ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-651/13 от 27.03.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 апреля 2013 года Дело № А56-651/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Открытое акционерное общество "Леноблгаз"

заинтересованное лицо Отдел надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области

о признании недействительным предписания

при участии

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 14.03.2013 №05-03,

от заинтересованного лица – не явился, извещен

установил:

Открытое акционерное общество "Леноблгаз" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области (далее – Отдел) от 01.10.2012 №14/3/3 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя Отдела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Общества, суд установил следующее.

В период с 24.09.2012 по 01.10.2012 должностным лицом Отдела на основании распоряжения от 19.09.2012 №14 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью надзора за соблюдением установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, контроля исполнения предписаний от 27.02.2012 №1/3/8 и №2/3/8.

Результаты проверки зафиксированы актом от 01.10.2012 №14.

Согласно пункту 3 акта Обществом не осуществляется модернизация систем централизованного оповещения должностных лиц и работников организации на базе технических средств нового поколения (с использованием сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации), что является нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон №28-ФЗ), пункта 8 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее – Постановление №804), пункта 4 Приказа МЧС РФ от 31.07.2006 №440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (далее – Приказ №440), пункта 16.2 Приказа МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее – Приказ №687).

Обществу выдано предписание от 01.10.2012 №14/3/3 об устранении нарушений в срок до 11.05.2013.

Общество не согласилось с пунктом 3 предписания и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 4 Закон №28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основными задачами в области гражданской обороны являются: оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (части 1 статьи 2 Закона №28-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 названного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 8 Постановления №804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.

В соответствии с пунктом 4 Приказа №440 в соответствии с основными задачами структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций: организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководящего состава; организуют оповещение работников этих организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: создание и совершенствование системы оповещения работников; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в районах их размещения в установленном порядке; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею (пункт 16.2 Приказа №687).

Из приведенных выше норм не определяется, в каких именно формах осуществляется оповещение работников и каким образом должна осуществляться модернизация системы централизованного оповещения должностных лиц и работников организации.

Представитель заявителя пояснил, что в Обществе создана современная и устойчивая система оповещения работников и руководителей. Так, в филиале Общества разработана схема оповещения руководящего состава филиала, руководящего состава ГО, КЧС и ПБ, разработана и утверждена инструкция дежурного диспетчера по оповещению сотрудников филиала по сигналам гражданской обороны и в случае чрезвычайных ситуаций. В филиале регулярно проводится обучение и тренировки по порядку оповещения и сбора.

Оповещение работников филиала и поддержание связи при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ предусмотрено различными способами:

- с использованием городской телефонной сети;

- с использованием междугородной телефонной сети;

- с использованием мобильных телефонов;

- с использованием посыльных (пеших и автомобильных);

- с использованием факсимильной и электронной связи;

- с использованием радиосвязи.

Информация о чрезвычайных ситуациях, авариях и инцидентах немедленно докладывается (по имеющимся каналам связи) руководству филиала и Общества, в единую диспетчерскую службу района. Оповещение работающего персонала о пожаре осуществляется с помощью звукового сигнала автоматической пожарной сигнализации.

Также представитель Общества сообщил, что в Сланцевском филиале Общества имеются 2 радиостанции: стационарная и автомобильная радиостанция «Моторола» (установлены в помещении аварийно-диспетчерской службы и на аварийной машине), также имеется 9 стационарных телефонов (городская и междугородняя телефонная связь, 2 телефакса), выход в Интернет (электронная почта), 9 мобильных телефонов корпоративной связи.

По мнению заявителя указанные данные свидетельствуют о высокой степени готовности системы оповещения работников Общества в отношении гражданской обороны.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение приведенной нормы Отделом не представлено доказательств, опровергающих доводы заявителя и подтверждающих факт нарушения Обществом требований законодательства, предъявляемым к системе централизованного оповещения.

На основании изложенного требование о признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу с административного органа как со стороны по делу, судебный акт по которому принят не в пользу государственного органа.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным пункт 3 предписания Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области от 01.10.2012 №14/3/3.

Взыскать с Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества «Леноблгаз» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Соколова Н.Г.