ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-63780/12 от 27.03.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 апреля 2013 года Дело № А56-63780/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Открытое акционерное общество "Группа "Илим"

заинтересованное лицо Управление надзорной деятельности Северо-Западный Региональный Центр МЧС России

о признании частично недействительным предписания

при участии

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 10.12.2012 №29 АА 0298956, ФИО2, по доверенности от 26.06.2012,

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 14.05.2012 №14/20

установил:

Открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 предписания от 16.07.2012 №59/3/1-10, вынесенного Управлением надзорной деятельности Северо-Западным Региональным центром МЧС России (далее – Управление).

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.

Представитель Управление возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Управлением в период с 11.07.2012 по 16.07.2012 на основании распоряжения от 21.06.2012 № 59 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства в области гражданской обороны в филиале Общества в г. Коряжме.

По результатам проверки Обществу выдано предписание от 16.07.2012 №59/3/1-10 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Предписание содержит следующие обязательные для исполнения пункты:

- пункт 1: разработать план гражданской обороны организации в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 16.02.2012 №70ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения» (планов гражданской обороны) (нарушены требования Постановления Правительства РФ №804 от 26.11.2007 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ» (далее – Постановление №804), Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 «Об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях» (далее – Приказ №687);

- пункт 2: разработать и согласовать с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; оформить акт освоения загородной зоны; получить ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) (нарушение требований Постановления №804, Приказа №687);

- пункт 4: организовать своевременное освежение и замену медицинских средств индивидуальной защиты и противогазов с истекшими сроками хранения (нарушение требований Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (далее – Постановление №379);

- пункт 5: разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации (нарушены требования Приказа №687);

- пункт 6: организовать хранение, использование и содержание имущества гражданской обороны (средств радиационной и химической защиты) в соответствии с требованиями; оформить паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты; в целях контроля за наличием, своевременной выбраковкой и условиями хранения имущества ГО завести журналы: «Учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления», «Учета списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха» (нарушение требований Приказа МЧС РФ от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»);

- пункт 7: создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальную систему оповещения организации (нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон №28-ФЗ); Постановления №804, Приказа №687, Приказа МЧС РФ от 26.07.2006 №422 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» (далее – Приказ №422), Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 №178 «О создании локальной системы оповещения в районе размещения потенциального опасных объектов» (далее – Постановление №178);

- пункт 8: организовать учет защитных сооружений гражданской обороны организации (отсутствует журнал учета ЗСГО). Для присвоения инвентарных номеров ЗСГО организации в соответствии с нумерацией установленной на территории Архангельской области представить сведения о имеющихся ЗСГО в управление гражданской защиты ГУ МЧС России по Архангельской области (нарушены требования Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО» (далее – Приказ №583);

- пункт 9: разработать годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций ЗСГО организации (нарушение требований Приказа №583).

Срок устранения нарушений – 01.07.2013.

Общество, считая пункты 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 указанного предписания недействительными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу статьи 9 Закона №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 5 Постановления №804 установлено, что ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 1 оспариваемого предписания Обществу предписано разработать план гражданской обороны организации в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 16.02.2012 №70ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения».

Между тем, Обществом в г. Коряжме разработан план гражданской обороны (том 1 л.д. 25-67) с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории организации в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Вышеназванный план согласован с органами местного самоуправления. В плане гражданской обороны определен объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предписанием не установлено какие именно пункты Плана гражданской обороны филиала Общества не соответствуют или противоречат положениям нормативных актов, требования которых нарушены. Из служебной записки руководителя группы делопроизводства Общества от 20.07.2012 следует, что Приказ МЧС России №70ДСП от 16.02.2012 в группу делопроизводства заявителя на регистрацию не поступал.

Поскольку предписание №59/3/1-10 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны носит не рекомендательный, а обязательный для исполнения характер, правила и действия, предписываемые вышеуказанным документом, должны быть выполнимы и контролируемыми.

В данном случае требование пункта 1 предписания не может быть исполнено по причине отсутствия конкретизации вменяемого нарушения.

Согласно пункту 2 предписания Обществу следует разработать и согласовать с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; оформить акт освоения загородной зоны; получить ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).

Представители Общества пояснили, что при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени вступает в действие План эвакуации МО «Город Коряжма», согласно которому все работники филиала Общества в г. Коряжме подлежат экстренной эвакуации в безопасные районы (загородную зону). Эвакуация производится со сборных эвакуационных пунктов (СЭП), за которыми закреплены работники филиала и члены их семей. Работники, продолжающие свою деятельность на предприятии, подлежат рассредоточению в близлежащей загородной зоне, с учётом своевременного подвоза рабочих смен к месту работы и обратно. Работники не занятые в производственной сфере и члены их семей подлежат эвакуации на территории соседних муниципальных образований, в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 15.05.2005 г. № М-03. Организация медицинского обслуживания и выдача средств индивидуальной защиты работникам и членам их семей планируется с пунктов выдачи (СЭП, мед. склад «Резерв») в соответствии с представляемыми предприятием расчётами и заявками в соответствии с Планом гражданской обороны и мобилизационными планами МО «Город Коряжма». Организация нормированного снабжения работников, занятых на работах, связанных с вредными условиями труда, остальных работников, а также членов их семей будет осуществляться в соответствии с Планом нормированного снабжения населения города, утверждённым главой муниципального образования. Выдача продовольственных карточек и талонов на горячее питание будет производиться доверенным лицам, на основании утверждённых списков в карточном бюро, расположенном в здании администрации города. (Письмо Администрации города № 9ДСП от 13.07.2012 г. (том №1 л.д. 72).

Филиал Общества организует лишь сбор работников и членов их семей, подлежащих эвакуации, направление их в эвакуационные пункты, выдачу эвакуационных удостоверений и информирование работников об их приписке к конкретному эвакуационному пункту.

Поскольку самостоятельно филиал Общества эвакуационных мероприятий не организует, он предоставляет сведения главе муниципального образования, касающиеся количества лиц, подлежащих эвакуации (работников и членов их семей), расчёты на проведение эвакуационных мероприятий (время эвакуации, количество необходимого транспорта, адреса сбора людей). Каждому сотруднику филиала выдано эвакуационное удостоверение с указанием сборного эвакуационного пункта, на который ему надлежит прибыть с членами семьи, которые также указаны в удостоверении в случае возникновения необходимости эвакуироваться. Для обеспечения исполнения своих обязанностей в 2010 году филиалом Общества в г. Коряжме издан приказ от 13.11.2010 №ФК-1750 «Об эвакуационных мероприятиях» (ТОМ №2, л.д. 160), назначены ответственные за исполнение вышеуказанного приказа, всем работникам филиала выданы эвакуационные удостоверения.

Кроме того, оформить акт освоения загородной зоны и получить ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) Общество не имеет возможности в силу того, что муниципальным образованием не представлено информации о выделении конкретной загородной зоны для размещения работников при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. В 2004 году в адрес комбината была направлена выписка из плана эвакуации города, с указанием маршрутов вывоза населения города и адресов сборных эвакуационных пунктов, однако о выделении загородной зоны для размещения работников комбината в вышеназванном документе речи не идёт. В настоящий момент ведётся работа в этом направлении, проводятся рабочие встречи, имеется переписка, подтверждающая, что на сегодняшний день конкретной зоны для размещения работающей смены Обществу не выделено, планируется произвести корректировку мероприятий планов ГО и мобилизационных планов. Соответственно Акт освоения загородной зоны Общество не имеет возможности составить, поскольку это двусторонний документ, требующий согласования с обеих сторон, в том числе муниципального образования, в котором будут выделены жилые помещения и административные здания для размещения эвакуированных людей. По этим же причинам ордеров Общество получить не может, поскольку на данный момент их нет в наличии у муниципального образования «Город Коряжма», а в филиале заявителя отсутствуют сведения о выделенной загородной зоне, в которой предстоит освоить территорию.

При сложившихся обстоятельствах филиал Общества в г. Коряжме не имеет возможности разработать план размещения работников и членов их семей в загородной зоне, поскольку территория для размещения людей не определена, ордеров на территорию для размещения работников филиала муниципальным образованием не выписано, документы о выделении конкретного земельного участка отсутствуют.

Согласно пункту 4 предписания Обществу предписано организовать своевременное освежение и замену медицинских средств индивидуальной защиты и противогазов с истекшими сроками хранения.

В соответствии с приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечении населения средствами индивидуальной защиты» (далее – Приказ №993) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется: организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истече­нии назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных по­казателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта (пункт 34 Приказа №993)

Информация о списании (разбронировании) СИЗ направляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в территориальные органы МЧС России (пункт 36).

В силу пункта 37 названного Приказа проведение периодических испытаний СИЗ с целью проверки их защит­ных и эксплуатационных характеристик осуществляется химико-радиометрическими лабораториями и другими метрологическими органами (да­лее - метрологические органы).

Основанием для продления срока хранения или списания (разбронирования) СИЗ из запасов (резервов) является акт лабораторного испытания. В акте ла­бораторного испытания СИЗ должны указываться: формулярные данные испы­танных партий средств индивидуальной защиты, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испыта­вши по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии, за­ключение метрологических органов (пункт 39).

Согласно пункту 5 Положения «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Из представленных материалов дела следует, что освежение и замена медицинских средств индивидуальной защиты и противогазов производится Обществом по мере необходимости. Контроль за соблюдением сроков хранения СИЗ возложен на должностных лиц Общества; ведётся журнал учета средств индивидуальной защиты филиала Общества в г. Коряжме (том 2, л.д.1-24), в котором указаны количество, сроки годности противогазов, переданных в структурные подразделения Общества; ежемесячно в соответствии с графиком проводятся проверки технического состояния аварийного запаса противогазов и мест их хранения (том 1, л.д.79-88); периодически производится инвентаризация аварийного запаса противогазов, по результатам проведения которой составляются акты инвентаризации(том 1, л.д. 89-93).

Информация о наличии средств индивидуальной защиты направляется Обществом в отдел по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе при администрации МО «Город Коряжма», на 01.03.2012 в наличии у филиала имелось 2179 противогазов и 4845 респираторов, принадлежащих Обществу на праве собственности, что подтверждается сопроводительным письмом № ФК-316 от 26.03.2012 (том 1, л.д. 94-95) с приложением сведений о наличии средств индивидуальной защиты.

В 2011-2012 годах были приобретены 350 противогазов, респираторы, защитные костюмы (в том числе марки Л1), фартук рентгенозащитный, аптечки универсальные, аптечки индивидуальные АИ-2, носилки, противохимические пакеты, 100 сухих пайков ИРП-Б и прочие, дирекцией материально-технического обеспечения филиала периодически, по мере необходимости закупаются средства индивидуальной защиты, противогазы, что подтверждается заключенными договорами на приобретение товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), что подтверждается договорами поставки с приложением спецификации (том 1, л.д. 110-129).

На 2013год разработан план приобретения ТМЦ на нужды СПБ и ЧС, на основании которого в бюджет предприятия на 2013 год планируется заложить денежные средства на приобретение аптечек универсальных в количестве 21 штуки, аптечек индивидуальных АИ-2 в количестве 200 штук, пакетов перевязочных 250 штук, противогазов ПФСГ-98 в количестве 80 штук, наборов сухих пайков в количестве 100 штук, медикаментов и наборов медикаментов, иных средств индивидуальной защиты, всего на общую сумму 736 207, 24 руб. (том 1, л.д. 143-149).

Таким образом, Общество ведёт строгий учёт товарно-материальных ценностей, принадлежащих филиалу на праве собственности, осуществляет контроль за сроками годности средств индивидуальной защиты, производит своевременное обновление и замену средств индивидуальной защиты с истекшими сроками хранения.

Помимо собственных средств защиты в защитных сооружениях, расположенных на территории Общества, хранится областной запас противогазов ГО; данные противогазы были приняты на ответственное хранение, что подтверждается накладными, рапортом, ежегодными актами проверок, разъяснениями Главного управления ГО и ЧС Архангельской области (том 2 л.д. 159); отслеживание и контроль за истечением срока хранения вышеуказанного запаса противогазов лежит на лице, передавшем имущество на хранение.

Так, в 2010 году Обществом были переданы 12 000 штук противогазов ГП-5 1983 года выпуска с истекшими сроками хранения уполномоченному представителю отдела ГЗ и ГО государственного учреждения Архангельской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты», что отражено в акте приема-передачи (том 1 л.д. 151).

Согласно пункту 5 Обществу предписано разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации.

Филиалом Общества в г. Коряжма разработаны локальные акты, регламентирующие выдачу, хранение, распределение СИЗ: дислокация мест размещения средств индивидуальной защиты, распоряжения и приказы по структурным подразделениям о назначении ответственных лиц с указанием фамилий и зон ответственности должностных лиц. Приложение № 10 к Плану гражданской обороны филиала Общества (том 1, л.д. 56) представляет собой план выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта, в котором установлено наличие и потребность каждого структурного подразделения в противогазах, респираторах, медицинских средствах защиты. Кроме того, в журнале учёта средств индивидуальной защиты филиала Общества (том 2, л.д. 1-24) содержится вся необходимая информация о наличии в каждом структурном подразделении СИЗ, марках и количестве, поступлении и списании, а также сроках годности СИЗ. В совокупности вышеуказанные документы исчерпывающе регламентируют порядок выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации. Все имеющиеся средства индивидуальной защиты распределены по структурным подразделениям филиала. Каждый работник филиала ознакомлен с местом расположения аварийного запаса противогазов, на учёбах, инструктажах уделяется отдельное внимание вопросу распределения средств индивидуальной защиты. Поскольку законодательством Российской Федерации никакой типовой формы плана выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации не предусмотрено, можно говорить о том, что перечисленные выше документы, исчерпывающе регламентирующие выдачу и распределение СИЗ, в целом составляют требуемый План.

Пункт 6 предписания: организовать хранение, использование и содержание имущества гражданской обороны (средств радиационной и химической защиты) в соответствии с требованиями; оформить паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты; в целях контроля за наличием, своевременной выбраковкой и условиями хранения имущества ГО завести журналы: «Учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления», «Учета списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха».

Паспорт складского помещения (хранилища) средств радиационной и химической защиты должен быть оформлен в соответствии с требованиями приложения № 3 к пункту 2.8.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых Приказом МЧС РФ от 27.05.2003 № 285 (далее – Правила №285). Паспорт должен быть изготовлен из фанеры, окрашен в чёрный цвет, текст паспорта написан белой масляной краской, все данные заполнены мелом. В паспорте отражены данные о загруженности и свободной ёмкости складского помещения (хранилища).

Из представленных Обществом материалов дела следует, что вышеуказанные паспорта имеются в наличии в защитных сооружениях № 5, № 7 и № 8, в которых хранятся средства радиационной и химической защиты.

Из акта проверки и протокола следует, что Общество не разработало паспорт складского помещения в соответствии с приложением № 3 пункта 2.7.3 Правил №285. Вместе с тем пункт 2.7.3 гласит: «На территории склада должны устанавливаться таблички и указатели (приложение № 1), все здания склада должны быть занумерованы, порядковые номера наносятся на торцевые стены зданий в белом квадрате размером 50 х 50 см. Двери хранилищ нумеруются порядковым номером, который наносится в белый круг диаметром 35 см, окаймленный красной полосой шириной 3 см. Все цифры наносятся черным цветом», приложения № 3 к данному пункту нет. В момент проверки каких-либо претензий к оформлению зданий складов, торцевых стен зданий, дверей хранилищ и т.п. не высказывалось, актами проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении не установлено нарушение пункта 2.7.3 вышеуказанных Правил.

Общество ведет журналы «Учёта средств радиационной и химической защиты», «Учёта списания средств радиационной и химической защиты», «Проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами», «Регистрации температуры и влажности воздуха», в реестре записей, утверждённом директором по охране труда и промышленной безопасности Общества 01.04.2012, определены: периодичность внесения записей и содержание информации; ответственные лица за оформление и ведение журналов; лица, осуществляющие контроль за исполнением; нумерация журналов, подлежащая включению в номенклатуру, записи в них вносятся, в связи с чем, отсутствует факт нарушения нормативного акта, указанного в предписании, акте проверки и протоколе об административном правонарушении (копии журналов, информация по реестру записей) (том 2, л.д. 25-38).

Из вышеизложенного следует, что пункт 6 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 7 оспариваемого предписания Обществу надлежит создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности локальную систему оповещения организации.

Положение о системах оповещения населения, утверждено Приказом МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006 и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее – реализации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм «собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы оповещения).

Общество не является ни одной из вышеперечисленных организаций, следовательно, действие вышеуказанного приказа на Общество не распространяется и не может быть признано обязательным для исполнения.

Вместе с тем, из представленных материалов дела, следует, что на территории Общества создана локальная система оповещения (ЛСО), отвечающая всем требованиям, предъявляемым к локальной системе оповещения. Создание ЛСО на территории филиала производилось в 1999 году на базе производственно-технологической сети связи предприятия, согласно проектной документации на вновь строящиеся объекты и вводилась в действие совместно с приёмом в эксплуатацию зданий и сооружений, паспорт ЛСО филиала направлялся в Главное управление МЧС по Архангельской области

Согласно паспорту локальной системы оповещения филиала в Обществе сопряжена с ТАСЦО (территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения) МО «Город Коряжма».

В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления производится обмен информацией о наличии и месторасположении громкоговорителей, электросирен на территории муниципального образования, что подтверждается сообщением от 18.09.2007 №ФК/11300-295 (том №2, л.д. 140-153), паспортом ЛСО с приложением списка электросирен и сигналов оповещения (том №2, л.д. 149-153), сопроводительным письмом № ФК/696 от 29.09.2010 (том №2, л.д. 154).

Локальная система оповещения Общества поддерживается в состоянии постоянной готовности, в случае необходимости производится её ремонт, ежегодно разрабатывается план мероприятий по ремонту ЛСО. Постоянно с периодичностью раз в месяц производится проверка исправности сети радиовещания, результаты проверки заносятся в оперативный журнал ОДО ДОП (оперативно-диспетчерского отдела Дирекции по основному производству), что отражено в акте проверки ЛСО (том №2, л.д. 155), копии журнала ОДО ДОП (том №2, л.д. 41-50).

Кроме того, в Инструкции ИО № 05-10 ПБ по действиям оперативно-диспетчерского отдела дирекции по основному производству в условиях чрезвычайных ситуаций содержится порядок действий диспетчера в чрезвычайных ситуациях (том дела №2, л.д. 81-119), в том числе при возникновении ситуаций гражданской обороны, установлен порядок оповещения должностных лиц, работников филиала, дарственных и муниципальных служб, диспетчер Общества имеет прямой выход на оперативного дежурного ЕДДС МО «Город Коряжма», что обеспечивает дополнительную возможность информирования населения в случаях ГО и ЧС, таким образом, у Общества есть возможность мгновенно передать любую информацию (в том числе касающуюся ГО и ЧС) посредством радиосети и через громкоговорители.

Включение сирен на территории Общества обеспечивает слышимость сигнала в радиусе не менее 2,5 км от границ предприятия, что отражено в инструкции ИО №05-10 ПБ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет полномочия организаций в области гражданской обороны, а именно: Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определён перечень основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный перечень является исчерпывающим и включает в себя: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.

На основании изложенного следует, что локальная система оповещения организации у заявителя создана, поддерживается в состоянии постоянной готовности.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обязаны обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).

Исходя из изложенного выше следует, что Общество может участвовать в разработке, проектировании и установке локальной системы оповещения только в рамках организационно-правовых мероприятий, проводимых органом местного самоуправления, путём реализации целевых программ.

В настоящий момент Администрацией города планируется создание централизованной системы оповещения населения, глава муниципального образования обратился к Обществу с предложением принять участие в создании вышеуказанной системы, ведётся работа по согласованию условий участия филиала в создании ЛСО, ведутся переговоры, переписка, проводятся рабочие встречи, что отражено в письме администрации города МО «Город Коряжма» № 14/4404 от 26.07.2012 (том №2, л.д. 121).

Объективную сторону правонарушения в области ГО и ЧС характеризует бездействие. Бездействие может выражаться, например, в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций; в невыполнении требований и норм по предупреждению аварий на объектах производственного назначения и т.п. Создание новой локальной системы оповещения Общества без участия органа местного самоуправления на данном этапе невозможно, поскольку необходима установка новой территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Архангельской области, которая будет поэтапно внедряться на территории области, а локальные системы оповещения на потенциально-опасных объектах должны быть сопряжены с новой системой оповещения, которая не внедрена органом местного самоуправления на территории города Коряжмы, на который возложена обязанность по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных систем, в том числе путём реализации целевых программ, создавать локальные системы оповещения за счёт долевого участия потенциально опасных объектов;

Таким образом, из вышеизложенного следует, что пункт 7 оспариваемого предписания является неправомерным, поскольку в данной ситуации Общество имеет свою систему оповещения, отвечающую всем необходимым требованиям, содержит её в рабочем состоянии, проверяет исправность и работоспособность системы, принимает активное участие в создании ЛСО МО «Город Коряжма».

Общество обязано организовать учет защитных сооружений гражданской обороны организации (отсутствует журнал учета ЗСГО). Для присвоения инвентарных номеров ЗСГО организации в соответствии с нумерацией установленной на территории Архангельской области представить сведения о имеющихся ЗСГО в управление гражданской защиты ГУ МЧС России по Архангельской области (пункт 8 предписания).

Из представленных материалов дела следует, что Обществом организован учёт защитных сооружений в строгом соответствии с требованиями законодательства; ведётся журнал учёта защитных сооружений гражданской обороны, журналы проверки состояния каждого имеющегося защитного сооружения, ежегодно разрабатывается и исполняется план повышения готовности защитных сооружений, проводятся организационно-технические мероприятия по содержанию и ремонту защитных сооружений;

Кроме того, наличие журнала учёта защитных сооружений подтверждается и пунктом 10 ведомости оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны, представленного на смотр-конкурс в 2011 году (ведомость от 15.08.2011 г. подписана конкурсной комиссией из 5 человек).

В связи с тем, что учёт защитных сооружений гражданской обороны организации организован, это является основанием для признания пункта 8 вышеуказанного пункта предписания недействительным.

Пунктом 9 оспариваемого предписания Обществу предписано разработать годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций ЗСГО организации.

План планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных инструкций Обществом разрабатывается и утверждается ежегодно, наименование вышеуказанного документа звучит как «План организационно-технических мероприятий на период с... по ... по отделу ГО и ЧС». Данный план является приложением к договору технического обслуживания и ремонта защитных сооружений от 21.05.2012 №1/11 (том №1, л.д. 130-136). Исполнение конкретных пунктов плана происходит согласно графику обслуживания защитных сооружений Общества, который также является приложением к поименованному выше договору.

Обслуживание и ремонт защитных сооружений филиала осуществляет ООО «Сервис-ПРО», результаты работ оформляются актами приёмки-сдачи работ, при подведении итогов работы за год в плане проставляются отметки об исполнении либо неисполнении тех или иных пунктов плана, анализируется необходимость мероприятий по обслуживанию и ремонту ЗС на предстоящий год. При формировании бюджета на следующий год, принимаются во внимание те пункты плана, которые не были исполнены по каким-либо причинам, выделяются денежные средства и в план организационно-технических мероприятий включаются неисполненные пункты.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Поскольку представленными материалами дела не доказано нарушение Обществом действующего законодательства, заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению, а пункты 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 оспариваемого предписания Управления от 16.07.2012 №59/3/1-10 об устранении нарушений законодательства - признанию недействительными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными пункты 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 предписания от 16.07.2012 №59/3/1-10, вынесенного Управлением надзорной деятельности Северо-Западного Регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Взыскать с Управления надзорной деятельности Северо-Западного Регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу открытого акционерного общества "Группа "Илим" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Соколова Н.Г.