Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 января 2013 года Дело № А56-63070/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Баталовой Л.А. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудневой М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Открытое акционерное общество "Ростерминалуголь"
заинтересованное лицо Управление надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области
о признании недействительным Предписания от 20.07.2012 № 48/4/1-19
при участии
от заявителя — пред. ФИО1, доверенность от 01.02.2012 № 1/2; пред. ФИО2, доверенность от 08.10.2012 № 1/5
от заинтересованного лица — не явились, извещены
установил:
ОАО «Ростерминалуголь» (далее: Общество) просит признать недействительным Предписание от 20.07.2012 № 48/4/1-19, вынесенное Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области (далее: Управление).
Представители Общества поддержали заявленные требования в полном объеме, ссылаются на то, что предприятие не является объектом надзора.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не представило.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статей 200, 201 АПК РФ.
Материалами дела установлено, что Управлением на основании Распоряжения от 20.06.2012 № 146 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки Общества на территории морского торгового порта «Усть-Луга», Кингисеппский район, Ленинградская область Управлением выявлены нарушения следующих требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1 - отсутствуют паспорта безопасности гидротехнических сооружений (п. 2 приложения к Приказу МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», зарегистрированному в Минюсте РФ 22.12.2004 № 6218);
2 - не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п. 3 Порядка создания и использования материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340);
3 - не создана дежурно-диспетчерская служба (п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);
4 - не спланирована работа комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) (п. 7, 8, 9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);
5 - нештатные аварийно-спасательные формирования не укомплектованы необходимым имуществом (п. 4 и п. 10 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999);
6 - не разработан табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (п. 10 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999);
7 - не весь руководящий состав звеньев нештатных аварийно-спасательных формирований обучен по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 19 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999);
8 -не проводятся тактико-специальные учения (п. 9 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №°547);
9 - не проводятся комплексные учения (п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547);
10 - персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты (п.8, 25-28 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993);
11 - нарушены правила хранения средств индивидуальной защиты (пункты 2.3, 2.4, 2.7 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденного Приказом МЧС России от 27.05.2003 №285);
12 - не проводится обучение персонала правилам хранения и использования средств индивидуальной защиты (п. 33 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993);
13 - не созданы в установленном объеме запасы медицинских средств индивидуальной защиты (п. 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993);
14 - не осуществляется в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (п.2 Порядка сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 №334);
15 - требует корректировки с учетом выполняемых задач и требования руководящих документов план действий в чрезвычайных ситуациях организации (пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794);
16 - не создана эвакуационная (эвакоприемная) комиссия (пункт 25 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 №303);
17 - не спланированы мероприятия по подготовке и проведению эвакуации населения (пункт 6 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 №303);
18 - не разработано положение об эвакуационной (эвакоприемной) комиссии (пункт 27 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 №303);
19 - работники эвакуационной (эвакоприемной) комиссии не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или (и) на курсах гражданской обороны (пункт 38 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303).
В связи с обнаружением указанных нарушений Управлением вынесено Предписание от 20.07.2012 № 48/4/1-19, в соответствии с которым Обществу установлен срок для их устранения до 25 марта 2013 года.
По пункту 1 Предписания Общество указывает на то, что для гидротехнических сооружений ОАО «Ростерминалуголь» не требуются паспорта безопасности, поскольку гидротехнические сооружения эксплуатируемые Обществом не являются опасными объектами. В материалы дела представлена копия Акта-предписания от 11-12.09.2007 № 9/457, составленного Северо-Западным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором отмечено, что на предприятии работа с опасными грузами не ведется (л.д. 32). Управлением не представлено документов, подтверждающих наличие у Общества опасных объектов, в связи с чем нарушение по пункту 1 не доказано.
Оспаривая пункты 2, 3, 4 и 15 Предписания Общество указывает, что ему неправомерно вменены нарушения обязательных требований, установленных Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее: Положение о единой государственной системе).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее: ФЗ № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Положением о государственном надзоре установлено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор в том числе за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (п. 4 Положения о государственном надзоре).
С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятельность которой организуется в соответствии с Положением о единой государственной системе (ст. 4 ФЗ № 68-ФЗ).
Общество не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, в связи с чем требования, изложенные в пунктах 2, 3, 4 и 15 Предписания, незаконны.
Относительно нарушений отраженных в пунктах 5, 6 и 7 Предписания, Общество указывает на то, что создание на предприятии нештатных аварийно-спасательных формирований не требуется.
Создание, подготовка, оснащение и применение нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны определяется в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников (п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований).
Доказательств того, что Общество относится к указанным организациям в материалы дела административным органом не представлено, в связи с чем пункты 5, 6 и 7 Предписания подлежат признанию недействительными.
По пунктам 8 и 9 Предписания Общество указывает на отсутствие доказательств обязанности Общества осуществлять мероприятия по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Административным органом не представлено документов, устанавливающих обязанность Общества осуществлять мероприятия по подготовке населения. В то же время Обществом разработана система мероприятий по защите работников (иных лиц, присутствующих на предприятии) от последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, Общество указывает на то, что в период с 01.02.2012 по 28.09.2012 руководители Общества (семнадцать человек) прошли обучение по линии государственной обороны и чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре в г. Гатчина.
Учитывая изложенное, административным органом не доказано наличие нарушения Обществом требований Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пункты 8, 9 Предписания подлежат признанию недействительными.
Полагая незаконным вменение пунктов 10, 12, 13 Предписания, Общество указывает на то, что требования Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, не распространяется на него, поскольку Общество не эксплуатирует потенциально опасные объекты и не относится к объектам жизнеобеспечения, также Предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к Обществу.
Указанные доводы Общества обоснованы, подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Управлением, в связи с чем пункты 10, 12 и 13 Предписания подлежат признанию недействительными.
Оспаривая пункт 11 Предписания Общество указывает на то, что требования Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 не распространяются на Общество поскольку в соответствии с пунктом 1.2 Правил исполнение данных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны.
В связи с тем, что на территории Общества отсутствуют объекты по использованию и накоплению химического оружия, а также отсутствуют сведения о том, что территория Общества находится в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения, пункт 11 Предписания подлежит признанию недействительным.
По пункту 14 Предписания Общество также ссылается на то, что исполнение требования указанного в этом пункте не является обязательным для Общества поскольку в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 № 334, сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности представляются организации эксплуатирующие потенциально-опасные объекты.
Доказательств того, что Общество относится к указанным организациям в материалы дела не представлено, в связи с чем пункт 14 Предписания подлежит признанию недействительным.
Оспаривая пункты 16-19 Предписания Общество указывает на то, что вменяемые нарушения Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303, не могут быть вменены Обществу поскольку указанные Правила не были надлежащим образом официально опубликованы, кроме того Общество не включено в перечень предприятий, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.
Указанный довод Управлением не опровергнут, доказательств того, что Общество отнесено к категории особой важности по гражданской обороне в материалы дела не представлено, пункты 16, 17, 18 и 19 Предписания подлежат признанию недействительными.
Доводы Общества о том, что оно не является объектом надзора также правомерны, поскольку объекты надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору (Приказ МЧС России от 09.08.2010 № 382).
В силу пункта 4 Административного регламента объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Ни в Акте проверки, ни в Предписании Управление не обосновало, что Общество имеет потенциально опасные объекты либо расположено в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, в связи с чем является одним из перечисленных выше объектов надзора.
Также Управлением не представлены доказательства того, что Общество является объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оспариваемым Предписанием на Общество возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом в оспариваемом Предписании Управлением не указаны положения нормативного или ненормативного акта, в силу которого Общество является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, в Предписании отсутствует указание на конкретные мероприятия, которые Общество должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.
Общество представило документы, подтверждающие проведение на угольном терминале в Морском порту Усть-Луга, принадлежащем Обществе, дополнительных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Управление не представило отзыва по делу и каких-либо документов, на основании которых принято Предписание.
Обществом представлена в дело копия докладной записки заместителя директора по безопасности на имя управляющего директора ОАО «Ростерминалуголь», в которой указывается на то, что 27.06.2012 никаких проверочных мероприятий инспектором МЧС России по Ленинградской области на территории подконтрольной Обществу не проводилось: инспектору были представлены документы по ее запросу, на основании которых и составлено Предписание.
В то же время Обществом представлен перечень обязательных мероприятий проведенных Обществом по обеспечению пожарной безопасности и перечень мероприятий добровольного участия Общества по предотвращению чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны и документы, подтверждающие их осуществление.
Совокупный объем этих мероприятий Управлением не изучался, тогда как по объему объектов защиты и уровню опасности производственной деятельности Общества имеющийся на момент проверки комплекс защитных мероприятий был достаточно обширен.
Так, например, в обеспечение мероприятий по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций Обществом осуществляется мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, повышается технологическая безопасность производства, осуществляются мероприятия по предотвращению опасных ситуаций и смягчению их последствия; проводится закупка оборудования и систем пожаротушения, декларирование промышленной и пожарной безопасности, проводится страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации производственных объектов, зарезервированы денежные средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечисленные и иные подобные мероприятия, их проведение и значение Управлением при проверке не исследовались.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание то, что положения ненормативного акта административного органа не должны содержать формулировок, не позволяющих однозначно определить, какие именно действия для надлежащего исполнения предписания необходимо совершить лицу в целях прекращения нарушения законодательства, Предписание от 20.07.2012 № 48/4/1-19, вынесенное в отношении ОАО «Ростерминалуголь» Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Предписание от 20.07.2012 № 48/4/1-19, вынесенное в отношении ОАО «Ростерминалуголь» Управлением надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области.
Обязать Управление надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Ленинградской области возместить ОАО «Ростерминалуголь» расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением № 5173 от 21.09.2012.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Баталова Л.А.