ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-61615/15 от 26.02.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 марта 2016 года Дело № А56-61615/2015

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2016 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Исаева И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевым Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Федеральное государственное казенное учреждение «Войсковая часть 2438» ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «ДЭФО-Санкт-Петербург»

о взыскании неустойки (штрафа) в размере 89824 руб. 27 коп., расходов на проведение экспертизы в размере 10000 руб. 00 коп., обязании заменить поставленный товар, обязании предоставить сертификаты, паспорта на поставленную продукцию, в соответствии с условиями государственного контракта

при участии

- от истца: ФИО1, доверенность от 22.01.2016 №23/12РЦ/4-16; ФИО2, доверенность от 07.12.2015 №23/12РЦ/4-15;

- от ответчика: ФИО3, доверенность от 09.10.2015 б/н;

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Войсковая часть 2438» (далее - ФГКУ «Войсковая часть 2438», истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, в соответствии с которым просит:

- взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дефо-Санкт-Петербург» (далее - ответчик) неустойку (штраф) в размере 89824 руб. 27 коп.;

- взыскать с ответчика расходы на проведение независимой экспертизы по договору от 01.07.2015 №6594/15 в размере 10000 руб. 00 коп.;

- обязать ответчика заменить поставленную мебель, неудовлетворяющую требованиям п. 1, 2, 3 приложения №2 (техническое задание на мебель для актового зала) к государственному контракту от 10.12.2013 №037210005221300001-0311691-02, а именно трибуну – в количестве 1 шт., стол для президиума – в количестве 1 шт., подставка для флага в количестве 3 шт., на мебель соответствующую условиям технического задания;

- обязать ответчика предоставить сертификаты, паспорта на поставленную продукцию, в соответствии с условиями государственного контракта.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.

Истец поддержал заявленные требования.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд установил следующее:

10.12.2013 между истцом и ответчиком, по результатам размещения заказа в виде аукциона в электронной форме, был заключен государственный контракт №0372100052213000011-0311691-02 по поставке и сборке мебели для нужд ФГКУ «Войсковая часть 2438» на общую сумму 898 242,76 руб. (далее - контракт).

В соответствии с положениями ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В соответствии с п. 1.1. Контракта поставщик обязуется поставить мебель для нужд ФГКУ «Войсковая часть 2438» на условиях настоящего контракта, а заказчик обязуется принять мебель и обеспечить оплату на условиях настоящего контракта.

Согласно п. 3.2. Контракта срок поставки продукции: со дня подписания сторонами государственного контракта в течение 7 рабочих дней.

Пунктом 5.1. Контракта установлено, что днем исполнения поставщиком обязательства по поставке продукции считается дата оформления акта приемки продукции.

24.12.2013 ответчик произвел поставку товара в адрес истца, что подтверждается товарной накладной от 16.12.2013 №ДЯЯОС-45288, актом приема-передачи по Контракту от 24.12.2013.

31.12.2013г. Истец оплатил товар, поставленный Ответчиком по Контракту в полном объеме.

Согласно п. 7.2. Контракта в случае неисполнения обязательств по контракту по качеству продукции и объему поставки, заказчик вправе взыскать с Поставщика неустойку (штраф) в размере 10% (десяти процентов) от стоимости поставляемой продукции.

В соответствии с п. 4.5. Контракта в случае просрочки исполнения обязательства по контракту оплата по контракту производится после выплаты поставщиком неустойки предусмотренной п. 7.7, 7.2 настоящего контракта и предоставления заказчику платежного поручения подтверждающего перечисление неустойки. Указанный пункт носит императивный характер, то есть оплата всей суммы по контракту возможна только после взыскания неустойки за нарушение сроков поставки и неисполнения ответчиком обязательств по качеству продукции и объему поставки.

На момент оплаты товара истцом 31.12.2013 все возможные разногласия по сроку, качеству, объему, количеству и ассортименту товара в рамках поставки по Контракту были урегулированы, у истца отсутствуют основания для предъявления требований о взыскании с ответчика неустойки, предусмотренной п. 7.2. Контракта.

В соответствии с п. 5.4. Контракта сдача и приемка продукции по количеству и качеству производится в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству П-6 (утверждена постановлением Государственного арбитража 15.06.1965) и по качеству № П-7 (утверждена постановлением Государственного арбитража 25.04.1966) с изменениями и дополнениями от 21.12.1973 №81 и 14.11.1974 №98.

24.12.2013 истцом и ответчиком составлен акт приема-передачи по Контракту от 24.12.2013, в соответствии с которым, по мнению истца, ответчик выполнил свои обязательства с нарушением требований по качеству.

Согласно п. 16 «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (далее - Инструкция П-7). При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов.

При этом также в соответствии с п. 16. Инструкции П-7 Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в основных и особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.

Истцом ни в момент приемки, ни в последствии акт о выявленных дефектах не составлялся. Ответчик на составление данного акта истцом также вызван не был, что является нарушением порядка, установленного Инструкцией №п-7.

Акт приема-передачи по контракту от 24.12.2013 не может являться актом о выявленных дефектах, так как не соответствует требованиям п. 29 Инструкции П-7.

Довод истца о поставке ответчиком в рамках Контракта товара несоответствующего требованиям не обоснован, так как истцом не представлено соответствующих доказательств поставки товара несоответствующего требованиям Контракта.

Согласно п. 2.2.4. Контракта заказчик обязуется направить поставщику соответствующее уведомление в письменной форме в течение 3 рабочих дней в случае недопоставки продукции по количеству или ассортименту, или поставки продукции ненадлежащего качества.

В адрес ответчика в срок, установленный п. 2.2.4. Контракта, не было направлено уведомление о наличии каких-либо претензий по качеству, количеству и ассортименту товара, поставленного истцу ответчиком в рамках Контракта. Только 21.01.2015 истцом в адрес ответчика направлена претензия за исх. №4/97.

В соответствии с п. 40 Инструкции П-7 претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответствующей по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам (эталонам), предъявляется получателем (покупателем) изготовителю (отправителю, поставщику) в установленный срок.

В Контракте не указан срок предъявления претензий.

Согласно п. 1. ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Претензия от истца поступила в адрес ответчика более чем через 1 год после подписания всех поставку документов по Контракту. Указанный срок никак нельзя назвать разумным.

В соответствии с п. 2 ст. 483 ГК РФ в случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договор.

Согласно п. 16 Инструкции П-7 при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.

Истец, заявляя о несоответствии товара требования Контракта с даты приемки мебели (24.12.2013), товар на ответственное хранение не поместил, до настоящего момента использует, поставленную ответчиком в рамках Контракта мебель (товар), по ее прямому назначению, тем самым ухудшая ее качество, что недопустимо. Данные обстоятельства истцом не оспариваются, подтверждены в судебном заседании.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика неустойки (штрафа) согласно п. 7.2. Контракта и об обязании ответчика произвести замену мебели, неудовлетворяющую требованиям п. 1,2,3 приложения №2 к Контракту являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит отнесению на истца. Государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В иске отказать.

Федеральному государственному казенному учреждению «Войсковая часть 2438» выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Исаева И.А.