ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-65961/2021 от 07.10.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 октября 2021 года                                                                     Дело № А56-65961/2021

Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года . Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Подпорожский Фонд развития экономики и предпринимательства "Центр Делового Сотрудничества"

Заинтересованное лицо: Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области

об оспаривании бездействия выразившегося в незаключении Соглашения о предоставлении субсидий, об обязании заключить Соглашение.

при участии

от заявителя - ФИО1, приказ №1 от 19.07.2001 

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 16.12.2020 № 18-1-5903/2020; ФИО3, доверенность от 21.08.2021 № 18-1-6908/2021

установил:

Подпорожский Фонд развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества» (далее – заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее – Комитет), выразившегося в незаключении Соглашения о предоставлении субсидий, об обязании заключить Соглашение.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Распоряжением Комитета от 16.03.2021 № 48 «О предоставлении субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие» (далее – Распоряжение № 48) Фонд признан победителем конкурсного отбора с предоставлением субсидии из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие.

Пунктом 2 Распоряжения № 48 определено заключить с Компанией соглашение о предоставлении субсидии в срок до 14.04.2021.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2014 № 438 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области (далее – Порядок № 438).

Пунктом 3.3 Порядка № 438 установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого в течение 20 рабочих дней со дня издания правового акта, указанного в пункте 2.16 указанного Порядка, в том числе дополнительного соглашения к соглашению, заключенного Комитетом с организацией инфраструктуры в соответствии с типовой формой, утвержденной Комитетом финансов Ленинградской области.

Комитет направил на подписание в адрес  Фонда Соглашение от 05.04.2021, в приложении №2 которого указал значение показателей результативности использования субсидии.

Фондом  во исполнение пункта 3.3 Порядка № 438 (вх. № 18-1-2468/2021) представил в Комитет подписанное Соглашение от 05.04.2021 № 10-р/3.8.2, а также разработанный план мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидий (далее – Дорожная карта).

Письмом от 19.04.2021 № 18-1-1557/2021 Комитет сообщил Фонду о невозможности подписать Соглашение в предложенной редакции, в связи с тем, что значения указанных в Дорожной карте количественных показателей («Количество уникальных клиентов- субъектов МПС, получивших поддержку») не соответствуют показателям, которые обсуждались в ходе заседания конкурсной комиссии.

Считая незаконным бездействие Комитета, выразившееся в не заключении Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2, Фонд обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Комитета, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  путем заключения Соглашения от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2.

Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что для признания судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие двух обязательных условий, в том числе: несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).

Как следует из материалов дела, в ответ на обращение Фонда  (вх. № 08.04.2021 № 18-2468/2021) Комитет письмом от 19.04.2021 № 18-1-1557/2021  сообщил: «Направленное для заключения Соглашение не может быть заключено в предложенной редакции по следующим основаниям. В составе конкурсной заявки на предоставление субсидии на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, Фондом не была предоставлена информация о показателе результативности субсидии «Количество уникальных клиентов – субъектов МСП, получивших поддержку».

В ходе собеседования с руководителем Фонда на заседании комиссии показатели и результаты предоставления субсидии были установлены. Значение показателя «Количество уникальных клиентов – субъектов МПС, получивших поддержку» было установлено выше значения, направленного вами в приложении к обращению.

Подписание указанного соглашения возможно исключительно на условиях, утвержденных и согласованных с вами конкурсной комиссией в ходе конкурсной процедуры в срок до 14.04.2021.»

В связи с чем, Комитет  не предоставил субсидию Фонду на основании п.3.3 Порядка предоставления субсидии, а именно в связи с уклонением от заключения соглашения с комитетом.

Согласно пункту 3.10 Порядка № 438  ( в редакции, действующей в спорный период) результатом предоставления субсидии является количество вновь созданных субъектов МСП и(или) зарегистрированных в установленном порядке самозанятых. Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является увеличение количества услуг, предоставляемых организацией инфраструктуры субъектам МСП и физическим лицам, заинтересованным в организации предпринимательской деятельности, а также самозанятым. Значение результата предоставления субсидии и значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются в соглашении.

Подпунктом «в» пункта 4.3.10 Соглашения (в редакции направленной Компании Комитетом) установлено, что получатель субсидии обязуется достигнуть показателей результативности использования субсидии, а именно за период с «01» января по «31» декабря 2021 года:

расширить спектр (перечень) услуг, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области и (или)

– увеличить количество услуг, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области и (или)

– повысить качество оказываемых услуг и (или)

– улучшить техническое состояние помещений (здания) для размещения организации.

Согласно подпункта «г» пункта 4.3.10 Соглашения от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2 Получатель субсидии обязуется разработать и представить в трехдневный срок после заключения Соглашения план мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидии («Дорожная карта»), указанных в подпункте «в» пункта 4.3.10 Соглашения, по форме согласно приложению 2 к Соглашению.

Таким образом, с учетом установленных пунктом 4.1.9 Соглашения сроков согласования плана мероприятий («дорожная карта) (не позднее 5 рабочих дней с даты ее предоставления получателем), незаключение Комитетом соглашения о предоставлении субсидии ввиду расхождений в количественных показателях результативности («дорожная карта») неправомерно. 

Кроме того, планом мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидии («Дорожная карта») Фондом предусмотрены   количественные показатели; иных показателей Порядком № 438 и Соглашением не предусмотрено.

Представленный Комитетом протокол заседания конкурсной комиссии от 15.03.2021 с приложением таблицы, как доказательство согласования с Фондом количественных показателей результативности использования субсидии, не принимается судом, поскольку приложенная таблица не подписана Фондом. Факт согласования показателей Фонд отрицает.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие Комитета незаконно, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным бездействие Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, выразившееся в незаключении с Подпорожским Фондом развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества» Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2.

Обязать Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области подписать с Подпорожским Фондом развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества» Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 № 10-Р/3.8.2.

Взыскать с Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области в пользу Подпорожского Фонда развития экономики и предпринимательства «Центр Делового Сотрудничества» 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                                    Синицына Е.В.