ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-63148/19 от 16.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 октября 2019 года                                                                    Дело № А56-63148/2019

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью  «Судоходная компания «Экотэк»

заинтересованное лицо Балтийско-Арктическое морское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании предписания  

при участии

от заявителя  - ФИО1, по доверенности от 08.07.2019,

от заинтересованного лица – не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью  «Судоходная компания «Экотэк» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Балтийско-Арктического морского управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) от 01.03.2019 №05-4/ПВ-10р/2019/1.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Как следует из материалов дела, в марте 2019 года должностным лицом Управления на основании распоряжения от 29.01.2019 №10-р проведена плановая выездная проверка в отношении Общества.

По итогам проверки Обществу выдано предписание от 01.03.2019 №05-4/ПВ-10р/2019/1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований; Обществу предписано в срок до 05.11.2019 выполнить требования пунктов 2, 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон №155-ФЗ) по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности (транспортирование нефтепродуктов, бункеровка грузов ) во внутренних морских водах, территориальном море.

Предписание оспорено Обществом в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений приведенной нормы во взаимосвязи с частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как установлено в ходе проверки, Общество вправе осуществлять деятельность по перевозке опасных грузов морским транспортом на основании лицензии серии МР-1 № 002187 от 14.07.2016, при этом, судно «Джамрат» включено в приложение № 2 к лицензии в качестве объекта, допустимого к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Также Общество вправе осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах на основании лицензии серии МР-4 № 002263 от 02.09.2016, при этом, судно «Джамрат» включено в приложение № 1 к лицензии в качестве объекта, допустимого к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, Общество вправе осуществлять как перевозку нефтепродуктов, так и бункеровку с использованием судна «Джамрат».

Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с частью 2. статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно статье 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозке опасных грузов морским транспортом, а также погрузо-разгрузочная деятельность по перевозке опасных грузов в морских портах, подлежит лицензированию в соответствии с требованиями вышеуказанного закона.

Согласно статье 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях получения лицензии предусматриваются соблюдение лицензиатом лицензионных требований, которые включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Перечень лицензионных требований для целей получения лицензий, предоставляющих право перевозки нефтепродуктов морским транспортом (Лицензия на перевозку опасных грузом морским транспортом), а также бункеровки судов (Лицензия на ПРД) устанавливается Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». В указанный перечень не включено наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (транспортирование, бункеровка судов) во внутренних морских водах, территориальном море.

Соответственно, факт получения лицензии на осуществление того или иного вида деятельности, предусматривает соблюдение соискателем лицензии всех требований предусмотренных законом для соблюдения того или иного вида деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Общество в обоснование заявленных требований ссылается на то, что указанные нормы не вменяют обязанность за свой счет проводить государственную экологическую экспертизу такого вида деятельности как перевозка нефтепродуктов и бункеровка судов.

Общество не является пользователем природных ресурсов.

Часть 3 статьи 34 Закона предусматривает конкретный перечень объектов государственной экологической экспертизы, куда не входит такой вид деятельности, как перевозка нефтепродуктов и бункеровка.

Кроме того, нормы Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» носят более общий по сравнению нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», следовательно, в части требований к видам деятельности, подлежащим лицензированию, подлежат применению требования специального закона, а не иных нормативно-правовых актов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона N 174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 названного Закона.

В силу статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5).

Деятельность Общества по транспортировке нефтепродуктов, а также деятельность по бункеровке судов к объектам государственной экологической экспертизы по смыслу действующего законодательства Российской Федерации не относится.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку у Общества отсутствует обязанность по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

            Признать недействительным предписание Балтийско-Арктического морского управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.03.2019 №05-4/ПВ-10р/2019/1.

            Взыскать с Балтийско-Арктического морского управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Экотэк» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Катарыгина В.И.