ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-6424/10 от 23.12.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 декабря 2010 года Дело № А56-6424/2010

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Баталова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буткевич Л.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "Промсвязьбанк"

ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9

о признании недействительным Решения

при участии

- от заявителя: пред. Токмаков В.В. дов. от 03.03.2010 № 418, пред. Алимушкин Д.Н. дов. от 29.01.2010 № 186

- от ответчика: пред. Провоторова Е.А. дов. от 24.02.2010 № 04/04537, пред. Лукичева Е.С. дов. от 11.03.2010 № 04/06118

установил:

Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» просит (уточнено в порядке ст.49 АПК РФ) признать незаконным (недействительным) решение налогового органа №14-21/24 от 01.10.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (утвержденное письмом ФНС России от 21.12.2009 №9-1-08/00609@) в части пункта 1.2. решения (пункт 2.1.2. акта) о доначислении налога на прибыль в размере 140841342 руб., взыскании штрафа в сумме 11850443 руб., начислении пени в размере 801072 руб.; пункта 1.3. решения (пункт 2.1.3. акта) о доначислении налога на прибыль в размере 123393564 руб., взыскании штрафа в сумме 10373619 руб., начислении пени в размере 701833 руб.; пункта 1.5. решения (пункт 2.1.5. акта) о доначислении налога на прибыль в размере 3188 руб., взыскании штрафа в сумме 268 руб., начислении пени в размере 20 руб.; пункта 1.6. решения (пункт 2.1.6.2. акта) о доначислении налога на прибыль в размере 90113 руб., взыскании штрафа в сумме 7576 руб., начислении пени в размере 513 руб.; пункта 1.8. решения (пункт 2.1.8.2. акта) о доначислении налога на прибыль в размере 127607 руб., взыскании штрафа в сумме 10728 руб., начислении пени в размере 804 руб.; пунктов 6.2. и 6.3. решения (пунктов 2.8.2.1. и 2.8.2.2. акта) о взыскании штрафа в размере 525577 руб., начислении пени в сумме 429801 руб.; пункта 6.4. решения (пунктов 2.8.3.1 и 2.8.3.2 акта) о взыскании штрафа в размере 20471 руб., начислении пени в сумме 41626 руб.; пункта 6.8. решения (пункта 2.8.7. акта) о взыскании штрафа в размере 7530 руб., начислении пени в сумме 9023 руб. и требование №508 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2009, вынесенных Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2010 уточненные Банком требования удовлетворены частично. Решением признаны недействительными оспариваемые решение и требование Инспекции в части доначисления и предложения уплатить 264 455 814 руб. налога на прибыль с соответствующими суммами пеней и штрафа, наложенного на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а также в части предложения уплатить 480 450 руб. пеней, начисленных за несвоевременное перечисление не удержанной суммы налога на доходы физических лиц и привлечения Банка к ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению им как налоговым агентом, в виде взыскания 553 578 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных ОАО «Промсвязьбанк» требований суд отказал.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 решение суда от 20.04.2010 оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции от 09 ноября 2010 отменены Решение суда первой инстанции от 20.04.2010 и Постановление апелляционной инстанции от 30.06.2010 по настоящему делу в части признания недействительными пунктов 6.2 и 6.3 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 01.10.2009 № 14-21/24 и требования № 508 об уплате налогов, сборов, пеней и штрафа по состоянию на 22.12.2009 о взыскании штрафа в сумме 525 577 руб. и начисления пеней в сумме 429 801 руб. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении ОАО "Промсвязьбанк" подтвердило свои требования.

Налоговая Инспекция в отношении отмененных эпизодов заявленных требований не признала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых выводов Решения.

Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст.200, 201 АПК РФ в части оспаривания пунктов 6.2 и 6.3 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 01.10.2009 № 14-21/24 и требования № 508.

Материалами дела установлено следующее.

В п.п. 6.2, 6.3 Решения № 14-21/24 от 01.10.2009 оспариваемых Банком налоговый орган определил следующие нарушения налогового законодательства, регулирующего вопросы уплаты НДФЛ налоговыми агентами:

- «В нарушение статьи 214.1 НК РФ Банк, определив налоговую базу по НДФЛ и произведя расчет суммы налога на дату окончания налогового периода (расчет налоговой базы клиентов на 31.12.2006 и 31.12.2007), и при наличии по состоянию на 31.12.2006 и 31.12.2007 (следовательно, и на начало первого рабочего дня 2007 года и 2008 года, поскольку остаток денежных средств по состоянию на начало первого рабочего дня года такой же, как по состоянию на конец последнего дня налогового периода, то есть 31 декабря) остатков денежных средств на брокерских счетах клиентов, достаточных для удержания налога, НДФЛ не удержал и в бюджет не перечислил, что подтверждается Приложениями №№ 88-89 к Акту проверки, а направил сообщения в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ» (п.6.2 Решения);

- «…в нарушение положений статей 24 и 214.1 НК РФ, ОАО «Промсвязьбанк» не удержал и не перечислил в бюджетную систему 1 108 176 руб., в том числе за 2006 год 878 71 1 руб., за 2007 год 229 465 руб.» (п.6.2 Решения);

- «В нарушение статьи 214.1 НК РФ Банк в период 2006 - 2007 годов при осуществлении выплаты денежных средств до истечения очередного налогового периода не уплачивал налог на доходы физических лиц с доли дохода по операциям с ценными бумагами в рамках брокерских договоров с физическими лицами, перечисленными в Приложениях №№ 88-89 к Акту проверки. При этом, у Банка имелась возможность удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с доли доходов» (п.6.3 Решения);

- «…в нарушение положений статей 24 и 214.1 НК РФ, ОАО «Промсвязьбанк» не удержал и не перечислил в бюджетную систему 1 519 708 руб., в том числе за 2006год 1 163 158 руб., за 2007 год 356 550 руб. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 75 НК РФ Инспекцией начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по исчислению и удержанию налога в сумме 120 937 руб. Расчёт пени приведён в приложении № 8 к настоящему Решению» (п.6.3 Решения).

Возражая против доводов Решения Банк сослался на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 214.1 Налогового Кодекса РФ налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.

При осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог уплачивается с доли дохода, определяемого в соответствии с настоящей статьей, соответствующей фактической сумме выплачиваемых денежных средств.

Удержанный у налогоплательщика налог подлежит перечислению налоговыми агентами в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). Данная позиция подтверждается письмами Министерства финансов российской Федерации от 09.07.2007 г. № 03-04-07-01/151 и от 29 апреля 2009 года №03-04-06-01/108.

Таким образом, по итогам налоговых периодов (2006 и 2007 гг.) Банк был обязан правильно и своевременно исчислить, и при возможности удержать налог на доходы физических лиц из денежных средств, выплачиваемых Клиентам.

А именно: по итогам 2006 года - в период с 01 января 2007г. по 31 января 2007г., а по итогам 2007 года - в период с 01 января 2008г. по 31 января 2008г.

Формулировка проверяющих о том, что «налоговый агент - брокер при зачислении им доходов на счет 30601 «средства клиентов по брокерским операциям с ценными бумагами» обязан удерживать суммы исчисленного налога за 2006 год в первый рабочий день 2007 года, а за 2007 год в первый рабочий день 2008 года противоречит налоговому законодательству.

Для того, чтобы (хотя бы теоретически) иметь возможность выполнить данные (незаконные) требования проверяющих, Банк должен был быпроизвести расчет налога и его удержание к началу первого рабочего дня года, то есть обработать операции большого числа клиентов в течение нескольких праздничных дней, что невозможно как физически (крайне большой объем информации), так и противоречит Конституции и Трудовому Кодексу, гарантирующим гражданам право на отдых в праздничные выходные дни.

Банк, являясь одним из крупнейших российских финансовых институтов, имеет взаимоотношения с десятками и сотнями тысяч клиентов. Для составления любого отчета, в т.ч. для расчета НДФЛ, с учетом крайне существенных объемов деятельности, Банку требуется время. Для расчета НДФЛ и его удержания Банком принята дата- 31 января, что в полной мере отвечает ограничениям, установленным Минфином.

По состоянию на эту дату (31 января) Банк контролирует и наличие у клиента денежных средств, из которых может быть удержан НДФЛ.

Возражения Банка соответствуют обстоятельствам дела и налоговому законодательству

Выводы пунктов 6.2, 6.3 Решения о ненадлежащем удержании и не перечислении Банком, как налоговым агентом НДФЛ с доходов физических лиц по договору брокерских услуг с доначислением пени и штрафа не соответствует нормам налогового законодательства и существу правоотношений, возникающих в брокерской деятельности.

Брокерской деятельностью является совершение операций с ценными бумагами в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. Операции по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов банк может совершать как на бирже, так и на внебиржевом рынке. Выполняя поручения клиента, банк может удовлетворить его заявку на покупку ценных бумаг за счет средств собственного портфеля ценных бумаг. В другом случае, исполняя заявку на продажу клиентом ценных бумаг, банк может приобрести предлагаемые ценные бумаги для собственного портфеля. Взаимодействия банка-брокера и его клиента регулируются, наряду с законодательными и нормативными актами Банка России и ФСФР, Регламентом брокерского обслуживания на фондовом рынке, который является основным внутренним документом банка – брокера.

Банк заключал Договоры о брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг в Фондовой Секции Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ), то есть на одном из биржевых рынков.

По договору Банк принимает на себя обязательство за вознаграждение представлять интересы Инвестора в качестве его брокера по совершению сделок (операций) с корпоративными ценными бумагами от своего имени, за счет и по поручению Инвестора, то есть имеет признаки договор комиссии. При этом Банк открывает на имя Инвестора счет, на который последний перечисляет средства для покупки ценных бумаг, счет денежных средств ведет Банк и по распоряжению Инвестора распоряжается этими средствами.

Таким образом, Банк, осуществляет по поручению клиента операции, ведет учет денежных средств Клиента, предназначенных для инвестирования и полученных в результате продажи ценных бумаг, обеспечивает хранение документов и отчетности по сделкам с ценными бумагами.

Как инвестирование, так и получение от сделки денег отражаются на брокерском счете Клиента.

Сделки с ценными бумагами могут быть как доходными, так и убыточными.

Общие условия установления налогов и сборов состоят в обязательном наличии определенных законодателем элементов налога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 НК РФ).

Понятие налогового агента, дано в ст.24 НК РФ. Налоговый агент обязан исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджетную систему из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику (ст.24 НК РФ).

Применительно к доходам физических лиц налоговым агентом именуются лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (ст.226 НК РФ). При этом исчисление суммы и уплата налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, производится в соответствии с требованиями ст.226 НК РФ за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 214.1, 227, 228 Налогового Кодекса РФ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что упомянутые исключения (ст.ст. 214.1, 227, 228 НК РФ) собственно обязанности налоговых агентов определяют только в ст.214.1 НК РФ.

Применительно к спорным отношениям должны применяться правила ст.214.1 НК РФ, регулирующие вопросы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами по операциями с физическими лицами, в том числе и для налоговых агентов.

В соответствии с требованиями п.7 ст.214.1 НК РФ по операциям купли-продажи ценных бумаг признаются доходы от купли-продажи (погашения) ценных бумаг полученных в налоговом периоде, то есть за календарный год.

Расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и осуществленные налогоплательщиком расходы, открытый перечень которых указан в п.10 ст.214.1 НК РФ.

При этом учет расходов и расчет финансового результата определяется по правилам этой же статьи НК РФ по окончании налогового периода (п.п.11, 12 ст.214.1 НК РФ).

Детализация порядка исчисления налоговой базы в действующей редакции ст.214.1 НК РФ не изменяет и существа положений редакции той же статьи, действовавшей в проверяемых налоговых периодах. Требование об исчислении дохода, налоговой базы, по совокупности доходных операций, совершенных в течении налогового периода за вычетом сумм убытков, формулировалось в п.3 ст.214.1 НК РФ.

Налоговая база, порядок исчисления налога, в качестве обязательных составляющих установленного налога, не могут быть измененными толкованием этих норм закона.

Следовательно, требования Инспекции удерживать налог от каждой сделки, до формирования собствено облагаемого дохода и налоговой базы, противоречит Закону.

В положениях ст.214.1 НК РФ брокер признается налоговым агентом, однако особенности образования дохода, при котором суммы, отражаемые на специальном счете клиента (инвестора) по результатам конкретной сделки не являются доходом до тех пор, пока финансовый результат не будет исчислен по правилам ст.214.1 НК РФ, не позволяют применять к брокеру по этому виду дохода физических лиц императивного требования об удержании НДФЛ при выплате дохода

Положения об удержании налога при выплате дохода от сделок с ценными бумагами могут применять только альтернативно.

Положения действующей редакции ст.214.1 НК РФ, равно как и предыдущая редакция законодательных положений о налогообложении сделок с ценными бумагами не устанавливает обязанностей брокера об удержании налога в момент его выплаты в качестве безусловного императива. Как следует, из особенностей образования дохода (убытков) по договорам брокерского обслуживания Банком физических лиц как текущий, так и окончательный (по истечении налогового периода) финансовый результат может быть убытком, а находящиеся на счетах на конец года денежные средства могут быть остатком собственных средств клиента (инвестора), предоставленные Брокеру (Банку) для осуществления сделок с ценными бумагами.

По общему правилу удержание НДФЛ производится налоговым агентом из выплачиваемого дохода (п.4 ст.226 НК РФ). Не является исключением и удержание НДФЛ по доходам от операций с ценными бумагами: момент удержания – это момент выплаты денежных средств, а объект – это выплаты в части дохода (п.8 ст.214.1 НК РФ в редакции на 01.01.2009 года, п.18 ст.214.1 НК РФ в редакции от 25.11.2009 № 281-ФЗ).

Поскольку всякое внесудебное удержание денежных средств, является изъятием основных положений ст.ст. 35, 55 Конституции РФ, необоснованное вменение налоговому агенту нарушения налогового законодательства при отсутствии доказательств наличия у получателей дохода (физических лиц) налогового обязательства, определенного по правилам ст.13 НК РФ, то есть с установлением размера облагаемого дохода (налоговая база) и наличия на счетах налогоплательщика денежных средств, являющихся доходом.

Таким образом, в нарушение требований ст.65, п.5 ст.200 АПК РФ, налоговый орган не доказал, что на 31.12.2007, 31.12.2008 Банк обязан был и мог удержать налог из средств, имеющихся на счетах клиентов, так как уже на этот момент определил налоговую базу, размер налога, и доказательства того, что средства клиентов на счетах на этот момент являлись их доходами.

Таким образом, ни налоговой обязанности, ни наличия реальной возможности для исчисления и удержания НДФЛ у Клиентов на 31.12.2007, 31.12.2008 Решением не доказано.

Удержанный налог с доходов от операций с ценными бумагами подлежит перечислению в течении месяца с момента окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога брокер обязан уведомить налоговый орган о невозможности удержания этого налога в течении месяца с момента возникновения этого обстоятельства (214.1 НК РФ).

В пункте 6.2, 6.3 Решения №14-21/24 от 01.10.2009 отсутствуют доказательства нарушения Банком своих налоговых обязательств, следовательно, и начисление пени и штрафов на сумму «якобы» незаконно неудержанного и неперечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц по договорам брокерского обслуживания не незаконно.

Расчет пени по обнаруженной недоимке, свидетельствует, что физическими лицами НДФЛ с доходов от брокерской деятельности был уплачен.

Предположение Инспекции о том, что государство могло бы получить эти налоги раньше, будь они своевременно удержаны и перечислены – не основаны на законе и конкретных обстоятельствах дела.

В тоже время правомерен довод Банка о соблюдении им всех условий учета дохода и своевременного начисления налога на доходы физических лиц по доходам от операций с ценными бумагами.

Руководствуясь ст. ст. 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительными пункты 6.2, 6.3 Решения межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 01.10.2009 № 14-21/24 и Требование № 508 об уплате налогов, сборов, пеней и штрафа по состоянию на 22.12.2009 в части взыскания штрафа в сумме 525 577 руб. и начисления пени в сумме 429 801 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Баталова Л.А.