ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-63524/16 от 05.05.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 мая 2017 года                                                                 Дело № А56-63524/2016

Резолютивная часть решения объявлена мая 2017 года . Полный текст решения изготовлен мая 2017 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель общество с ограниченной ответственностью «Химпромснаб»,

заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня,

о признании недействительным решения об отказе в выпуске товаров по ДТ №10210040/250516/0002724,

при участии

от заявителя: представитель Пименов А.И. по доверенности от 07.09.2016,

от заинтересованного лица: представитель Федорова Ю.В. по доверенности от 09.01.2017, представитель Филина Т.С. по доверенности от 04.05.2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Химпромснаб» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни (далее – таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров по ДТ №10210040/250516/0002724 (с учетом уточнения требований).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Представитель таможни возражал против удовлетворения требований заявителя, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 25.05.2016 в 13:26 ООО «ХимПромСнаб» на Колпинский таможенный пост подана декларация на товары «смола пиролизная тяжелая, содержащая ароматические углеводороды, полученная при пиролизе углеводородных газов, нефтяных дистиллятов или их смесей...» для их помещения под таможенную процедуру экспорта.

25.05.2016 в 14:29 указанная ДТ зарегистрирована Колпинским таможенным      постом с присвоением регистрационного номера №10210040/250516/0002724.

При регистрации ДТ №10210040/250516/0002724 сработал целевой правоохранительный профиль риска, разработанный Северо-Западной оперативной таможней, указывающий на потенциальный риск применения запретов и ограничений в отношении вывозимых товаров и возможное заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Меры минимизации риска: проверка документов и сведений (101), таможенный досмотр товаров (109), отбор проб и образцов товаров (204), таможенная экспертиза товаров (601), что видно из отчета о применении профилей риска по ДТ № 10210040/250516/0002724.

26.05.2016 Обществу направлено уведомление о предъявлении товаров для проведения таможенного досмотра.

Сроки выпуска товара продлены в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

27.05.2016 от Общества поступило заявление о невозможности предъявления товаров для проведения таможенного досмотра в указанной Колпинским таможенным постом зоне таможенного контроля.

30.05.2016 Общество обратилось на таможенный пост с заявлением о создании временной зоны таможенного контроля. Распоряжением Колпинского таможенного поста от 30.05.2016 № 015-р ВЗТК создана временная зона таможенного контроля.

С 31.05.2016 по 01.06.20.16 проведен таможенный досмотр товаров (акт №10210040/310516/000082). В ходе таможенного досмотра произведён отбор проб и образцов товара (акт №10210040/010616/000004), принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10210040/010616/ДВ/000252 (направлено Обществу в электронном виде).

02.06.2016 на Колпинский таможенный пост поступило заявление Общества об аннулировании ходатайства о постановке дополнительных вопросов перед экспертом.

03.06.2016 Колпинским таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки. Обществу указано на необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждающих условия выпуска товаров, а именно: документов, подтверждающих отсутствие компонентов, относящихся к опасным отходам; лицензии Минпромторга, заключение Росприроднадзора, в случае если вывозимый товар подпадает под запреты и ограничения.

Результаты экспертизы товаров, назначенной таможенным органом, в сроки выпуска товаров, установленные пунктом 4 статьи 196 ТК ТС, на Колпинский таможенный пост не поступили. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, декларантом не представлены.

08.06.2016 Колпинским таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товара ДТ № 10210040/250516/0002724.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.


В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 названной статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, таможенным органом в соответствии с требованиями статьи 201 ТК ТС принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ №10210040/250516/0002724.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на пункт 1 статьи 198 ТК ТС, указывая на то, что таможенный орган не предлагал заявителю внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, тем самым, лишив заявителя возможности вывоза товара под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Вместе  с тем, пунктом 2 статьи 198 ТК ТС установлено, выпуск товаров не производится в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

Частью 11 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ)  на период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара и (или) его характеристик, указанных в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда в соответствии со статьей 219 настоящего Федерального закона такие документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Таким образом, учитывая, что в сроки выпуска товара, установленные пунктом 4 статьи 196 ТК ТС, результаты таможенной экспертизы не поступили на Колпинский таможенный пост, документы подтверждающие отсутствие компонентов, относящихся к опасным отходам, либо документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (лицензия Минпромторга, заключение Росприроднадзора) декларантом не представлены, в соответствии с пунктом 2 статьи 198 ТК ТС и частью 11 статьи 106 Закона №311-ФЗ решение о выпуске товара (в том числе под обеспечение уплаты таможенных платежей), задекларированного по ДТ №10210040/250516/0002724, не могло быть принято должностным лицом Колпинского таможенного поста.

Указывая на неправомерность решения таможенного органа об отказе в выпуске товара, задекларированного по ДТ № 10210040/250516/0002724, заявитель ссылается на положения пункта 4 статьи 190 ТК ТС, силу которого таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 настоящего Кодекса;

4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Между тем, ДТ № 10210040/250516/0002724 зарегистрирована таможенным органом в соответствии с требованиями права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В дополнительной правовой позиции Общество указывает, что экспертиза и дополнительная проверка назначена таможенным органом, при полном отсутствии каких-либо признаков к несоответствию товара сведениям, заявленным в декларации на товары.

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля таможенными органами используется система управления рисками.

Согласно статье 127 ТК ТС профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков. Индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

В силу пункта 2 статьи 128 ТК ТС целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130 ТК ТС содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частью 4 статьи 162 Закона №311-ФЗ информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Решение о проведении таможенной экспертизы принято Колпинским таможенным постом на основании целевого правоохранительного профиля риска, который сработал при регистрации ДТ № 10210040/250516/0002724.

Профиль риска разработан Северо-Западной оперативной таможней (код таможенного органа 10212000) и указывает на потенциальный риск применения запретов и ограничений в отношении вывозимых товаров и возможное заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Меры минимизации риска: проверка документов и сведений (101), таможенный досмотр товаров (109), отбор проб и образцов товаров (204), таможенная экспертиза товаров (601) (отчет о применении профилей риска по ДТ №10210040/250516/0002724).

Классификатор мер по минимизации рисков, обязательность применения таможенными органами системы управления рисками и порядок ее применения установлены положениями Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 20.05.2016 № 1000.

Таким образом, информация об определённые критериях (признаках), выявленных при срабатывании конкретного профиля риска, отображается в виде индикатора профиля риска и является конфиденциальной информацией, предназначенной для использования таможенными органами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что помимо признаков, выявленных при срабатывании системы управления рисками, признаками, указывающими на возможное заявление недостоверных сведений о товаре, возможное применение запретов и ограничений к вывозимым Обществом товарам являются:

1) сведения, указанные в документах, представленных Обществом при
декларировании товара. Так в дубликате накладной СМГС в графе 15 «наименование
груза» указано: «вещество жидкое, опасное для окружающей среды»;

2) в графе 33 ДТ указан код товара 2706 00 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае классификации товара в подсубпозиции 2706 00 000 0 товары соотносятся с товарами, включенными в раздел 1.2 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее – Перечень).

В соответствии с примечание 1 к разделу 1.2 Перечня для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.

Заявитель также указывает, что код товара 2713 90 900 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, указанный таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, в случае отнесения товара к данному коду, не предусматривает автоматическое лицензирование права на вывоз такого товара, имеет точно такую же ставку таможенной пошлины, как и ставка таможенной пошлины к коду 2706 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленному Обществом при декларировании.

Код товара 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, указанный таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, действительно также как и код товара 2706 00 000 0, заявленный Обществом при декларировании, соотносятся с товарами, включенными в раздел 1.2 Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.

Соответственно при отнесении товара к коду 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, так же как и к коду 2706 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, могут применяться запреты и ограничения.

Согласно примечанию 3 к разделу 1.2 Перечня вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, указанных в настоящем разделе, осуществляется в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (далее – Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45.

Таким образом, признаки несоответствия товара сведениям, заявленным в декларации на товары, возможного применения запретов и ограничений в отношении вывозимого товара установлены таможенным органом как в рамках системы управления рисками, так и в ходе проверки документов и сведений, представленных Обществом при декларировании товара,

Что касается ставок таможенных пошлин, то на момент регистрации ДТ приказом Минэкономразвития России от 21.04.2016 были установлены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти.

В отношении товаров, отнесенных к подсубпозиции 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 54,1 долларов США за 1000 кг., что значительно отличается от ставки вывозной таможенной пошлины, установленной для товаров, отнесенных к подсубпозиции 2706 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (таможенная пошлина 5 %).

Таким образом, изменение кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС могло повлиять на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Общество указывает на то, что запрос, содержащийся в решении о проведении дополнительной проверки, невозможно считать мотивированным, так как в нем отсутствует сама мотивация, которая указывала бы на признаки, отсутствуют и сами признаки, обнаруженные таможенным органом и указывающие, что к товарам могут применяться запреты и ограничения.

В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки от 03.06.2016 таможенный орган просил представить декларанта следующие документы: документы, подтверждающие отсутствие компонентов, относящихся к опасным отходам; лицензии Минпромторга, заключение Росприроднадзора, в случае если вывозимый товар подпадает под запреты и ограничения.

Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя коммерческую деятельность на свой риск, осуществляя перевозку товара, содержащего вещество опасное для окружающей среды (графа 15 накладной СМГС), должно было знать требования действующего законодательства (в том числе положений, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), могло представить в таможенный орган документы, подтверждающие отсутствие запретов и ограничений в отношении вывозимого Обществом товара (предварительное решение по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, провести независимую экспертизу товара, представить письмо Росприроднадзора об отсутствии в отношении вывозимого товара запретов и ограничений, любые иные документы, содержащие физико-химические свойства товара).

Однако Общество посчитало достаточным предоставление технических условий, разработанных самим Обществом, при наличии информации, содержащейся в товаросопроводительных документах (накладная СМГС) о содержании веществ опасных для окружающей среды.

В дополнительной позиции Общество указывает, что таможенный орган, скрывая от Общества мотивы назначения экспертизы и проведения дополнительной проверки, указывает их в решении о назначении таможенной экспертизы, с которым Общество не было знакомо до получения заключения эксперта (до 15.06.2016).

Однако данные доводы Общества опровергаются материалами дела, так как согласно данным информационной системы таможенных органов, полученных по средствам КПС «Эксперт ДКЛ», таможенным органом 02.06.2016 в информационную систему декларанта направлено и декларантом получено решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указаны поставленные перед экспертом вопросы.

Также в комплекте документов к ДТ № 10210040/250516/0002724 имеется уведомление Общества в письменном виде «О принятии решения о назначении экспертизы» от 01.06.2016 № 47-20/00074, в котором также указаны поставленные перед экспертом вопросы. Данное уведомление получено представителем Общества на руки 01.06.2016.

Более того, 02.06.2016 на Колпинский таможенный пост от Общества поступило заявление,  в котором  Общество просит аннулировать ходатайство о постановке дополнительных вопросов перед экспертом, направленное ранее в связи с принятием решения о назначении таможенной экспертизы.

Таким образом, Общество знало о мотивах назначения таможенной экспертизы и проведении дополнительной проверки, имело возможность воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 141 ТК ТС.

Соответственно, основания (мотивы) назначения как экспертизы, так и дополнительной проверки были абсолютно определенными, вытекающими из представленных Обществом документов и сведений, выявленного профиля риска в соответствии с системой управления рисками и не скрывались от Общества.

На основании вышеизложенного, решение Колпинского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни от 08.06.2016 об отказе в выпуске товара по ДТ №10210040/250516/0002724 является законным и обоснованным, принятым с соблюдением права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                         Анисимова О.В.