Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 октября 2021 года Дело № А56-64282/2021
Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Телешовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «АРТ-Транс»
заинтересованное лицо Кингисеппская таможня
об оспаривании,
при участии
от заявителя: Веселов А.В. (по доверенности от 01.04.2021)
от заинтересованного лица: Тимошина С.С. (по доверенности от 23.08.2021)
Сассиан М.В. (по доверенности от 09.11.2020)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Арт-Транс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения по результатам ведомственного контроля Кингисеппской таможни от 16.06.2021 №10218000/210/160621/Т000006/001 в части признания ООО «Арт-Транс» лицом, несущим солидарную ответственность по уплате таможенных платежей.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Таможенный орган возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
19.01.2021 сотрудниками спецбатальона УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на трассе А180 «Нарва» на участке Кингисепп-Ивангород был остановлен автобус «VOLVOCARRUS» с государственным регистрационным знаком В343СЕ47, выполнявший рейс по перевозке пассажиров на основании путевого листа ООО «Арт-Транс» от 19.01.2021.
В ходе обыска 19.01.2021 по уголовному делу № 42004009712000006 на территории ООО «Арт-Транс» по адресу: Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Дорожников, д. 7а указанный автобус был обнаружен и изъят.
В ходе осмотра 22.01.2021 с участием эксперта-криминалиста ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлено, что автобус «VOLVOCARRUS» имеет первичный идентификационный VIN-номер YV31MA719VA047463, не подвергавшийся изменениям. Данный VIN-номер не соответствует VIN-номеру, указанному в документах на транспортное средство.
При проведении таможенной проверки установлено, что 11.08.2018 на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки (далее - ТСМП) - автобус «VOLVOCARRUS», год выпуска 1997, VIN-номер YV31MA719VA047463, регистрационный номер 253BXJ, объем двигателя 9600, страна государственной регистрации - Эстония (далее - автобус «VOLVOCARRUS»). Собственником указанного транспортного средства является «OUPARLASMAIDS», юридическое лицо, зарегистрированное и действующее в соответствии с законодательством Эстонской Республики. ТСМП следовало под управлением водителя Циркулинского Анатолия Михайловича, которым в таможенный орган подана и зарегистрирована таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС) № 10218030/110818/В0318027.
На основании заявления перевозчика таможенным постом МАПП Ивангород установлен срок нахождения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союза) временно ввозимого ТСМП - до 11.11.2018.
ТСМП временно ввезено на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 273 ТК ЕАЭС.
До настоящего времени в БД «Автотранспорт. ПЗ Оперативная отчетность» сведения об обратном вывозе автобуса «VOLVOCARRUS», временно ввезенного в качестве ТСМП на основании ТДТС № 10218030/110818/ВОЗ 18027, отсутствуют.
Согласно полученным ответам из Минской центральной таможни (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 27.09.2019), Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской республики (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 27.09.2019), Комитета государственных доходов Республики Армения (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 31.10.2019), Департамента государственных доходов по Актюбинской области (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 04.10.2019) сведения в базах данных таможенных органов о вывозе с таможенной территории Союза, продлении срока временного ввоза либо совершении иных таможенных операций в отношении автобуса «VOLVOCARRUS» отсутствуют.
По данным официального сайта Департамента шоссейных дорог (Эстония) http://eteenindus.mnt.ee автобус «VOLVOCARRUS» 12.08.2018 временно исключен из регистра. 08.02.2019 произведено действие по изменению срока временного исключения.
Согласно ответу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16.02.2021 № 12/Р-4349 сведения об автобусе «VOLVOCARRUS» в информационных учетах Госавтоинспекции отсутствуют.
В ходе уголовного дела были получены объяснения с генерального директора ООО «АРТ-ТРАНС» Киракосяна Г.О. от 26.01.2021, из которых следует, что ранее в ООО «АРТ-ТРАНС» имелся автобус «ВОЛЬВО В10М». Владельцем автобуса «ВОЛЬВО В10М», год выпуска 1987, VIN-номер YV31MA619WA048499, регистрационный номер В343СЕ47, объем двигателя 296, значится ООО «РОСС-АВТО» (ИНН 4714017984). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «РОСС-АВТО» прекратило деятельность 14.05.2019. По словам свидетеля Киракосяна Т.О. автобус «ВОЛЬВО В10М» был арендован у ООО «РОСС-АВТО». Был ли заключен между ООО «АРТ-ТРАНС» и ООО «РОСС-АВТО» договор либо была выписана доверенность от представителя ООО «РОСС-АВТО» Киракосян Г.О. затруднился ответить.
Указанный автобус использовался ООО «АРТ-ТРАНС» для перевозки пассажиров до момента его полного выхода из строя. После этого транспортное средство было разделано на металл. При этом документы на автобус «ВОЛЬВО В10М» остались в распоряжении ООО «АРТ-ТРАНС».
Для продолжения осуществления пассажирских перевозок около 2 лет назад Киракосяном Г.О. был приобретен у неизвестного лица по объявлению в сети Интернет автобус схожей модели и марки. Расчет производился наличными средствами на сумму300 000 – 400 000 рублей на территории ООО «АРТ-ТРАНС». Точную дату заключения сделки Киракосян Г.О. не помнит.
Данное транспортное средство использовалось для перевозок пассажиров в Усть-Лужский порт, либо в промышленную зону Фосфорит.
В ходе обыска 19.01.2021 по уголовному делу № 42004009712000006 на территории ООО «Арт-Транс» изъяты путевые листы от 01.11.2020, 02.11.2020, согласно которым автобус «VOLVOCARRUS» использовался в Кингисеппском районе для перевозки сотрудников ООО «ПГ «Фосфорит» КОФ.
От ООО «ПГ «Фосфорит» на запрос Кингисеппской таможни получен ответ от 22.03.2021 № 21-1481/01 о том, что между ООО «ПГ «Фосфорит» и ООО «АРТ-ТРАНС» заключен договор от 18.03.2011 № 18-П/03/2011, в рамках которого ООО «АРТ-ТРАНС» осуществляет перевозку работников по заранее согласованным маршрутам (Кингисепп-Фосфорит-Кингисепп, Сланцы-Фосфорит, Фосфорит-Сланцы, Кингисепп-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Кингисепп).
В связи с выявленными нарушениями Кингесепской таможней вынесено решение от 16.06.2021 №10218000/210/160621/Т000006/001 об обязанности Обществом уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени исчисленных в РТП № 10218000/220621/0000004 от 22.06.2021 в размере 3 213 245, 11 рублей.
Не согласившись с указанным решением Кингесепской таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив позиции сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) транспортные средства международной перевозки -транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной данной главой, - в порядке, установленном ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 272 ТК ЕАЭС положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются, в том числе, в отношении временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами.
Транспортные средства международной перевозки для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено положениями главы 38 ТК ЕАЭС (п. 4 ст. 272 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и сохраняют статус иностранных товаров. Статьей 275 ТК ЕАЭС устанавливается перечень условий нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно пункту 2 статьи 275 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
Пунктом 4 статьи 275 ТК ЕАЭС определен перечень операций, допускаемых либо не допускаемых к совершению с временно ввезенными ТСМП. Согласно положениям подпункта 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки. В соответствии с п. 2 ст. 274 ТК ЕАЭС под внутренней перевозкой понимается перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории Союза.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС не допускается передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду).
Пунктом 7 статьи 275 ТК ЕАЭС определены условия, при которых являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена.
Вместе с тем, обстоятельства нахождения и использования автобуса «VOLVOCARRUS» на таможенной территории Союза не соответствуют условиям, изложенным в пункте 7 статьи 275 ТК ЕАЭС, допускающим возможность использования автотранспорта для совершения внутренней перевозки.
Таким образом, данное автотранспортное средство не могло быть использовано для совершения внутренней перевозки в условиях временного ввоза автобуса «VOLVOCARRUS» в качестве ТСМП в порядке главы 38 ТК ЕАЭС.
Анализ в ходе камеральной таможенной проверки документов и сведений о фактических обстоятельствах нахождения автобуса «VOLVOCARRUS» на таможенной территории Союза позволил установить факты использования данного автотранспортного средства с нарушением условий, установленных правом ЕАЭС для временно ввезенных ТСМП.
Временный ввоз ТСМП, согласно положениям статьи 274 ТК ЕАЭС, ограничивается таможенным органом с учетом разумного периода времени, необходимого для вывоза временно ввезенного ТСМП. Согласно пункту 1 статьи 274 ТК ЕАЭС срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого транспортного средства международной перевозки устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию Союза. Согласно пункту 2 статьи 274 ТК ЕАЭС срок временного ввоза ТСМП не может быть установлен более чем на 90 календарных дней нахождения временно ввезенного транспортного средства международной перевозки на территории одного из государств-членов ЕАЭС.
Срок временного ввоза автобуса «VOLVOCARRUS» в соответствии с ТДТС № 10218030/110818/В0318027 был установлен до 11.11.2018. Согласно п. 3 ст. 273 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 ТК ЕАЭС, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что действия, сопряженные с вывозом автобуса «VOLVOCARRUS» с таможенной территории Союза, не совершались, равно как и действия, направленные на продление сроков временного ввоза ТСМП в порядке п. 4 ст. 274 ТК ЕАЭС.
Автобус «VOLVOCARRUS», временно ввезенный 11.08.2018 на таможенную территорию Союза, исходя из анализа обстоятельств его нахождения на таможенной территории Союза, не может рассматриваться в качестве ТСМП, так как не отвечает цели ввоза транспортного средства в качестве транспортного средства международной перевозки. В соответствии с определением ТСМП, закрепленным пп. 51 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, транспортное средство рассматривается в качестве ТСМП в случае, если такое транспортное средство используется для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа. Более того, согласно пп. 1 п. 2 ст. 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 ТК ЕАЭС распространяются на временном ввозимые на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за её пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами.
Автобус «VOLVOCARRUS» не совершал международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, а применялся исключительно для целей внутренней перевозки по таможенной территории Союза. Данное обстоятельство исключает возможность применения в его отношении порядка временного ввоза ТСМП, установленного главой 38 ТК ЕАЭС. Более того, в качестве ТСМП рассматриваются, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах. По данным официального сайта Департамента шоссейных дорог (Эстония) http://eteenindus.mnt.ee Автобус «VOLVOCARRUS» 12.08.2018 временно исключен из регистра, 08.02.2019 произведено действие по изменению срока временного исключения. Таким образом, данное транспортное средство было снято с учета в иностранном государстве.
Исходя из вышеизложенной совокупности факторов, обстоятельств снятия транспортного средства с учета в стране регистрации (Эстония), невозможно рассматривать целью ввоза данного транспортного средства завершение международной перевозки. Факты и обстоятельства, выясненные в ходе проведения камеральной таможенной проверки, позволяют определить целью ввоза транспортного средства введение его эксплуатацию на таможенной территории Союза.
Таким образом, положения главы 38 ТК ЕАЭС в отношении автобуса «VOLVOCARRUS» не применимы и предусматривают необходимость его декларирования и выпуска под таможенные процедуры в соответствии с положениями главы 17 ТК ЕАЭС с использованием декларации на товары и уплатой таможенных платежей.
Автобус «VOLVOCARRUS» не был задекларирован по установленной форме, под таможенные процедуры не помещался, в отношении него не были уплачены таможенные платежи.
Вышеизложенные факты подпадают под понятие незаконного перемещения, изложенного в пп. 25. п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, согласно которому незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно пункту 1 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
В силу пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Анализ фактических обстоятельств приобретения ООО «АРТ-ТРАНС» автобуса «VOLVOCARRUS» свидетельствует о том, что ООО «АРТ-ТРАНС» должно было знать о незаконности ввоза автобуса «VOLVOCARRUS» на таможенную территорию Союза.
Факты приобретения ООО «АРТ-ТРАНС» незаконно перемещенного через таможенную границу Союза автобуса «VOLVOCARRUS» под видом товара Союза, обстоятельства такого приобретения (снятие с приобретаемого товара регистрационного номера, приобретение у неизвестного лица по объявлению в сети Интернет, осуществление расчета наличными средствами), равно как и эксплуатация данного автобуса без постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД Министерства Внутренних дел Российской Федерации, использование регистрационного номера В343СЕ47, принадлежавшего иному транспортному средству, а именно автобусу «ВОЛЬВО В10М» указывают на то, что у ООО «АРТ-ТРАНС» возникает солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, в связи с умышленным характером действий проверяемого лица, направленных на использование незаконно ввезенного товара.
Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что транспортное средство - автобус марки «VOLVOCARRUS», год выпуска 1997, идентификационный номер (VIN) YV31MA719VA047463, регистрационный номер 253BXJ, объем двигателя 9600 см3., незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза.
ООО «АРТ-ТРАНС» признан лицом несущим солидарную ответственность по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС, как лицо, которое приобрело в собственность или во владение незаконно ввезенный товар.
ООО «АРТ-ТРАНС» были начислены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, подлежащие дополнительному исчислению и уплате (взысканию).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, решение Кингисепской таможни по результатам таможенного контроля № 10218000/210/160621/Т000006/001 от 16.06.2021 является правомерным и законным, а требования заявителя не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и частью 1 статьи 66 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, самостоятельно представляются доказательства по делу, к которым относятся полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио и видеозаписи, иные документы и материалы (части 2 статьи 64 АПК РФ).
В силу статьи 89 АПК РФ, в качестве доказательств допускаются и иные документы и материалы, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото и киносъемки, аудио и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 89 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.