ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-65665/19 от 15.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 октября 2019 года                                                                    Дело № А56-65665/2019

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Авиакомпания Россия» (196210, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Отряду пограничного контроля ФСБ России в Шереметьево  (141425, Московская обл.,               г. Химки, международный аэропорт «Шереметьево», терминал F)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Шереметьево Хэндлинг» (141425, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2019 № 1258-19 по делу об административном правонарушении,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 09.08.2019,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 29.10.2018,

от третьего лица – не явились, извещены,

установил:

Акционерное общество «Авиакомпания Россия» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отряду пограничного контроля ФСБ России в Шереметьево  (далее – Отряд) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2019 № 1258-19 по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 30.07.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований,  относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Шереметьево Хэндлинг» (далее – ООО «Шереметьево Хэндлинг»).

Определением суда от 30.07.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, представитель Отряда возражал, указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела,постановлением Отряда от 20.05.2019 № 1258-19 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, 6 мая 2019 года в 21 час 32 минуты, в международном аэропорту «Шереметьево», терминал D, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево, юридическим лицом – АО «Авиакомпания «Россия», при выполнении международного рейса № 6638 авиасообщением «Париж – Москва» со стоянки воздушного судна заграничного следования осуществлена высадка пассажиров, прибывших международным рейсом в терминал оформления внутренних рейсов, вследствие чего пассажиры рейса № 6638 не прибыли в пункт пропуска для оформления в пограничном отношении.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушения порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объективная сторона данного административного правонарушения  состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (далее – Закон о государственной границе) Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона о государственной границе режим Государственной границы  включает правила, в том числе, пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о государственной границе пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации. Частью 5 данной статьи установлено, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Согласно статье 4 Закона о государственной границе законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, состоит из этого Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Общий порядок пограничного контроля в пунктах пропуска построен в соответствии с Правилами осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, Типовой схемой организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также технологическими схемами в конкретных пунктах пропуска.

Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 года № 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" определено понятие «пограничный контроль» - государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, выявлению источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации. Пограничный контроль включает в себя контроль лиц для установления оснований на право въезда в Российскую Федерацию. Содержание, последовательность и продолжительность контрольных действий при осуществлении пограничного контроля отражается в технологической схеме пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемой в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

      Согласно пункту 1.3 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Москва (Шереметьево), утвержденной протоколом заседания координационного совета воздушного пункта пропуска Москва (Шереметьево) от «22» августа 2018 года № КС-06/06 (далее по тексту – Технологическая схема) пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды государственного контроля (далее – государственный контроль) в пункте пропуска проводятся подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный виды государственного контроля в соответствии с нормами права Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела с применением установленных методов и средств контроля, включая служебных животных.

Согласно пункту 1.8 Технологической схемы государственный контроль пассажиров и членов экипажей воздушного судна заграничного следования осуществляется в специально оборудованных местах, помещениях пункта пропуска в залах прилета (вылета), залах официальных лиц и делегаций,  медицинских пунктах пассажирских терминалов, центрах (терминалах) деловой авиации, в служебных помещениях подразделений государственного контроля.

Согласно пункту 2.1.10 Технологической схемы пассажиры, высаживающиеся из воздушного судна заграничного следования (включая перевозимых в качестве пассажиров членов экипажей), следуют в здание пассажирского терминала по телетрапу, либо специализированным автотранспортом.

Согласно пункту 2.2.2 Технологической схемы проверка документов (оснований) на право въезда в Российскую Федерацию у прибывших лиц и иные контрольные действия производится пограничными нарядами в местах осуществления пограничного контроля (в кабинах паспортного контроля или специально оборудованных помещениях).

Пределы специально оборудованных помещений пункта пропуска установлены приказом Министерства транспорта РФ от 26 июля 2016 года № 208 «Об утверждении пределов воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Москва (Шереметьево) (Московская область)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (далее по тексту Воздушный Кодекс РФ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии со статьёй 82 Воздушного кодекса РФ, на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации  и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.44 главы 3 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее по тексту – Конвенция), эксплуатант воздушного судна несет ответственность за охрану  и опеку высадившихся пассажиров и членов экипажа с момента покидания воздушного судна до тех пор, пока они не будут приняты к проверке соответствующими государственными полномочными органами, которые в свою очередь должны незамедлительно принять пассажиров и экипаж для проверки на предмет допуска в государство прибытия.

Пунктом 3.46 Конвенции определено, что ответственность эксплуатанта воздушного судна за охрану и опеку пассажиров и членов экипажа прекращается в тот момент, когда эти лица допускаются на территорию данного государства.

Согласно Национальной программе упрощения формальностей при воздушных перевозках Федеральной системы упрощения формальностей при воздушных перевозках, одобренной Межведомственной комиссией по авиационной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению формальностей от 4 апреля 2019 г. (далее Национальная программа), подготовленной в соответствии с Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации и положениями Руководства ИКАО по упрощению формальностей под эксплуатантом воздушного судна понимается организация, гражданин или иной субъект гражданского права, имеющие воздушное судно (воздушные суда) на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на основании договора аренды, договора фрахтования или иного договора и использующие воздушное судно (воздушные суда) для полетов.

Раздел «Прибытие и убытие лиц и их багажа» Национальной программы устанавливает требования по обеспечению официальных условий для прибытия на территории Российской Федерации лиц и их багажа, следующих воздушным транспортом, а именно Эксплуатант воздушного судна несет ответственность за безопасность пассажиров и членов экипажа на пути следования от воздушного судна до здания аэровокзала.

После принятия к проверке пассажиров и членов экипажа, компетентные контрольные органы несут ответственность за безопасность и охрану пассажиров и членов экипажа до того момента, когда им не будет разрешен на законном основании доступ на территорию Российской Федерации или не будет установлено, что они являются лицами без права на въезд.

Таким образом, исходя из данных норм международного и российского законодательства, 6 мая 2019 года авиакомпания, у которой под ответственностью находились пассажиры рейса № 6638, и которые не представлены юридическим лицом – эксплуатантом воздушного судна, пограничному органу для целей исполнения государственной функции – пограничного контроля, так как, минуя пределы пункта пропуска, доставлены с воздушного судна заграничного следования в терминал аэропорта, предназначенный для внутренних авиарейсов (т.е. непосредственно на территорию Российской  Федерации) и не входящий в пределы воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Москва (Шереметьево) (Московская область), совершила нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, допустив попытку массового незаконного пересечения лицами Государственной границы Российской Федерации, и которое удалось избежать в результате оперативного вмешательства пограничного органа, осуществившего поиск и доставление пассажиров международного рейса из здания аэропорта в пределы пункта пропуска, о чем свидетельствует справка должностного лица  пограничного органа, осуществлявшего 6 мая 2019 года обязанности согласно приказу на охрану Государственной границы (справка прилагается к отзыву).

      Правила и порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами непосредственно связаны с порядком пропуска через государственную границу, который производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию РФ.

      Не выполнение эксплуатантом воздушного судна – АО «Авиакомпания Россия» требований законодательства лишило возможности пограничного органа в полном объеме выполнить обязанности, возложенные на неё законодателем по пограничному контролю, а именно обязанностей по выявлению и контролю лиц, въезд в Российскую Федерацию которым не разрешен, обнаружению и задержанию незаконно перемещаемых через Государственную границу товаров.

      Общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований статей 9, 11 Закона о государственной границе, допустив невыполнение Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Москва (Шереметьево), утвержденной протоколом заседания координационного совета воздушного пункта пропуска Москва (Шереметьево) от 22 августа 2018 года № КС-06/06, принятой и утвержденной в установленном порядке во исполнение требований Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. № 546.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, является следствием нарушения Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и изданных на основании его других нормативно правовых актов.

В соответствии с положением ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта  Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, акционерным обществом «Авиакомпания «Россия» не были выполнены установленные законом требования по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, объективных препятствий для выполнения указанных правил не имелось, вина Общества заключается в необеспечении контроля за деятельностью агента по выполнению обязанностей за соблюдением правил воздушных перевозок пассажиров, возложенных  Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта   1997 г. № 60-ФЗ, Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.), а, следовательно, в непринятии всех необходимых мер для обеспечения соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации. В данном случае в результате неправомерных действий (бездействия) общества допущена попытка массового незаконного пересечения лицами Государственной границы Российской Федерации, которое удалось избежать в результате оперативного вмешательства пограничного органа.

Заявитель ссылается на то, что в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 (далее ФАП-82), в частности пунктом 93, обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала обеспечивает обслуживающая организация. Однако, положения ФАП-82, в статье 6 предусматривают, что Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Таким образом, Общество на основании договора о наземном обслуживании от 01.06.2018 г. № 918/18 передало часть обязанностей, по обслуживанию пассажиров рейса Авиакомпании на перроне и в пассажирских терминалах аэропорта Шереметьево, ООО «Шереметьево Хэндлинг», но не сняла с себя ответственности за действия (бездействия) сотрудников ООО «Шереметьево Хэндлинг». В рамках указанного договора, в 2.13 перевозчик наделен правом на проведение контроля качества предоставляемых обслуживающей компании  услуг. 

 Материалами дела установлено и заявителем не оспаривается факт того, что авиаперевозку осуществляло АО «Авиакомпания «Россия», на которую Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.), как на эксплуатанта воздушного судна, возложены обязанности за охрану  и опеку высадившихся пассажиров и членов экипажа с момента покидания воздушного судна до тех пор, пока они не будут приняты к проверке соответствующими государственными полномочными органами. Привлечение к административной ответственности,  не нарушает прав и законных интересов АО «Авиакомпания «Россия», поскольку ответчик не лишен возможности восстановить свои права заявлением регрессного требования в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Часть 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, в деянии юридического лица усматриваются событие и состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                                       Н.А. Мильгевская