Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 октября 2015 года Дело № А56-65281/2015
Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Санкт-Петербургский транспортный прокурор
заинтересованное лицо Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт воздушного и космического права "Аэрохэлп"
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - ФИО1, служ. удост.,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 07.10.2015
установил:
Санкт-Петербургский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт воздушного и космического права "Аэрохэлп" (далее – Учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель Учреждения факт нарушения лицензионных требований не оспаривал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Обществу предоставлена лицензия от 24.12.2014 № 1230 на осуществление образовательной деятельности с указанием подвида дополнительного образования: дополнительное профессиональное образование.
Прокуратурой 18.08.2015 проведена проверка исполнения Учреждением требований законодательства об образовании.
В ходе проверки выявлены нарушения Учреждением лицензионных требований:
- образовательная деятельность Учреждением осуществляется по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский <...> на основании договора субаренды помещения от 01.06.2015, заключенного с ООО «РЕПЛЭЙС». Договор аренды на указанное помещение не представлен. Также обучение слушателей 25.02.2015 и 26.02.2015 проводилось в помещении отеля «Crowne Plaza St. Petersburg-Ligovsky» на основании соглашения о проведении мероприятия от 26.01.2015 №33, заключенного на предоставления права использования конференц-зала, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.61. Вместе с тем, соглашение о проведении мероприятия от 26.01.2015 № 33, а также договор субаренды помещения от 01.06.2015 не подтверждают наличие на законном основании помещений, используемых для осуществления образовательной деятельности по указанному адресу;
- в Учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности зданий, строений, сооружений, помещений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.61 (помещение отеля «Crowne Plaza St. Petersburg-Ligovsky») и Санкт-Петербург, Лиговский прю, д. 63. кв.2 что нарушает требования пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 28.10.2013 №966;
- в период с 24.12.2014 по 18.08.2015 в Учреждении проведено обучение по двум программам квалификации: «Обслуживание маломобильных категорий пассажиров воздушного судна» в объеме 16 часов со сроком обучения с 25.02.2015 по 26.02.2015 (количество слушателей 9 человек, преподаватель: ФИО3.) и «Организация продажи воздушных перевозок и привлечение грузовой клиентуры» в объеме 16 часов со сроком обучения с 29.06.2015 по 30.06.2015 (количество слушателей 6 человек, преподаватель: ФИО4.), образовательные программы по которым Учреждением не разработаны. Факты обучения слушателей по указанным программам подтверждаются ведомостями выдачи удостоверений слушателям, прошедшим обучение по программам повышения квалификации;
- в Учреждении отсутствует договор об оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся;
- в образовательном Учреждении документы, подтверждающие наличие необходимого образования преподавателей ФИО3 и ФИО4., осуществлявших обучение слушателей на основании договора возмездного оказания преподавательских услуг, отсутствуют;
- в образовательном Учреждении из общего числа 15 обученных слушателей отсутствуют договоры об образовании у 11 слушателей;
- в образовательном учреждении отсутствуют результаты итоговой аттестации обучившихся слушателей; документы об образовании преподавателей; документы, подтверждающие наличие у обучающихся среднего профессионального и (или) высшего образования; локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в частности по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся в Учреждение; режим занятий обучающихся; формы, периодичность и порядок проведения итоговой аттестации обучающихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся; отсутствует порядок выдачи документов об образовании и (или) квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию; порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам (в том числе образцы документов об обучении), по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации.
По факту выявленных нарушений 04.09.2015 в отношении Общества составлен протокол №2-29-1-106-2015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены прокурором в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Дале – Закон №99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности); лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно статье 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Согласно подпунктам «а», «д» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии со статьей 12 Закона об образовании образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 41 Закона об образовании образовательное учреждение должно обеспечить охрану здоровья обучающихся посредством оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Факт нарушения Учреждением при осуществлении деятельности лицензионных требований подтвержден материалами дела и заинтересованным лицом по существу не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае отсутствуют доказательства принятия Учреждением мер с целью недопущения нарушения требований действующего законодательства, что свидетельствует о наличии вины в совершении инкриминируемого правонарушения.
Суд приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.
Оценив конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, учитывая профиль и особенности функционирования учреждения, а также принятие мер к устранению нарушений, суд считает возможным назначить Учреждению наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт воздушного и космического права «Аэрохэлп» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.