ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-64863/13 от 28.01.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 февраля 2014 года                                                                     Дело № А56-64863/2013

Резолютивная часть решения объявлена января 2014 года .

                     Полный текст решения изготовлен февраля 2014 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Константинова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саржевской В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО "Ростэк-Северо-Запад"

заинтересованное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Мурманской области о наложении штрафа по делу роб административном правонарушении № 28 а от 09.10.2013

при участии

от заявителя  - представитель ФИО1 по доверенности от 21.06.2013 № 5

от заинтересованного лица -  не явился (уведомлен)

установил:

ЗАО "Ростэк-Северо-Запад" (далее- заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Мурманской области (далее- заинтересованное лицо, УФАС) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 28 а от 09.10.2013.

Заявитель требования поддерживает в полном объеме.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, уведомлено о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие Заинтересованного лица.

Выслушав  доводы  Истца,  и,  рассмотрев  материалы  дела,  суд  находит  требования  Истца обоснованными    и   подлежащими  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Как следует из материалов дела, Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела №44 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 25.10.2012г.) признала в действиях ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» (191187, <...>) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в ограничении конкуренции на рынке услуг по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза в географических границах муниципального образования города Мурманска путём экономически необоснованного снижения (ниже фактической себестоимости товара) тарифа на данную услугу с 23 апреля 2012г.

При рассмотрении дела Управлением был исследован товарный рынок на предмет установления доминирующего положения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад».

Исходя из понятия «товарный рынок», содержащегося в пункте 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», были определены продуктовые границы исследуемого товарного рынка - услуги по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза. Учитывая местонахождение потребителей услуг, экономическую целесообразность их приобретения, географические границы исследуемого товарного рынка были определены как территория муниципального образования г.Мурманск. Временной интервал исследования рынка - с 01 января 2011 года по май 2012 года.

В результате исследования рынка услуг по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств ввозимых на таможенную территорию таможенного союза было установлено, что на территории муниципального образования г.Мурманск в исследуемый период деятельность по проведению автотехнической экспертизы фактически осуществляло 3 хозяйствующих субъекта: ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», ННИУ «Центр Судебных Экспертиз», ООО «СОРЕКС». При этом, на ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» приходилось 95,12% объёма оказанных услуг по автотехнической экспертизе.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%. Учитывая изложенное, положение ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на рынке услуг по проведению автотехнической экспертизы при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств ввозимых на таможенную территорию таможенного союза на территорию г. Мурманская было признано доминирующем.

Приказом № 250/1 от 24.02.2011 года Общество с 28.02.2011 года были установлены следующие тарифы на услуги автотехнической экспертизы:

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) со снятием отдельных деталей двигателя без выезда на осмотр - 3500 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) с выездом на осмотр в город, порт и т.д. - 3500 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) с выездом на осмотр в область - цена договорная, но не ниже 4500 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) без снятия отдельных деталей двигателя, без выезда на осмотр и без помещения в ЗТК - 2100 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) без снятия отдельных деталей двигателя, без выезда на осмотр с помещением в ЗТК - 3100 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (прицепы, снегоходы, мотоциклы) с выездом на осмотр - 1500 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (прицепы, снегоходы, мотоциклы) без выезда на осмотр - 1300 руб. (с НДС);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных автомобиля) - 3100 руб. (с НДС);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных прицепа, снегохода, мотоцикла) - 1300 руб. (с НДС);

- расшифровка VIN номера автомобиля - 500 руб. (с НДС);

- выдача справки о норме расхода топлива автомобиля - 700 руб. (с НДС);

- определение номера и технических характеристик двигателя или кузова с выдачей заключения - 1000 руб. (с НДС);

- определение года выпуска автотранспортного средства через запрос (дилер, завод, изготовитель) - 1000 руб. (с НДС).

Во временном владении и пользовании Общества на основании долгосрочных договоров аренды находится склад временного хранения (далее по тексту - СВХ) и зона таможенного контроля - ЗТК (охраняемая территория, прилегающая к СВХ и оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита). Используя данное имущество, Общество оказывает услуги по предоставлению складов временного хранения и зон таможенного контроля.

На основании Приказа № 303 от 21.12.2011г. Общество с 01 января 2012 года также были установлены тарифы на услуги, оказываемые складом временного хранения ОП «Мурманск» и зоной таможенного контроля по адресу: гМурманск, ул.Шевченко, д.40.

Так, в частности, на услугу «терминальный сбор» были установлены следующие тарифы:

1. Для юридических лиц - 2950 руб. (с НДС);

2. Для физических лиц - 1534 руб. (с НДС);

3. Для экспортных товаров - 1416 руб. (с НДС);

На услуги «терминальные операции»:

1. Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности транспортных средств на территории терминала – 2006 руб. (с НДС),

2. размещение и стоянка в ЗТК после завершения процедуры таможенного транзита:

2.1. Легковые автомобили, прицепы к легковым  автомобилям.

2.2. Грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы к грузовым автомобилям - 2360 руб. (с НДС);

3. Организация проведения досмотра/осмотра в ЗТК/СВХ - 590 руб. (с НДС); С 01 апреля 2012г. ООО «СОРЕКС» начало предоставлять услуги по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, о чём    05 апреля 2012г. Общество известило начальника Таможенного поста Мурманский.

Приказом № 17 от 30.03.2012г. ООО «СОРЕКС» с 01 апреля 2012 года были введены тарифы на услуги автотехнической экспертизы, в следующем размере:

 - идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) - 2500 руб. (НДС не облагается);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (прицепы, снегоходы, мотоциклы) - 1500 руб. (НДС не облагается);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (автомобили) - 2500 руб. (НДС не облагается);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных (прицепы, снегоходы, мотоциклы)) - 1500 руб. (НДС не облагается);

- определение номера и технических характеристик двигателя или кузова с выдачей заключения - 800 руб. (НДС не облагается).

С 23 апреля 2012г. ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» на основании Приказа № 54 от 19.04.2012г. изменило тарифы на услуги по автотехнической экспертизе, в сторону снижения.

Так, тарифы на вышеуказанные услуги составили:

-идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) со снятием отдельных агрегатов - 520 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) без снятия отдельных агрегатов - 490 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили, прицепы, снегоходы, мотоциклы) с выездом на осмотр в город, порт и т.д. - 800 руб. (с НДС);

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили, прицепы, снегоходы, мотоциклы) с выездом на осмотр в область - цена договорная, но не ниже 5500 руб. (с НДС);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных автомобиля) - 490 руб. (с НДС);

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных прицепа, снегохода, мотоцикла) - 310 руб. (с НДС);

- расшифровка VIN номера автомобиля - 200 руб. (с НДС);

- выдача справки о норме расхода топлива автомобиля - 400 руб. (с НДС);

 - определение номера и технических характеристик двигателя или кузова с выдачей заключения - 400 руб. (с НДС);

- определение года выпуска автотранспортного средства через запрос (дилер и т.д.) - 400 руб. (с НДС).

Тарифы на услуги по автотехничекой экспертизе, установлены Приказом №; 54 от 19.04.2012 были снижены Обществом в 2-6 раз, по сравнению с тарифами утвержденными Притказом № 250/1 от 24.02.2011.

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) со снятием отдельных деталей двигателя: с 3500 руб. до 520 руб.;

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) без снятия отдельных деталей двигателя: с 2100 руб. до 490 руб.;

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных автомобиля): с 3100 руб. до 490 руб.;

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных прицепа, снегохода, мотоцикла): с 1300 руб. до 310 руб.;

- расшифровка VIN номера автомобиля: с 500 руб. до 200 руб.;

- выдача справки о норме расхода топлива автомобиля: с 700 руб. до 400 руб.;

- определение номера и технических характеристик двигателя или кузова с выдачей заключения: с 1000 руб. до 400 руб.;

- определение года выпуска автотранспортного средства через запрос (дилер, завод, изготовитель): с 1000 руб. до 400 руб.;

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (прицепы, снегоходы, мотоциклы) с выездом на осмотр: с 1500 руб. до 800 руб.

Общество увеличило тариф для физических лиц на услугу «терминальный сбор», оказываемую складом временного хранения Обособленного подразделения ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» в г.Мурманске, с 1534 руб. (с НДС) до 3794 руб. (с НДС), т.е. в 2,5 раза.

Снижение тарифа на услугу по автотехнической экспертизе не привело к негативным экономическим последствия для ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад», поскольку в указанный период времени ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» увеличило тариф на услугу, являющуюся одной из основных приносящих доход Обществу.

Согласно расчету себестоимости услуги автотехнической экспертизы (идентификация ТС с выдачей заключения без снятия отдельных агрегатов) таможенного терминала ОП «Мурманский» - себестоимость услуги автотехнической экспертизы 1 транспортного средства составила 1104 руб. (без учёта НДС и рентабельности).

Размер стоимости данной услуги, утверждённый Приказом № 54 от 19.04.2012г., составил 490 руб. (с НДС).

Обществом с 23 апреля 2012 года были установлены тарифы на услугу по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, ниже, чем фактическая себестоимость данной услуги.

В связи со снижением ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» тарифов на услуги по автотехнической экспертизе, ООО «СОРЕКС» было вынуждено с 23 апреля 2012г. снизить тарифы на свои услуги. Так, в соответствии с Приказом № 18 от 23.04.2012г. ООО «СОРЕКС» были установлены следующие тарифы:

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (автомобили) — 300 руб. (НДС не облагается). Ранее тариф составлял 2500 руб.;

- идентификация транспортного средства с выдачей заключения (прицепы, снегоходы, мотоциклы) — 400 руб. (НДС не облагается). Ранее тариф составлял 1500 руб.;

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (автомобили) — 300 руб. (НДС не облагается). Ранее тариф составлял 2500 руб.;

- выдача предварительного заключения по транспортному средству (определение отдельных технических данных (прицепы, снегоходы, мотоциклы) – 400 руб. (НДС не облагается. Ранее тариф составлял 1500 руб.).

Действия Общества  по необоснованному снижению тарифов  на услуги по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, привели к ограничению конкуренции на рынке услуг по автотехнической экспертизе и ущемлению интересов ООО «СОРЕКС».

Таким образом, Общество  допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении конкуренции на рынке услуг по автотехнической экспертизе при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, и ущемлении интересов ООО «СОРЕКС» путём экономически необоснованного снижения тарифов (ниже фактической себестоимости товара) на услуги по автотехнической экспертизе с 23 апреля 2012г.

Решением от 25.10.2012 года по делу № 44 Управление признало в действиях Общества факт нарушение ч. 1 ст. 110 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании решения УФАС по Мурманской области выдало предписания от 25.10.2012 года, которым обязало Общество совершить действия, направленные на прекращение злоупотребление доминирующего положения и совершения действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства путем установления тарифа на услуги автотехнической экспертизы при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств ввозимых на таможенную территорию  таможенного союза в географических границах муниципального образования города Мурманска, не ниже фактической себестоимости данной услуги.

По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено постановление от 09.10.2013 года   о наложении на юридическое лицо ЗАО "Ростэк-Северо-Запад" штрафа в размере 145.047 руб. 75 коп., за нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135- ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Не согласившись с законностью ненормативных актов Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Из пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Пунктом 1.3 Порядка N 220 установлены следующие этапы проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

В разделе I Порядка N 220 отсутствуют нормы, позволяющие исключать какие-либо этапы анализа при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Положения, допускающие исключение некоторых этапов, предусмотрены при проведении анализа для включения в упомянутый реестр хозяйствующих субъектов.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Порядка N 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В случае если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. В случае если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

Период оказания услуг тремя хозяйствующими субъектами с 01 января 2011 года по май 2012 года.

По результатам исследования рынка (аналитический отчет от 30.07.2012 года) остановлено, что с февраля 2011 по апрель 2012 года услуги по автотехнической экспертизе в географических границах муниципального образования г. Мурманска оказывают три хозяйствующих субъекта: ЗАО «РОСТЭК-Северо-Запад» -95,12%, ООО «СОРЕКС» - 4,81% и ННИУ «Центр Судебных Экспертиз»-0,06%. Однако в Постановлении есть ссылка, что ООО «СОРЕКС» с 01.04.2012 начало предоставлять услуги по автотехнической экспертизе. Значит, в исследуемый период был включен только апрель 2012г. Из объяснений ООО «СОРЕКС» следует, что в период с 06.04.2012 по 22.04.2012 -оказано услуг по автотехнической экспертизе 49 единиц (ЗАО «РОСТЭК Северо-Запад» -16 единиц), в период с 23.04.2012 по 23.05.2012 оказано услуг по автотехнической экспертизе 87 единиц (ЗАО «РОСТЭК Северо-Запад» - 41 единица).

При исследовании товарного рынка не учитывалось, что законодательством не установлено требование о предоставлении заключения по автотехнической экспертизе при выдаче ПТС. Географические границы —-исследуемого товарного рынка при данных обстоятельствах расширяются до пределов Мурманской обл. Исходя из имеющихся сведений, можно поставить под сомнение, что ЗАО «РОСТЭК Северо-Запад» занимает доминирующее положение на товарном рынке.

ФАС утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, который был установлен Приказом №5 от 17.01.2007 (per. в Минюсте РФ 23 мая 2007 г. N 9541) и действовал на момент вынесения Решения №44.

В   соответствии   с   п.3.1.,   п.   3.2   Регламента   антимонопольный   орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. При этом доминирующим положением признается положение хозяйствующего объекта на рынке определенного товара, дающего такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товар на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и / или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

а) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

             Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

             Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

а) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов; (при определении доли не учтено,

что в исследуемый период ООО «СОРЕКС» оказывало услуги, только один месяц из взятого годового периода исследования )

б) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

в) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц {заключение эксперта может быть заменено таможенным осмотром транспортного средства, которое оформляется в ^письменном виде по заявлению декларанта, либо иного лица имеющего отношение к транспортному   средству.   При   необходимости   может   быть   назначена таможенная экспертиза, а также направлены запросы изготовителю. Причем фактические расходы по мероприятиям , проводимым в рамках таможенного контроля будут отнесен на счет федерального бюджета).

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (часть 3 статьи 10 ГК РФ).

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности, при этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 части 1 статьи 2 ГК РФ).

Частью 1ст. 10 Федерального закона «О защите  конкуренции» запрещает действовать хозяйствующему субъекту, занимающего доминирующее положение, результатом действий которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП России ответственность предусмотрена за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

УФАС по Мурманской области не доказало, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по проведению автотехнической экспертизы при выдаче таможенным органом паспортов на транспортные средства и шасси транспортных средств ввозимых на таможенную территорию таможенного союза на территории г. Мурманска.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 69 АПК РФ, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170,  211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

                                                   решил:

     Признать  незаконным  и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области № 28а  от 09.10.2013.

              Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней  со дня принятия Решения.

Судья                                                            Константинова Е.В.