Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 ноября 2021 года Дело № А56-62387/2021
Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Нетосов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: акционерное общество «ЛЕНПТИЦЕПРОМ» (адрес: 192019, Санкт-Петербург, Седова улица, дом 11, литер А, офис 708, ОГРН: 1037843053445, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: 4700000211 );
ответчик: Комитет по градостроительству и архитектуре (адрес: 191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 2, ОГРН: 1037843022524, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: 7830000994 );
о признании незаконными действий,
при участии
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: ФИО3 по доверенности от 11.01.2021.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ЛЕНПТИЦЕПРОМ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре (далее – заинтересованное лицо)
о признании незаконным отказа в согласовании документации проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Ропшинским шоссе, полосой отвода железной дороги, границами территориальных зон ТР1, ТПД2_2, ТПД2_3, ул. Новые Заводы, в Петродворцовом районе, об обязании согласовать представленную документацию проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Ропшинским шоссе, полосой отвода железной дороги, границами территориальных зон ТР1, ТПД2_2, ТПД2_3, ул. Новые Заводы, в Петродворцовом районе, в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Опредлением от 22.07.2021искоове заявление принято к производству, назначено предварительное и основное судебное заседание.
В судебное заседание 14.10.2021 явился представитель заинтересованного лица, который возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, ввиду чего дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству дела по существу в настоящем судебном заседании в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему.
Заявитель является собственником расположенных в границах Территории земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 78:40:1911602:3175, 78:40:1911602:3174, 78:40:1911602:3189, 78:40:1911602:3181, 78:40:1911602:3182, 78:40:1911602:3179, 78:40:1911602:3149, 78:40:1911602:3146, 78:40:1911602:3145, 78:40:1911602:3178, 78:40:1911602:3140, 78:40:1911602:3151. Вышеуказанные участки имеют вид разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)».
В соответствии с письмом Комитета №01-21-16424/21 от 28.05.2021 Территория расположена в границах, предусмотренных для осуществления деятельности по комплексному развитию территории.
В соответствии с решениями от 14.11.2018, от 11.07.2019 и от 03.06.2020 заявитель разрабатывает документацию в отношении территории с особенностями, установленными действующим законодательством в отношении территорий, предусмотренных для осуществления деятельности по комплексному развитию территорий.
АО «Ленптицепром» обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с письмом №01-21-18503/21 от 16.04.2021 о согласовании документации проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Ропшинским шоссе, полосой отвода железной дороги, границами территориальных зон ТР1, ТПД2_2, ТПД2_3, ул. Новые Заводы, в Петродворцовом районе.
Рассмотрев указанное обращение, заинтересованное лицо письмом №01-21-16424/21 от 28.05.2021 отказался принять на рассмотрение Документацию, в связи с тем, что установленная градостроительным кодексом РФ последовательность действий предусматривает сначала заключение договора о КРТ (в порядке, определенном законом Санкт-Петербурга). При этом, разработка документации по планировке территории в границах территории, предусмотренной для КРТ, должна осуществляться на основании заключенного договора о КРТ.
Полагая отказ заинтересованного лица незаконным, заявитель обратился в суд.
Согласно статьям 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ: действия должны не соответствовать закону и иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создавать препятствия в осуществлении этой деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Закон №373-Ф3) Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) был изложен в новой редакции.
С 01.01.2017 года в состав статьи 1 ГрК РФ вошло понятие «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов».
С 01.01.2017 в силу введенной Законом 73-ФЗ требований части 5.1 ст.30 ГрК РФ, на Карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление
деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности.
Пунктом 7 ст.9 Закона №373-Ф3 было установлено требование в срок до 01.07.2017 привести в соответствие с требованиями новой редакции ГрК РФ утвержденные правила землепользования и застройки в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.
Во исполнение указанный требований, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 №550 в утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 Правила землепользования и застройки Санкг-Петербурга были внесены изменения. Постановление Правительства от 21.06.2016 №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» было дополнено пунктом 1.2.5. «Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, согласно приложению № 6».
Изменения, внесенные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 №550, вступили в силу с 04.07.2017.
Таким образом, с 04.07.2017 на приложении 6 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга отражены территории в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивомуразвитию территории.
На территории, ограниченной Ропшинским шоссе, полосой отвода железной дороги, границами территориальных зон ТР1, ТПД2 2, ТПД23, ул. Новые Заводы, находятся принадлежащие заявителю 22 земельных участка с кадастровыми номерами 78:40:1911602:3175, 78:40:1911602:3174, 78:40:1911602:3189, 78:40:1911602:3181, 78:40:1911602:3182, 78:40:1911602:3179, 78:40:1911602:3149, 78:40:1911602:3146, 78:40:1911602:3145, 78:40:1911602:3178, 78:40:1911602:3140, 78:40:1911602:3151.
В 2020 году Федеральным законом от 30.12.2020 №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территории» (далее - Закон №494-ФЗ) слова «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории» заменены словами «комплексного развитая территории». То есть, слово «устойчивому» было исключено.
С учетом изменений, внесенных в ГрК Законом №494-ФЗ, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 №85 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».
Название приложения №6 к указанным Правилам изложено в новой редакции: «Территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории».
Согласно Приложению № 6 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524, все перечисленные истцом 22 земельных участка находятся в границах территории, на которой предусмотрено осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Согласно Приложению № 6 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524, все 22 земельных участка находятся в границах территорий, на которой предусмотрено осуществление деятельности по комплексному развитию территории (КРТ).
Таким образом территория, ограниченной Ропшинским шоссе, полосой отвода железной дороги, границами территориальных зон ТР1, ТПД2 2, ТПД23, ул. Новые Заводы, на которую Обществом подготовлена документации по планировке и межеванию территории и на которой находятся все 22 земельных участка Общества в соответствии с приложением №6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (как в ранее действовавшей редакции постановления от 04.07.2017 №550, так и в редакции постановления от 26.02.2021 №85) находятся в границах территории, на которой предусмотрено осуществление деятельности по комплексному развитию территории (КРТ).
Указанная территория с 04.07.2017 года и по настоящее время находится в границах территории, на которой предусмотрено осуществление деятельности по КРТ.
Подготовка документации по планировке территории осуществлялась Обществом на основании принятых Обществом решений от 14.11.2018, от 11.07.2019 и от 03.06.2020 в порядке, установленном действующей ранее редакции ст.46.9
Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), то есть по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектрв недвижимости).
Действовавшей ранее (до 31.12.2020) редакцией ст.46.9 ГрК РФ установлена следующая последовательность действий правообладателей земельных участков и органов исполнительной власти при осуществлении деятельности по КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.
Так, ранее действовавшей редакцией ст.46.9 ГрК РФ было установлено, что заключению договора о КРТ предшествовали следующие действия:
- заключение соглашения правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости о разграничении обязанностей но осуществлению мероприятий по КРТ, в случае если правообладателей более двух (далее - Соглашение) (части 4 и 5 ст.46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ). В Соглашении предусматривались обязательства сторон, возникающие в связи с реализацией мероприятий по КРТ по инициативе правообладателей, в том числе по обеспечению подготовки и утверждения документации по планировке территории (п.2 ч.5 ст.46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ);
- разработка проекта планировки и межевания территории правообладателями, а также разработка проекта Договора о КРТ между правообладателями и уполномоченным органом (ч.9 ст. 46 ранее действовавшей редакции ГрК РФ).
- проверка уполномоченным органом разработанного правообладателями проекта документации по планировке и межеванию территории на соответствие требованиям ч. 10 ст.45 ГрК РФ, по результатам которой указанный проект утверждается или направляется на доработку (ч. 10 ст.46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ);
- заключение Договора о КРТ с правообладателями осуществлялось без проведения аукциона на право заключения такого Договора.
Из указанной последовательности действий следовало, что ч. 9 ст. 46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ прямо указывала, что в целях заключения договора правообладатель или заключившие соглашение правообладатели направляли в уполномоченный орган подготовленные им (ими) проект планировки территории и межевания территории, а также проект договора. При наличии двух и более правообладателей также представлялось достигнутое между ними Соглашение.
Подписанный уполномоченным органом проект Договора направлялся правообладателям в течение тридцати дней со дня утверждения проекта планировки и межевания территории.
Подписание Договора правообладателями осуществлялось в течение тридцати дней со дня получения ими Договора (ч. 11 ст.46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ).
Из содержания частей 12-28 статьи 46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ следовало, что Договором устанавливался порядок и условия реализации утвержденной документации по планировке и межеванию.
Из перечисленных норм ранее действовавшей редакции ГрК РФ следовало, что деятельность по КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (статья 46.9 ранее действовавшей редакции ГрК РФ) начиналась с момента принятия решения указанных правообладателей на подготовку документации по планировке территории в границах КРТ.
Подготовка проекта планировки и межевания территории предшествовала подписанию Договора о КРТ, который заключался в течении 30 дней после утверждения органами исполнительной власти подготовленной документации по планировке территории.
С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (далее - Закон №494-ФЗ).
Вносимые Законом №494-ФЗ изменения в ГрК РФ изменили последовательность (порядок) действий при подготовке документации в границах территории, предусматривающей деятельность по КРТ.
В соответствии с ч. 3 ст.70 ГрК РФ (в ред. Закона №494-ФЗ): «Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - договор). Содержание договора определяется в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
Содержание договора о КРТ определено ст. 68 ГрК РФ с учетом положений ст.70 ГрК РФ. Частью 8 ст.70 ГрК РФ установлено, что заключение договора осуществляется без проведения торгов на право заключения договора в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
В настоящее время Законом Санкт-Петербурга от 03.09.2021 №414-00 «О порядке заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и(или) расположенных на них объектов недвижимости» (далее - Закон №414-100) определен порядок действий по заключению договора о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков.
Таким образом, установленная Градостроительным кодексом РФ (в ред. Закона №494-ФЗ) последовательность действий, предусматривает сначала заключение Договора о КРТ. Затем, уже на основании заключенного договора о КРТ, должна осуществляться разработка документации по планировке территории в границах территории КРТ.
Поскольку оспариваемый Обществом оформленный письмом Комитета от 28.05.2021 №01-21-2-16424/21 отказ в согласовании представленного Обществом проекта планировки и межевания территории в границах территории, на которой предусмотрено осуществление деятельности по комплексному развитию территории в отсутствие заключенного Обществом с уполномоченными органами исполнительйой власти Санкт-Петербурга договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или)расположенных на них объектов недвижимости, основан на требованиях статей 68 и 70 ГрК РФ, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов входит государственная пошлина. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Нетосов С.В.