Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 октября 2020 года Дело № А56-65971/2020
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Калининой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иноземцевой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"; (адрес: Россия 190900, <...>/А; Россия 190098, Санкт-Петербург, Конногвардейский б-р., д. 17, лит. А, ОГРН: <***>; ИНН: <***>; дата регистрации - 01.07.2016);
ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" (адрес: Россия 196158, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Московский 146, ОГРН: <***>; ИНН: <***>; дата регистрации - 25.12.2002);
о признании незаконным решения от 17.04.2020 №553 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга
при участии
- от истца: ФИО1, по доверенности от 29.12.2018 г.
- от ответчика: ФИО2, по доверенности от 08.10.2019 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" (далее – Учреждение) от 17.04.2020 №553 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Московском районе; об обязании Учреждения предоставить Обществу на систематической основе сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме №9 на основании запросов Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Учреждения против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству дела по существу в настоящем судебном заседании в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество, являющееся универсальным правопреемником ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (до 14.12.2010 именовавшееся ЗАО «Петербургрегионгаз», преобразовано 01.07.2016), осуществляет поставку природного газа населению г. Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
09.04.2020 г. Общество обратилось к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается заявителем, расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга.
Решением от 17.04.2020 №553 Учреждение отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что обязанность по предоставлению информации в отношении потребителей коммунальной услуги действующим законодательством возложена на управляющие организации, которые по запросу обязаны предоставить всю актуальную информацию, необходимую для выставления счетов потребителям.
Общество, согласно ответу Учреждения, осуществило попытку обратиться в управляющую компанию ООО "ЖКС №1 Московского района" (далее – Управляющая компания) с требованием о предоставлении необходимых сведений.
В Управляющую компанию был направлен запрос №07-01/6052 от 17.06.2020 г. о предоставлении информации о количестве зарегистрированных граждан (справки о регистрации формы №9).
Согласно ответу Управляющей компании №4658 от 29.06.2020 г. регистрационный учет граждан по месту жительства и по месту пребывания, возложенный на жилищные организации, осуществляет Учреждение.
Общество оспорило решение Учреждения от 17.04.2020 №553 в арбитражный суд. Заявитель указав, что в соответствии с п.4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила №549), он имеет право запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
При этом Общество полагает, что именно Учреждение обязано представить запрошенную информацию, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1), Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила № 713), Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288 (далее – Административный регламент №288), распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп «О мерах по реализации статей 7 и 7.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Распоряжение № 34-рп), распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п «О мерах по совершенствованию работы отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций» (далее – Распоряжение № 192-п).
Согласно п.2 ст.3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона № 152-ФЗ Общество включено в реестр операторов персональных данных (per. № 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется газ, и являющихся стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент-субъект персональных данных.
На основании раздела 10 публичного договора поставки газа, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.
Таким образом, при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом-физическим лицом, в соответствии с ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации как в письменной форме, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент-субъект персональных данных, дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
При этом в силу положений ч.8 ст.9 Закона № 153-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.2 - 11 ч.1 ст.6, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 Федерального закона.
Исходя из положений п.5 ч.1 ст.6 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, что свидетельствует о необходимости поставщика газа, выступающего в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, обладать сведениями о должниках - абонентах с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей.
Таким образом, Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов-физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.
По мнению Учреждения, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязанность по предоставлению Обществу запрашиваемых сведений возложена на организации, осуществляющие управление спорными многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, а потому поставщик газа (Общество), выступающий в качестве кредитора в обязательстве по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями об абонентах.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, как в письменной форме, так и путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
На основании изложенного информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд".
Общество вправе запрашивать и получать от Учреждения сведения о персональных данных абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора поставки газа, то есть требования предъявлены Обществом к надлежащему ответчику.
Кроме того, наличие у Общества потенциальной возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения не отменяет права Общества получить такие сведения у Учреждения.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным решение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" от 17.04.2020 №553.
Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" на систематической основе сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которого обеспечивается обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме №9 на основании запросов общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург".
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Калинина Л.М.