты участия;
- цену одного торгуемого инструмента (иное аналогичное ей условие договора);
количество торгуемого инструмента, в том числе количество торгуемого инструмента для каждого клиента по договору, заключенному по поручению или в интересах нескольких клиентов;
- сумму заключенного договора;
- иные сведения, предусмотренные организатором торговли.
В соответствии с Правилами проведения торгов в ЗАО «ФБ ММВБ», размещенными на официальном сайте Бирже в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Биржа осуществляет непрерывное предоставление в Центральный банк Российской Федерации сведений о ходе торгов ценными бумагами на Бирже, включая сведения о выставляемых Участниками торгов заявках и совершаемых ими сделках, а также иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Таким образом, из представленной Биржей информации было выявлено, что 19.08.2015 Обществом совершена сделка с существенным отклонением объема торгов акциями.
Заявитель ссылается на превышение Банком России полномочий по выявлению операций, относящихся к манипулированию рынком.
Оспариваемым постановлением Банк привлечен к административной ответственности по статье 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение действий, относящихся к манипулированию рынком в соответствии в пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона, а именно за совершение Банком 19.08.2015 на торгах Биржи в режиме основных торгов на основании анонимных заявок участников торгов сделки по продаже 56800 Акций по цене 56,1 рублей участнику торгов, действовавшему за счет и в интересах ФИО4 Указанная сделка, совершенная по предварительному соглашению между Банком (от имени и в интересах которого действовал работник Банка ФИО5) и ФИО4 (матерью ФИО5), привела к существенному отклонению объема торгов Акциями.
Банк России проводит проверки соблюдения органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Закона, Банком России, юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов на основании жалоб (заявлений, обращений), сведений, содержащихся в средствах массовой информации, информации, предоставляемой в соответствии с Законом и иными федеральными законами, а также в случаях обнаружения Банком России признаков нарушения требований Закона. Проведение проверок в соответствии с указанным пунктом осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России, на основании решения Председателя Банка России (его заместителя) (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона).
Указанные проверки проводятся Банком России (Главным управлением противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке) при наличии признаков нарушений требований и запретов, установленных Законом, на основании имеющейся в Банке России информации, в том числе выявленной Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов (пункты 1.2, 1.3 Инструкции Банка России от 10.08.2015 № 167-И «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных актов»).
Банк России устанавливает требования к порядку проведения организованных торгов (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»).
В силу указанных требований организатор торговли (Биржа) в режиме реального времени предоставляет на удаленный терминал, устанавливаемый в Банке России, информацию о ходе торгов, в том числе о заявках, поданных участниками торгов на заключение сделок, и сделках, совершенных на торгах организатора торговли с возможно точным указанием времени подачи заявок и совершения сделок (пункты 32, 33 Приложения 4 к Положению Банка России от 17.10.2014 № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов»).
Кроме того, организатор торговли (Биржа) обязан ежедневно представлять в Банк России сведения обо всех выявленных в ходе предыдущего торгового дня нестандартных сделках (заявках) не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления нестандартной сделки (заявки) (пункт 23 Приложения 4 к Положению Банка России от 17.10.2014 № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов»). Мониторинг и выявление нестандартных сделок осуществляется организатором торговли (Биржей) на основании и в порядке, предусмотренном, в том числе, пунктами 1.16, 1.18 - 1.24 Положения Банка России от 17.10.2014 № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов».
Таким образом, у Банка России имеются необходимые полномочия по выявлению нарушения требований Закона, в том числе по самостоятельному выявлению совершенных на Бирже сделок, в результате которых отклонился от уровня или поддерживался на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок, объем торгов ценными бумагами, а также по квалификации таких сделок в качестве манипулирования рынком в соответствии с Законом.
На основании представляемой Биржей Банку России на регулярной основе в автоматическом режиме информации о ходе торгов Банком России при проведении проверки выявлены операции, в том числе с акциями, совершенные Банком и относящиеся к манипулированию рынком.
В соответствии с тем же порядком в автоматическом режиме в электронно-цифровой форме на терминал Банка России Биржей представлена информация о наличии в ходе торгов 19.08.2015 существенного отклонения объема торгов акциями.
Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных статьей 5 Закона, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли (Биржей) на основании методических рекомендаций Банка России (часть 2 статьи 5 Закона). Поскольку акции по состоянию на 19.08.2015 не относились к неликвидным ценным бумагам (являлись ликвидными или низколиквидными), при установлении факта существенного отклонения объема торгов акциями Биржей применялся Приказ ФСФР России от 28.12.2011 № 11-70/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения объема торгов ликвидными и низколиквидными ценными бумагами».
Банк ссылается на отсутствие «положительного эффекта» от совершенной 19.08.2015 сделки по манипулированию рынком и основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Из содержания статьи 15.30 КоАП РФ следует, что она не ставит наступление административной ответственности за совершение действий, относящихся к манипулированию рынком, в зависимость от наличия либо отсутствия причинения данными действиями какого-либо ущерба или получения в результате их совершения дохода. Указанная зависимость не предусмотрена и пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона. В связи с этим Банк не может быть исключен из числа лиц, подлежащих ответственности по статье 15.30 КоАП РФ, по причине отсутствия у Банка «положительного эффекта» от операций по манипулированию рынком.
При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное Банком административное правонарушение существенно нарушает охраняемые Законом общественные отношения.
Заявитель ссылается на недоказанность наличия соглашения между участниками сделки, которая совершена с существенным отклонением от объема торгов.
Обстоятельства, подтверждающие наличие предварительного соглашения между ФИО4 и Банком при совершении операций с акциями, относящихся к манипулированию рынком, изложены в протоколе об административном правонарушении от 09.08.2016 № ЦА-58-ЮЛ-16-5463/1020-1, постановлении, выписке из акта проверки. Установленная проверкой взаимосвязь между ФИО4 и ФИО5, а также между ФИО5 и Банком свидетельствует о совершении 19.08.2015 сделки с акциями по предварительному соглашению между данными лицами.
Указанная взаимосвязь подтверждается, в том числе,
- механизмом совершения операций, заключающимся в следующем. ФИО4 совершала операции с неограниченным кругом лиц, направленные на покупку или необеспеченную продажу ценных бумаг, после чего в течение короткого времени закрывала открытые таким образом позиции. Далее Банк совершал сделки с теми же ценными бумагами в направлении открытых ФИО4 позиций, что приводило к изменению цены ценных бумаг, позволяющему увеличивать положительный финансовый результат ФИО4 по открытым позициям, и последующему закрытию ФИО4 соответствующих позиций. В среднем закрытие позиции осуществлялось через 1-2 минуты после ее открытия;
- родственными отношениями между ФИО5 и ФИО4 (сын и мать);
- наличием доверенности, выданной ФИО4 ФИО5, с широким кругом полномочий по совершению операций с ценными бумагами и распоряжению денежными средствами;
- использованием ФИО4 и ФИО5 при соединениях с программно-техническими комплексами профессиональных участников рынка ценных бумаг и кредитных организаций, в том числе для дачи поручений о совершении операций в электронной форме, общих IP-адресов.
По информации, представленной в ходе проверки Банком, должностным лицом - работником Банка, принимавшим в рамках возложенных на него должностных обязанностей решения о совершении сделок с ценными бумагами в интересах Банка и непосредственно подававшим заявки о совершении данных сделок в интересах Банка, являлся главный специалист отдела фондовых операций департамента финансовых рынков Банка ФИО5 Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается. Следовательно, довод заявителя необоснован.
Банк ссылается на отсутствие вины юридического лица в совершении правонарушения, а именно, на следующие обстоятельства:
- утвержден «Порядок доступа к инсайдерской информации, охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований ФЗ №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- в Банке действует комплайенс-контролер - ФИО6, принятая в Банк на данную должность 10.05.2007г. согласно Приказа № 208-к от 10.05.2007г., и полномочия которой в качестве комплайенс-контролера подтверждены Советом директоров Банка согласно Протокола № 56 Совета директоров Банка от 10.03.2009г. В соответствии с Должностной инструкцией Комплайенс-контролера, утвержденной Приказом Председателя Правления Банка № 433/1-п от 25.07.2012г. (далее -Должностная инструкция), и Инструкцией о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденной Правлением Банка (Протокол от 04.03.2013г. № 21) (далее - Инструкция), в обязанности комплайенс-контролера входит осуществление контроля за соблюдением мер по предупреждению манипулирования рынком (п. 2.1.3 Должностной инструкции, 10.3.2 Инструкции). Для обеспечения выполнения возложенных на комплайенс-контролера функций ему предоставлены права, которые включают право требовать документы, знакомиться с базами данных и регистрами (п. 3.1.4 Должностной инструкции, п. 5.1 Инструкции), требовать от работников, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предоставления информации, необходимой для осуществления функций контролера (3.1.6 Должностной инструкции, п. 5.1 Инструкции), письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе исполнения комплайенс-контролером обязанностей (3.1.7 Должностной инструкции). За несоблюдение требований Федерального закона на комплайенс-контролера возложена персональная ответственность (п.п. 2.1.13, 4.2.3. Должностной инструкции, п. 6 Инструкции);
- с целью обеспечения соблюдения Банком требований Федерального закона установлен Перечень мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг ОАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», утвержденный Правлением Банка (Протокол от 06.10.2014г. № 69) (далее - Перечень мер), который определяет комплекс взаимосвязанных мер по управлению рисками, возникающими в процессе осуществления Банком деятельности на рынке ценных бумаг (п. 1.1.), Регламент действий комплайенс-контролера при выявлении нарушений требований законодательства при осуществлении ОАО БАЛТИНВЕСТБАНК профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный Правлением Банка (Протокол от 05.04.2013г. № 31) (далее -Регламент), в соответствии с которым осуществляется контроль деятельности структурных подразделений Банка, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 1.3.1 Регламента) путем проведения проверок, установлен порядок проведения проверок (раздел 2 Регламента), процедура документального фиксирования отработки выявленных контролером замечаний (раздел 3 Регламента);
- установлены лимиты открытых позиций на долговые и долевые ценные бумаги эмитентов отрасли связи. Согласно Распоряжению от 31.03.2014г. № 198-р на момент совершения сделки (19.08.2015г.) на привилегированные акции ПАО «Ростелеком» был установлен лимит в размере 15 млн. руб. Распоряжением от 21.09.2015г. № 854-р установленный в 2014 году лимит был сохранен и оставался неизменным на протяжении продолжительного периода времени с 31.03.2014г. до 21.09.2015г. Данное обстоятельство свидетельствует об обеспечении стабильного поведения Банка на рынке акций ПАО «Ростелеком», а, следовательно, Банком не было совершено действий, которые способствовали бы совершению 19.08.2015г. сделки с существенным отклонением от объема торгов;
- в Банке исключено свободное использование ресурсов Интернет, доступ к нему осуществляется в соответствии с Положением о порядке использования ресурсов Интернет, утвержденном Правлением Банка (Протокол от 13.04.2015г. № 20) (далее - Положение об использовании Интернета). Согласно Положению об использовании Интернета сеть Интернет в Банке используется для ведения дистанционного банковского обслуживания, получения и распространения информации, связанной с деятельностью Банка, информационно-аналитической работы в интересах Банка, проведения дистанционного обучения и тестирования (п. 3). Данным Положением об использовании Интернета установлен порядок подключения работников Банка к ресурсам сети Интернет (раздел 5). Такой доступ предоставляется на основании заявки, которая согласовывается руководителем сотрудника, администратором безопасности, а в случае запроса на неограниченный доступ - также руководителем направления информационной безопасности. Рекомендованный для работников Банка вид доступа - ограниченный доступ, т.е. доступ к определенному (ограниченному) списку сайтов.
Заявитель считает, что Банком принят всесторонний комплекс мер, направленных на исключение со стороны Банка действий по манипулированию рынком и недопустимости совершения сделок с существенным отклонением от объема торгов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что у Банка имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных Законом и иными нормативными актами, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако Банком не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме прямого запрета на осуществление действий, относящихся к манипулированию рынком (часть 2 статьи 6 Закона), Банк обязан принимать меры по предотвращению, выявлению и пресечению манипулирования рынком (статья 11 Закона), включая выполнение процедур внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.
Выявленные в ходе проверки нарушения Банком требований Закона свидетельствуют о недостаточном и носящем формальный характер соблюдении Банком и его уполномоченными органами и лицами правил и непринятии должным образом мер по осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия манипулированию рынком, установленных в соответствии со статьями 11 и 12 Закона, Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н.
В связи с выявленными проверкой нарушениями Банком Закона и иных нормативных актов Банку в порядке пункта 5 части 1 статьи 14 Закона выдано предписание Банка России от 25.08.2016 № 06-58/6830, в ответ на которое Банком представлен в Банк России отчет о его исполнении от 18.10.2016 № 00-26/9806.
Банк ссылается на составление административным органом нового процессуального документа – протокола об административном правонарушении, отсутствовавшего у заявителя на момент рассмотрения материалов дела.
Как видно из материалов дела, протокол составлен 09.08.2016. Копия протокола получена представителем Банка по доверенности в тот же день, о чем имеется отметка в протоколе.
Как пояснил представитель Банка России, в порядке подготовки дела к рассмотрению протокол возвращен лицу, составившему Протокол, для устранения недостатков, о чем вынесено определение от 10.08.2016 (часть 3 статьи 28.8, пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ). После устранения недостатков (внесения технических исправлений в протокол), копия протокола с исправлениями 10.08.2016 направлена в Банк. Таким образом, новый протокол по делу не составлялся.
При рассмотрении материалов дела 15.08.2016 представитель Банка указал на технические ошибки в протоколе, в ответ ему было сообщено о внесении соответствующих исправлений в протокол, с которыми представитель Банка ознакомился при рассмотрении дела, и направлении копии протокола с исправлениями в Банк. Копия протокола с исправлениями получена Банком 10.10.2016.
Указанное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав Банка при возбуждении и рассмотрении дела, поскольку исправления носят технический характер и не затрагивают существа установленного правонарушения.
Административное правонарушение совершено Банком 19.08.2015. Время совершения указанного административного правонарушения представляет собой промежуток времени с 9 часов 45 минут до 19 часов 00 минут 19.08.2015 (время проведения торгов Биржи в режиме основных торгов с учетом клиринга). Указать более точное время совершения административного правонарушения не представляется возможным в связи со следующим.
Операции, относящиеся к манипулированию рынком, включают в себя, с учетом пункта 2 статьи 2 Закона, в том числе, дачу поручений участникам торгов о совершении сделок, подачу заявок на Биржу участниками торгов с предложениями о совершении сделок, совершение сделок в случае совпадения параметров встречных разнонаправленных заявок, клиринг (расчеты по совершенным в течение дня сделкам после завершения торгов). Все перечисленные операции совершаются в различное время в течение торгового дня, взаимосвязаны друг с другом и при соответствующих условиях все они в своей взаимосвязи представляют собой манипулирование рынком. Информация Биржи о времени совершения сделок и иных операций указывается приблизительно и может не совпадать со временем, зафиксированным участниками торгов и их клиентами, за счет и в интересах которых такие операции совершаются.
Наличие или отсутствие существенных отклонений параметров торгов (цены, спроса, предложения, объема торгов) низколиквидными и ликвидными ценными бумагами устанавливается Биржей по итогам торгов в конце торгового дня. В свою очередь факт существенных отклонений каких-либо из указанных параметров торгов является обязательным признаком манипулирования рынком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона.
Таким образом, ссылка заявителя на неуказание времени совершения правонарушения в протоколе судом не принимается.
Довод Банка о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности опровергается материалами дела: о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела Банк был извещен путем направления и получения телеграмм. Следовательно, права и законные интересы заявителя при производстве по делу об административном правонарушении нарушены не были.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, и основания для его отмены у суда отсутствуют.
Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Публичного акционерного общества «Балтийский Инвестиционный Банк» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.