ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-6224/20 от 12.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

18 мая 2020 года                                                                 Дело № А56-6224/2020

Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года . Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "Сэтл Сити"

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Санкт-Петербургу

третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 27.12.2019 №82; 

от заинтересованного лица:  ФИО2, по доверенности от 27.04.2020;

от третьего лица: ФИО3, по доверенности от 20.01.2020;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сэтл Сити" (далее – заявитель, Общество, ООО «Сэтл Сити») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 03.07.2019 № 2790 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В предварительном судебном заседании рассмотрено ходатайство Инспекции о привлечении на основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу.

Суд, рассмотрев ходатайство, с учетом согласия заявителя, определил, привлечь на основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление).

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель Инспекции возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Управления поддержал позицию Инспекции.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

В связи с подачей ООО «Сэтл Сити» налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, в период с 30.01.2019 по 30.04.2019 была проведена камеральная налоговая проверка заявителя (далее - проверка).

По результатам проведения проверки Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу был составлен акт налоговой проверки № 3190 от 21.05.2019 (далее - Акт).

В соответствии с Актом по результатам проведения проверки предлагается взыскать с заявителя недоимку, пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявителем были представлены возражения на Акт (исх. № 2295 от 26.06.2019).

Рассмотрев возражения заявителя по Акту, налоговый орган не посчитал их обоснованными и не удовлетворил их.

03.07.2019 в отношении заявителя было вынесено решение №2790 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение).

В соответствии с Решением:

- подлежит доначислению земельный налог (недоимка) в сумме 1 503 206 руб.;

- начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 82 310,66 руб.;

- заявитель привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 237 047 руб.

Копия обжалуемого Решения получена по телекоммуникационным каналам связи - 03.07.2019.

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора заявителем оспариваемое Решение обжаловано в установленном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу.

Решением Управления от 11.10.2019 № 16-13/66479 оспариваемое Решение оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

Соответственно, оспариваемое Решение утверждено и вступило в силу.

Копия решения Управления получена Почтой России - 18.10.2019.

Заявитель считая, что обжалуемое Решение не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы заявителя (налогоплательщика), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Заявитель считает обжалуемое Решение недействительным по следующим основаниям.

В проверяемом периоде у заявителя в собственности находился земельный участок по адресу: Ориентир, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, кадастровый номер 78:12:0633102:4248.

Заявителем была применена налоговая ставка по земельному налогу за 2018 год в отношении указанного земельного участка в размере - 0,01 %.

Заявителю вменяется неверное применение налоговой ставки в отношении земельного участка и как следствие, неверное исчисление земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ определено, что налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, устанавливается в размере, не превышающем 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербургаот 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (в действующей на дату уплаты налога редакции (далее - закон № 617-105)) в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, устанавливается налоговая ставка в размере 0,01 %от кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель приобрел земельный участок по адресу: Ориентир, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, кадастровый номер 78:12:0633102:4248, для проектирования и строительства жилого дома/жилых домов, для чего впоследствии, заявителем было получено Разрешение на строительство многоквартирного жилого домана указанном земельном участке (№ 78-012-0423-2018 с 05.06.2018 по 05.06.2021). Договор купли-продажи земельного участка имеется в распоряжении налогового органа.

С момента получения Разрешения на строительство заявитель воспользовался своим правом на применение налоговой ставки в размере 0,01 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ и пп. 2 п. 1 ст.2 закона 617-105.

Разрешение на строительство имеется в распоряжении налогового органа.

Для применения указанной ставки у заявителя имелись все основания и документы, свидетельствующие о приобретении земельных участков именно для жилищного строительства.

Более того, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик   не   вправе   осуществлять   иную   деятельность,   за   исключением деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством многоквартирного дома.Иных видов деятельности заявитель не осуществляет.

Следовательно, приобретение заявителем земельных участков осуществляется исключительно для жилищного строительства.

Между тем, заявитель исчислял суммы налога с учетом коэффициента 2, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, как того требует п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления на них жилищного строительства.

Относительно вида разрешенного использования земельного участка заявитель указал следующее.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие в себя соответствующие Градостроительные регламенты.

Согласно карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга земельный участок с кадастровым номером 78:12:0633102:4248 относится к территориальной зоне Т3Ж2 «Жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов,расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения». Для данной территориальной зоны установлены основные и условно разрешенные виды использованияземельных участков и объектов капитального строительства (п. 2.6.3 Приложения №7 ПЗЗ СПб в территориальной зоне).

Такой вид разрешенного использования (ВРИ) как «для размещения промышленных объектов» в указанном перечне отсутствует.

Более того, в настоящий момент ВРИ изменен.

Согласно Выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка по адресу: Ориентир, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, кадастровый номер 78:12:0633102:4248 - «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».

Представители налоговых органов пояснили следующее.

30.01.2019 Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год, в которой заявлена сумма налога к уплате в размере 9 836 530 руб., исчисленная, в том числе, в отношении одного земельного участка с применением налоговой ставки 0,01 %.

Инспекцией, на основе представленной декларации, в порядке положений статьи 88 НК РФ, проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 03.07.2019 № 2790, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 237 047 руб., доначислен налог в сумме 1 503 206 руб. и начислены пени в размере 82 310,66 руб.

Основанием для вынесения решения от 03.07.2019 № 2790 явился вывод Инспекции о нарушениях Обществом положений статей 394, 396 НК РФ, статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге», выразившихся в необоснованном применении к земельному участку налоговой ставки 0,01 %, поскольку вид разрешенного использования данного участка не позволяет применять к нему пониженную ставку налога.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров ставок налога, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ).

Таким образом, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении его кадастровой стоимости.

Налоговые органы не наделены полномочиями по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков с учетом целей их приобретения.

С учетом изложенного, при проверке правильности исчисления налогоплательщиками земельного налога, налоговые органы, на основании пункта 1 статьи 88 НК РФ, руководствуются сведениями органов Росреестра о разрешенном использовании земельного участка, подлежащего налогообложению.

Органом, осуществляющим в Санкт-Петербурге государственный кадастровый учет земельных участков, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу).

Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, представленным в Инспекцию в порядке положений статьи 85 НК РФ, с 16.02.2018 Общество является, в том числе, собственником одного земельного участка с кадастровым номером: 78:12:0633102:4248 и видом разрешенного использования: «Для размещения промышленных объектов».

Сведений об изменении вида разрешенного использования данных земельных участков в Инспекцию от Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, не поступало.

В 2018 году на территории Санкт-Петербурга действовал Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105, от 13.03.2013 № 92-20, от 13.11.2014 № 583-106, от 26.11.2014 № 641-108), которым не было предусмотрено пониженной налоговой ставки в размере 0,01 % в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «Для размещения промышленных объектов».

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что положения статьи 394 НК РФ допускают дифференциацию ставок только в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования, Инспекция правомерно сделала вывод о необоснованном применении Обществом к спорному земельному участку пониженной налоговой ставки в размере 0,01 %.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 №212-О указал, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2018 №А56-73892/2017, учитывая выводы Конституционного суда, изложенные в Определении от 09.02.2017 №212-О, за налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков, происшедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменение вида разрешенного использования земельного участка могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.

Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 04.09.2017 №Ф09-4542/17 по делу №А60-51503/2016, приняв во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о невнесении налогоплательщиком изменений в установленном порядке в вид разрешенного использования спорного земельного участка, пришел к выводу о том, что организация необоснованно применила пониженную ставку земельного налога, поскольку спорный земельный участок не имеет вида разрешенного использования, связанного с сельскохозяйственным назначением и отнесен к разрешенному виду использования - под здания и сооружения комплекса водоснабжения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 №309-КГ17-19089 налогоплательщику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного, суд установил, что материалами дела подтверждается правомерность и обоснованность принятого Инспекцией решения о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по уплате госпошлины остаются на заявителе.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

          в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.