Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 октября 2017 года Дело № А56-62405/2017
Резолютивная часть решения объявлена октября 2017 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2017 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Западный»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным постановления от 09.08.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 105-05-Ш/17
при участии
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 28.12.2016
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 18.01.2017
установил:
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Западный» (далее– АО «Оборонэнерго», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление) от 09.08.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 105-05-Ш/17.
В порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд перешел из предварительного судебного заседания в основное судебное заседание.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив представленные лицами, участвующим в деле, доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, Управление рассмотрело жалобу ФИО4 (вх. №4131 от 18.05.2017) о нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861), выразившихся в нарушении порядка проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, а также сроков исполнения договора о технологическом присоединении № 24/16-пр от 10.02.2016.
Между ФИО4 (далее - Заявитель) и АО «Оборонэнерго» 10.02.2016 заключен договор №24/16-пр об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, ФИО5, пос. Владимировка, кад. №47:03:0812002:136.
Заявитель выполнил технические условия (далее - ТУ), уведомив об этом сетевую организацию письмом вх. № 7538 от 14.10.2016 согласно Правил № 861.
По информации Заявителя, 24.11.2016 по месту нахождения земельного участка прибыл сотрудник АО «Оборонэнерго» для проведения осмотра на предмет выполнения технических условий, о чем был составлен акт о выполнении ТУ заявителем. Как следует из представленной Заявителем копии акта о выполнении ТУ от 24.11.2016, не все указанные в данном документе члены комиссии поставили подписи, а также на акте отсутствует печать сетевой организации.
В соответствии с п. 6 Договора АО «Оборонэнерго» обязалось не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
Вышеуказанные обязательства по договору сетевой организацией на дату подачи обращения Заявителем исполнены не были.
Гр. ФИО4 направила в АО «Оборонэнерго» заявление с просьбой сообщить срок выполнения обязательств по Договору, ответа на которое не последовало.
20.02.2017 ФИО4 направила претензию в адрес АО «Оборонэнерго», на дату подачи обращения ответа также не было.
14.04.2017 исх. № СЗФ/РОЗ/ООО/96 Заявителю пришло уведомление о назначении проверки исполнения технических условий к Договору и проверке правильности подключения прибора учета электрической энергии на 28.04.2017. На данную проверку представитель АО «Оборонэнерго» не прибыл. По данному поводу 02.05.2017 в адрес АО «Оборонэнерго» Заявителем была направлена претензия.
В ответ на запрос УФАС сетевой организацией письмом от 04.07.2017 исх. № СЗФ/060/2999 дан ответ о том, что 26.05.2017 проведена проверка выполнения ТУ со стороны ФИО4 и выдан акт о выполнении ТУ.
Согласно акту технологического присоединения от 17.07.2017 № 2390 Общество осуществило присоединение Сущих А.А.
Полагая, что Обществом нарушены установленный пунктами 82, 88, 90 Правил № 861 порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, Управление 31.07.2017 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 105-05-Ш/17 и 09.08.2017 вынесло постановление по делу об административном правонарушении № 105-05-Ш/17, которым АО «Оборонэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания 600 000 руб. штрафа.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как предусмотрено пунктом 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В соответствии с пунктом 82(1) Правил № 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
В силу пункта 88 Правил № 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15 (далее - акт о выполнении технических условий).
Согласно пункту 90 Правил № 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Из материалов дела следует, что в данном случае Общество нарушило пункты 82(1), 88, 90 Правил № 861, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, а также сроков исполнения договора о технологическом присоединении № 24/16-пр от 10.02.2016.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Общество не представило надлежащие доказательства исключительности обстоятельств, повлекших вменяемое ему правонарушение, в связи с чем оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб. исходя из следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, арбитражный суд полагает, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600 000 руб.) является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер.
Учитывая изложенное, суд считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу штрафа до 300 000 рублей. По мнению арбитражного суда, наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ
При таких обстоятельствах постановление Управления от 09.08.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 105-05-Ш/17 подлежит изменению в части назначенного Обществу наказания.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10.05.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 47-05-Ш/17 в части административного штрафа, уменьшив его размер до 300 000 руб.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.