ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-63775/12 от 18.02.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 февраля 2013 года Дело № А56-63775/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Семеновой И.С.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болотовой Л.Д.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Открытое акционерное общество "Группа "Илим"

заинтересованное лицо: Управление надзорной деятельности Северо-Западный Региональный Центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

об оспаривании п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 предписания от 16.07.2012 №59/4/1-8

при участии

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 26.06.2012;

представитель ФИО2, доверенность от 10.12.2012;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 предписания, вынесенного Управлением надзорной деятельности Северо-Западного Регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Управление) от 16.07.2012 №59/4/1-8.

Общество полагает, что оспариваемые пункты предписания не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Управление, в представленном отзыве, возражает против удовлетворения заявленного требования полагая, что представленными материалами дела доказано соответствие оспариваемых Обществом пунктов предписания действующему законодательству Российской Федерации.

Управление, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что:

- Управлением на основании распоряжения от 21.06.2012 № 59, которое получено Обществом 27.06.2012, была проведена плановая выездная проверка Общества с целью проверки выполнения годового плана плановых проверок на 2012 год (том 3 л.д. 9-10), по результатам которой был составлен акт проверки от 16.07.2012 № 59 (том 3 л.д. 13-17);

- 16.07.2012 в адрес Общества Управлением было вынесено предписание № 59/4/1-8 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения от территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе,

пунктом 1 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 согласовать с органом местного самоуправления план основных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год, осуществлять контроль исполнения запланированных мероприятий;

пунктом 2 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России;

пунктом 3 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальную систему оповещения организации;

пунктом 4 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 организовать своевременное освежение и замену медицинских средств индивидуальной защиты и противогазов с истекшими сроками хранения;

пунктом 5 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 организовать хранение, использование и содержание имущества гражданской обороны (средств радиационной и химической защиты) в соответствии с требованиями; оформить паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты; в целях контроля за наличием, своевременной выбраковкой и условиями хранения имущества ГО завести журналы: «Учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления», «Учета списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха»;

пунктом 6 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 организовать учет защитных сооружений гражданской обороны организации (отсутствует журнал учета ЗСГО). Для присвоения инвентарных номеров ЗСГО организации в соответствии с нумерацией установленной на территории Архангельской области представить сведения о имеющихся ЗСГО в управление гражданской защиты ГУ МЧС России по Архангельской области;

пунктом 7 Обществу предписано в срок до 01.07.2013 разработать годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций ЗСГО организации;

- Общество, полагая, что пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 указанного предписания незаконные, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением;

- в соответствии части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- согласно ст. 65, ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо;

- в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами;

- согласно ст.9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гра­жданской обороне;

- в силу п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций;

- пунктом 1 Обществу предписано согласовать с органом местного самоуправления план основных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год, осуществлять контроль исполнения запланированных мероприятий;

- порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) ут­вержден Приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70-ДСП;

- в соответствии с пунктом 93 Порядка в раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны включен пункт а) «порядок приведения в готовность гражданской обороны» в ко­тором в соответствии с пунктом 94 указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выпол­няемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Россий­ской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 437-13 «Вопросы граждан­ской обороны в Российской Федерации»;

- согласно пункту 105 Порядка конкретизировано описание приложения «Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время», а именно:

на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской не и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:

а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и
 сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;

б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных
 медицинских и иных средств;

в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской
не и (или) продолжающей работу в военное время;

г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;

д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.

- неотъемлемой частью плана гражданской обороны организации в соответствиис пунктом 103 Порядка является план эвакуации работников организации, вынесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в иное время, и членов их семей;

- в соответствии с пунктом 118 Порядка организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне должны согласовывать с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- из представленных материалов дела следует, что план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме на 2012 год (далее – План) согласован с органами местного самоуправления, подписан уполномоченным лицом муниципального образования (подпись на последней странице плана) (л.д.49 т.1), утверждён и исполняется в строгом соответствии с временными периодами запланированных мероприятий, отметки в плане проставляются по окончанию года при подведении итогов работы, и анализе работы за год в целом, что подтверждается представленным планом за 2011 года (л.д. 50-54), копии приказов № ФК-34 от 17.01.2011г. (л.д. 55), № ФК-23 от 18.01.2012г. об итогах подготовки объекта по ГО и ЧС (л.д. 59-63). Промежуточный контроль исполнения пунктов плана отражён в различных документах, в том числе, в протоколах заседаний, журналах обучения, приказах (л.д. 66-134);

- невозможность исполнения пункта 2.1 плана «Первичная подготовка руководящего и командно-начальствующего состава» по плану администрации города подтверждается письмом руководителя отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе при Администрации муниципального образования «Город Коряжма» № 27 от 14.03.2012 года о переносе занятий на другой период времени (л.д.64);

- исполнение пункта 2.2 плана «Текущая подготовка персонала по программе ГО и ЧС» подтверждается графиками проведения занятий по ГО и ЧС в различных структурных подразделениях Филиала, журналами учёта теоретического обучения на курсах целевого назначения по программе «ГО и ЧС», итоговыми отчётами преподавателей о результатах обучения, протоколами заседаний экзаменационных комиссий по проверке знаний окончивших курсы обучения по программам;

- исполнение пункта 2.3 плана «Учебно-тренировочные занятия персонала по ПАС и ПЛАС» подтверждается графиками проведения учебно-тренировочных занятий по ПАС и ПЛАС различных структурных подразделений Филиала (с отметками о выполнении), записями в журналах учёта учебно-тренировочных занятий по ПАС и ПЛАС;

- исполнение пункта 3.1 плана «Заседания объектовой КЧС» подтверждается планом работы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) на 2012 года, 1-й квартал 2013 года с отметками о проведении заседаний, повесткой заседания объектовой КЧС и ПБ от 22.02.2012 г., протоколами заседаний объектовой КЧС и ПБ при директоре филиала (с отметками о выполнении запланированных мероприятий);

- корректировка плана ГО и плана действий филиала по предупреждению и ликвидации ЧС (п. 3.2 плана) производится периодически, по мере необходимости, что подтверждается листом корректировки;

- контроль за исполнением пункта 3.3 плана «Подготовка и проведение мероприятий противопаводкового периода» подтверждается отметкой ответственного лица в Протоколе №2заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности администрации МО «Город Коряжма от 12.03.2012 о выполнении пункта 9 запланированных мероприятий, отметкой ответственного лица Филиала в плане работы КЧС и ПБ на 2012 г, 1-й квартал 2013 года о выполнении пункта 2 вышеуказанного плана, протоколом №2 от 11.04.2012 года заседания объектовой КЧС и ПБ при директоре филиала также с отметками о выполнении;

- исполнение пункта 3.4 плана «Подготовка объекта к пожароопасному периоду» контролируется должностными лицами предприятия, о чём свидетельствуют отметки о выполнении пункта 4 протокола №3 от 16.04.2012 заседания КЧС и ПБ при администрации МО «Город Коряжма», протокол №1 от 22.02.2012 заседания объектовой КЧС в ПБ при директоре филиала, приказ № ФК-453 от 09.04.2012 о противопожарной подготовке структурных подразделений филиала к летнему периоду и выполнении противопожарных мероприятий в летний период 2012 года; протоколы заседаний пожарно-технических комиссий структурных подразделений филиала, протоколы проведения инструктажей по мерам противопожарной безопасности;

- контроль выполнения мероприятий по ГО и ЧС (пункт 3.6 плана) осуществляется путём выдачи предписаний структурным подразделениям Филиала по устранению нарушений требований правил и других нормативных документов в той или иной области деятельности;

- в вышеназванных предписаниях указаны сроки для устранения нарушений. Исполнение пунктов предписаний контролируется ответственными лицами, о чём составляются служебные записки об исполнении, либо невозможности выполнения конкретных пунктов предписаний с указанием причин невозможности исполнения;

- из вышеуказанных обстоятельств, следует, что Обществом согласовано с органом местного самоуправления план основных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на текущий год, осуществляется контроль исполнения запланированных мероприятий, что подтверждено представленными материалами дела, в связи с чем, п.1 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным;

- пунктом 2 предписания Обществу предписано переработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России;

- план действий филиала по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составлен в строгом соответствии с методическими рекомендациями МЧС России;

- из материалов дела, следует, что ни в акте проверки, ни в предписании об устранении нарушений не указано какой именно пункт плана не соответствует конкретному пункту, статье конкретного нормативного акта, в связи с чем, включение вышеуказанного пункта в предписание для устранения нарушений по данному основанию является бездоказательным и не соответствующим действительности;

- поскольку предписание № 59/4/1-8 от 16 июля 2012 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны носит не рекомендательный, а обязательный для исполнения характер, правила и действия, предписываемые вышеуказанным документом, должны быть выполнимыми и контролируемыми;

- таким образом, требования пункта 2 предписания №59/4/1-8 от 16.07.2012 не представляется возможным исполнить по причине отсутствия конкретизации допущенного нарушения, в связи, с чем пункт 2 оспариваемого предписания в рассматриваемой части не может быть признан соответствующим закону и подлежит признанию недействительным;

- пунктом 3 предписания Обществу предписано создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальную систему оповещения организации;

- Положение о системах оповещения населения, утверждено приказом МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006 и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее – реализации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм «собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения);

- Общество не является ни одной из вышеперечисленных организаций, следовательно, действие вышеуказанного приказа на Общество не распространяется и не может быть признано обязательным для исполнения;

- вместе с тем, из представленных материалов дела, следует, что на территории Общества создана локальная система оповещения (ЛСО), отвечающая всем требованиям, предъявляемым к ЛСО. Создание ЯГО на территории филиала производилось в 1999 году на базе производственно-технологической сети связи предприятия, согласно проектной документации на вновь строящиеся объекты и вводилась в действие совместно с приёмом в эксплуатацию зданий и сооружений, паспорт ЛСО филиала направлялся в Главное управление МЧС по Архангельской области;

- согласно паспорту локальной системы оповещения филиала в Обществе сопряжена с ТАСЦО (территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения) МО «Город Коряжма» (л.д.137-141 т.1);

- в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления производится обмен информацией о наличии и месторасположении громкоговорителей, электросирен на территории муниципального образования, что подтверждается сообщением от 18.09.2007 №ФК/11300-295 (л.д.135 т.1), паспорт ЛСО с приложением списка электросирен и сигналов оповещения (л.д.137-141 т.1), сопроводительным письмом № ФК/696 от 29.09.2010 (л.д. 136 т.1);

- локальная система оповещения Общества поддерживается в состоянии постоянной готовности, в случае необходимости производится её ремонт, ежегодно разрабатывается план мероприятий по ремонту ЛСО (л.д. 154 т.1). Постоянно с периодичностью раз в месяц производится проверка исправности сети радиовещания, результаты проверки заносятся в оперативный журнал ОДО ДОП(оперативно-диспетчерского отдела Дирекции по основному производству), что отражено в акте проверки ЛСО (л.д.143 т.), копии журнала ОДО ДОП (л.д.144-153 т.1);

- кроме того, в Инструкции ИО № 05-10 ПБ по действиям оперативно-диспетчерского отдела дирекции по основному производству в условиях чрезвычайных ситуаций содержится порядок действий диспетчера в чрезвычайных ситуациях (л.д.152-190 т.2), в том числе при возникновении ситуаций гражданской обороны, установлен порядок оповещения должностных лиц, работников филиала, дарственных и муниципальных служб, диспетчер Общества имеет прямой выход на оперативного дежурного ЕДДС МО «Город Коряжма», что обеспечивает дополнительную возможность информирования населения в случаях ГО и ЧС, таким образом, у Общества есть возможность мгновенно передать любую информацию (в том числе касающуюся ГО и ЧС) посредством радиосети и через громкоговорители;

- включение сирен на территории Общества обеспечивает слышимость сигнала в радиусе не менее 2,5 км от границ предприятия, что отражено в инструкции ИО-№05-10 ПБ (л.д. 152-190 т.2), приказ о введение в действие Инструкции, список громкоговорителей и электросирен (л.д.148 т.2);

- в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет полномочия организаций в области гражданской обороны, а именно: Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определён перечень основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный перечень является исчерпывающим и включает в себя: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею;

- на основании изложенного следует, что локальная система оповещения организации у Общества создана, поддерживается в состоянии постоянной готовности;

- в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обязаны обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон);

- исходя из изложенного выше следует, что ОАО «Группа «Илим» может участвовать в разработке, проектировании и установке локальной системы оповещения только в рамках организационно-правовых мероприятий, проводимых органом местного самоуправления, путём реализации целевых программ;

- в настоящий момент Администрацией города планируется создание централизованной системы оповещения населения, глава муниципального образования обратился к Обществу с предложением принять участие в создании вышеуказанной системы, ведётся работа по согласованию условий участия филиала в создании ЛСО, ведутся переговоры, переписка, проводятся рабочие встречи, что отражено в письме администрации города МО «Город Коряжма» № 14/4404 от 26.07.2012 (л.д.149 т.2);

- объективную сторону правонарушения в области ГО и ЧС характеризует бездействие. Бездействие может выражаться, например, в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций; в невыполнении требований и норм по предупреждению аварий на объектах производственного назначения и т.п. Создание новой локальной системы оповещения Общества без участия органа местного самоуправления на данном этапе невозможно, поскольку необходима установка новой территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Архангельской области, которая будет поэтапно внедряться на территории области, а локальные системы оповещения на потенциально-опасных объектах должны быть сопряжены с новой системой оповещения, которая не внедрена органом местного самоуправления на территории города Коряжмы, на который возложена обязанность по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных систем, в том числе путём реализации целевых программ, создавать локальные системы оповещения за счёт долевого участия потенциально опасных объектов;

- таким образом, из вышеизложенного следует, что пункт 3 оспариваемого предписания является неправомерным, поскольку в данной ситуации отсутствует объективная сторона правонарушения, поскольку Общество имеет свою систему оповещения, отвечающую всем необходимым требованиям, содержит её в рабочем состоянии, проверяет исправность и работоспособность системы, принимает активное участие в создании ЛСО МО «Город Коряжма»;

- пунктом 4 Обществу предписано организовать своевременное освежение и замену медицинских средств индивидуальной защиты и противогазов с истекшими сроками хранения;

- в соответствии с приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечении населения средствами индивидуальной защиты»:

- СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истече­  нииназначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных по­казателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта;

- информация о списании (разбронировании) СИЗ направляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями втерриториальные органы МЧС России;

- проведение периодических испытаний СИЗ с целью проверки их защит­ных и эксплуатационных характеристик осуществляется химико-радиометрическими лабораториями и другими метрологическими органами (да­лее- метрологические органы);

- основанием для продления срока хранения или списания (разбронирования) СИЗ из запасов (резервов) является акт лабораторного испытания. В акте ла­бораторного испытания СИЗ должны указываться: формулярные данные испы­танных партий средств индивидуальной защиты, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испыта­вши по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии, за­ключение метрологических органов;

- согласно пункту 5 Положения «О накоплении, хранении и использовании в целяхГО запасов материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств» утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности;

- из представленных материалов дела следует, что освежение и замена медицинских средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и противогазов производится Обществом по мере необходимости. Контроль за соблюдением сроков хранения СИЗвозложен на должностных лиц Общества, ведётся журнал средств индивидуальной защиты Общества (л.д.76-99 т.2), в котором указаны количество, сроки годности противогазов, переданных в структурные подразделения Общества, ежемесячно производятся проверки в соответствии с графиком проверки технического состояния аварийного запаса противогазов и мест их хранения (л.д.1-10 т.2;

- периодически производится инвентаризация аварийного запасапротивогазов, по результатам проведения которой составляются акты инвентаризации(л.д.11-15 т.2);

- информация о наличии средств индивидуальной защиты заправляется Обществом в отдел по ГО, ЧС и мобилизационной работе при администрации МО «Город Коряжма», на 01.03.2012 в наличии у филиала имелось 2179 противогазов и 4845 респираторов, принадлежащих Обществу направе собственности, что подтверждается сопроводительным письмом № ФК-316 от 26.03.2012 (л.д.16-17 т.2) с приложением сведений о наличии средств индивидуальной защиты;

- в 2011-2012 годах были приобретены 350 противогазов, респираторы, защитные костюмы (в том числе марки Л1), фартук рентгенозащитный, аптечки универсальные, аптечки индивидуальные АИ-2, носилки, противохимические пакеты, 100 сухих пайков ИРП-Б и прочие, дирекцией материально-технического обеспечения филиала периодически, по мере необходимости закупаются средства индивидуальной защиты, противогазы, что подтверждается заключенными договорами на приобретение ТМЦ (л.д.18-37 т.2);

- на 2013год разработан план приобретения ТМЦ на нужды СПБ и ЧС,на основании которого в бюджет предприятия на 2013 год планируется заложить денежные средства на приобретение аптечек универсальных в количестве 21 штуки, аптечек индивидуальных АИ-2 в количестве 200 штук, пакетов перевязочных 250 штук, противогазов ПФСГ-98 в количестве 80 штук, наборов сухих пайков в количестве 100 штук, медикаментов и наборов медикаментов, иных средств индивидуальной защиты, всего на общую сумму 736 207, 24руб. (л.д.40-46 т.2);

- таким образом, Общество ведёт строгий учёт товарно-материальных ценностей, принадлежащих филиалу на праве собственности, осуществляет контроль за сроками годности средств индивидуальной защиты, производит своевременное обновление и замену СИЗов с истекшими сроками хранения;

- вместе с тем, в защитных сооружениях, расположенных на территории Общества, хранится областной запас противогазов ГО, данные противогазы были приняты на ответственное хранение, что подтверждается накладными, рапортом, ежегодными актами проверок, разъяснениями Главного управления ГО и ЧС Архангельской области (л.д. 50-66 т.2);

- отслеживание и контроль за истечением срока хранения вышеуказанного запаса противогазов лежит на лице, передавшем имущество на хранение (л.д.47 т.2);

- так, в 2010 году Обществом были переданы 12 000 штук противогазов ГП-5 1983 года выпуска с истекшими срокамихранения уполномоченному представителю отдела ГЗ и ГО государственного учреждения Архангельской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты», что отражено в акте приема-передачи (л.д.48 т.2);

- из вышеизложенного следует, что пункт 4 оспариваемого предписания вынесено неуполномоченному лицу, в связи с чем, подлежит признанию недействительным;

- пунктом 5 предписания Обществу предписано организовать хранение, использование и содержание имущества гражданской обороны (средств радиационной и химической защиты) в соответствии с требованиями; оформить паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты; в целях контроля за наличием, своевременной выбраковкой и условиями хранения имущества ГО завести журналы: «Учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления», «Учета списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха»;

- паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты должен быть оформлен в соответствии с требованиями приложения № 3 к пункту 2.8.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых Приказом МЧС РФ от 27.05.2003 N 285. Паспорт должен быть изготовлен из фанеры, окрашен в чёрный цвет, текст паспорта написан белой масляной краской, все данные заполнены мелом. В паспорте отражены данные о загруженности и свободной ёмкости складского помещения (хранилища);

- из представленных материалов дела следует, что вышеуказанные паспорта имеются в наличии в защитных сооружениях № 5, № 7 и № 8, в которых хранятся средства радиационной и химической защиты, что отражено в фотоматериалах представленных Обществом в судебное заседание;

- кроме того, в акте проверки и протоколе об административном правонарушении установлено, что Общество не разработало паспорт складского помещения в соответствии с приложением № 3 пункта 2.7.3 «Правил», вместе с тем пункт 2.7.3 гласит: «На территории склада должны устанавливаться таблички и указатели (приложение N 1), все здания склада должны быть занумерованы, порядковые номера наносятся на торцевые стены зданий в белом квадрате размером 50 х 50 см.;

- двери хранилищ нумеруются порядковым номером, который наносится в белый круг диаметром 35 см, окаймленный красной полосой шириной 3 см. Все цифры наносятся черным цветом», приложения № 3 к данному пункту нет. В момент проверки каких-либо претензий к оформлению зданий складов, торцевых стен зданий, дверей хранилищ и т.п. не высказывалось, актами проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении не установлено нарушение пункта 2.7.3 вышеуказанных Правил, что является основанием для исключения данного пункта из акта проверки и протокола;

- Общество введет журналы «Учёта средств радиационной и химической защиты», «Учёта списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха», в реестре записей, утверждённом директором по охране труда и промышленной безопасности Общества 01.04.2012, определены: периодичность внесения записей и содержание информации; ответственные лица за оформление и ведение журналов; лица, осуществляющие контроль за исполнением; нумерация журналов, подлежащая включению в номенклатуру, записи в них вносятся, в связи с чем, отсутствует факт нарушения нормативного акта, указанного в предписании, акте проверки и протоколе об административном правонарушении (копии журналов, информация по реестру записей) (л.д.73-111 т.2);

- из вышеизложенного следует, что пункт 5 оспариваемого предписания также подлежит признанию недействительным;

- пунктом 6 предписания Обществу предписано организовать учет защитных сооружений гражданской обороны организации (отсутствует журнал учета ЗСГО). Для присвоения инвентарных номеров ЗСГО организации в соответствии с нумерацией установленной на территории Архангельской области представить сведения о имеющихся ЗСГО в управление гражданской защиты ГУ МЧС России по Архангельской области;

- из представленных материалов дела следует, что Обществом организован учёт защитных сооружений в строгом соответствии с требованиями законодательства, ведётся журнал учёта защитных сооружений гражданской обороны, журналы проверки состояния каждого имеющегося защитного сооружения, ежегодно разрабатывается и исполняется план повышения готовности защитных сооружений, проводятся организационно-технические мероприятия по содержанию и ремонту защитных сооружений;

- кроме того, наличие журнала учёта защитных сооружений подтверждается и пунктом 10 ведомости оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны, представленного на смотр-конкурс в 2011 году (ведомость от 15.08.2011 г. подписана конкурсной комиссией из 5 человек), поскольку учёт защитных сооружений гражданской обороны организации организован, это является основанием для признания пункта 6 вышеуказанного пункта предписания недействительным;

- пунктом 7 предписания Обществу предписано разработать годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций ЗСГО организации;

- план планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных инструкций Обществом разрабатывается и утверждается ежегодно, наименование вышеуказанного документа звучит как «План организационно-технических мероприятий на период с... по ... по отделу ГО и ЧС», данный план является приложением к договору технического обслуживания и ремонта защитных сооружений, исполнение конкретных пунктов плана происходит согласно графику обслуживания защитных сооружений Общества, который также является приложением к поименованному выше договору;

- обслуживание и ремонт защитных сооружений филиала осуществляет ООО «Сервис-ПРО», результаты работ оформляются актами приёмки-сдачи работ, при подведении итогов работы за год в плане проставляются отметки об исполнении либо неисполнении тех или иных пунктов плана, анализируется необходимость мероприятий по обслуживанию и ремонту ЗС на предстоящий год. При формировании бюджета на следующий год, принимаются во внимание те пункты плана, которые не были исполнены по каким-либо причинам, выделяются денежные средства и в план организационно-технических мероприятий включаются неисполненные пункты;

- в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие);

- поскольку представленными материалами дела не доказано нарушение Обществом действующего законодательства, заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению, а пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 оспариваемого предписания Управления от 16.07.2012 №59/4/1-8 об устранении нарушений законодательства - признанию недействительными;

- в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 201, ст. 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 предписания, вынесенного Управлением надзорной деятельности Северо-Западного Регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.2012 №59/4/1-8.

Взыскать с Управления надзорной деятельности Северо-Западного Регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Открытого акционерного общества "Группа "Илим" 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Семенова И.С.