ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-64530/20 от 29.10.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

16 ноября 2020 года                                                           Дело № А56-64530/2020

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "АВТО-БЕРКУТ"

к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании предписания № ВВ-06/13 от 17.03.2020

при участии

от заявителя: Сладкова А.В. (по доверенности от 23.09.2020)

от заинтересованного лица: Лысенкова У.А. (по доверенности от 16.10.2020)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВТО-БЕРКУТ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании предписания № ВВ-06/13 от 17.03.2020.

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (Приказа) Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №ВВ-06/13 от 12.02.2020г. «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя», приказа о внесении в распоряжение органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки юридического лица №ВВ-06/13-изм от 20.02.2020г. проведена внеплановая проверка в отношении ООО «АВТО-БЕРКУТ».

В результате проведения внеплановой проверки Управлением составлен акт проверки №ВВ-06/13 от 17.03.2020г., согласно которому выявлены нарушения ООО «АВТО-БЕРКУТ» требований природоохранного законодательства РФ - осуществление размещения отходов на полигоне по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 32, п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 7.2.,п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», п.п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. «а» п. 3Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015г. №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»).

По результатам проверки 17.03.2020 Управление выдало Обществу предписание
№ ВВ-06/13 об устранении выявленного нарушения лицензионных требований в срок до 27.07.2020.

Не согласившись с предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ   «Об   охране   окружающей   среды»  размещение,   проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона № 99 – ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 №1062  «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, является, в  том числе,  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «АВТО­БЕРКУТ» присвоен следующий вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: ОКВЭД 90.00.2 - Удаление и обработка твердых отходов

Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора отходов III-IV класса опасности, транспортирование III-IV класса опасности, утилизация III-IV класса опасности, размещение IV класса опасности) серия 78 №00080 от 18.05.2016 г.

Судебными актами по делу № А56-13151/2019 деятельность ООО "АВТО-БЕРКУТ" по размещению отходов на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21, приостановлена до получения, положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, используемого для размещения отходов. 

Таким образом, деятельность по размещению отходов приостановлена, в настоящий момент на полигоне должна осуществляться только деятельность, связанная с поддержанием полигона в безопасном состоянии.

В ходе проведения проверки 26.02.2020 сотрудниками Управления осуществлен выезд на территорию предприятия по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал. Результаты осмотра зафиксированы Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №ВВ-06/13 от 26.02.2020.

Также в ходе осмотра тела полигона были выявлены пачки из-под молока с датой изготовления 11.02.2020 и тара из-под йогурта «Верховье» с датой изготовления от 28.01.2020.

Согласно объяснениям, данные отходы образовались от сотрудников, которые и оставили их на теле полигона. На территории постоянно находятся 4 сотрудника (2 подсобных рабочих, охранник и начальник полигона).

В момент осмотра приема отходов не производилось, ворота при проверке были закрыты.

В связи с поступлением новых обращений граждан, свидетельствующих об осуществлении деятельности по приёму и размещению отходов, 13 марта 2020 года инспекторами осуществлен повторный выезд и осмотр прилегающей территории к полигону ООО «АВТО-БЕРКУТ» для подтверждения наличия или отсутствия приема отходов для размещения на полигоне ООО«АВТО-БЕРКУТ».

В ходе осмотра прилегающей территории было установлено, что ООО «АВТО­БЕРКУТ» в нарушения запрета осуществляет прием отходов ТКО для размещения. В момент осмотра транспортные средства МАЗ гос. знак 091ВРТ 47, КАМАЗ гос. знак А251УА198, Volvo гос. знак А542АР 147, МАЗ гос. знак Е696 КМ 198, заезжали на территорию полигона с целью разгрузки отходов на теле полигона.

При сравнении актов ВВ-94/13 от 24.12.2019 и № ВВ-06/13 от 13.03.2020 года, а также фотоматериалов к ним, установлено что где ранее находилась дорога на тело полигона, в настоящее время засыпана отходами и производится выравнивание тела полигона.

Представлен договор №4РО/П-07/19 на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 и режим работы полигона в весенне–летний и осенне–зимний период.

Согласно предоставленному журналу данных учета в области обращения с отходами и актами приема передачи на размещение отходов хозяйствующего субъекта, ООО «АВТО-БЕРКУТ» осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления после вступления в силу решения Апелляционной инстанции от 22.07.2019.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, ООО «АВТО-БЕРКУТ» осуществляет деятельность по размещению отходов в нарушение решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

С учетом обстоятельств настоящего дела и приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания Управления законодательству в области охраны окружающей среды, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2020 по делу № А56-37467/2020 ООО "АВТО-БЕРКУТ" привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований по результатам внеплановой проверки.

Обстоятельства, установленные судебнымиактами по делу N А56-37467/2020, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

  Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "АВТО-БЕРКУТ" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.