Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 января 2012 года Дело № А56-66151/2011
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 11 января 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Левченко Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ионовой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
заявитель: Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (адрес: 119435, РОССИЯ, <...>, ОГРН: <***>);
заинтересованное лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 (адрес: 197376, РОССИЯ, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 39А);
о признании решения недействительным
при участии
от заявителя: ФИО1, ФИО2,
от ответчика: ФИО3, ФИО4,
установил:
Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (далее – заявитель, фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 (далее – инспекция, налоговый орган), в котором просит признать недействительным вынесенное ею решение от 08.07.2011 № 03-38/18-41 в части выводов, изложенных в пункте 3.1., и соответствующих им начислений, указанных в резолютивной части решения.
Налоговый орган не признал обоснованными требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, установил следующее:
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка фонда за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой принято оспариваемое решение 08.07.2011 № 03-38/18-41 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция пришла к выводу о нарушении фондом статьи 213.1 Налогового кодекса (далее - Кодекс. НК РФ) при досрочном расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения (далее - договоры НПО) ввиду того, что фонд не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ. налог) с сумм ранее внесенных физическими лицами, а затем возвращенных взносов. Причем такие выводы сделаны инспекцией в отношении только тех сумм взносов, которые вносились физическими лицами в год расторжения договоров НПО. К возврату взносов, уплаченных в предшествующие годы, и к суммам выплаты процентного дохода налоговый орган претензий не имеет.
Оспариваемым решением заявитель был привлечен к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 123 ПК РФ, в виде штрафа в размере 257 363 рублей (в настоящем Заявлении указаны положения Налогового кодекса в редакции 2008, 2009 годов). По данному пункту Инспекцией установлено неисчисление, неудержание и неперечисление фондом НДФЛ за 2008-2009 годы в размере 1 286 813 руб., в том числе:
за 2008 год- 784 359 руб.,
за 2009-502 454 руб.; начислены пени в общей сумме 353 442,25 рублей.
Не согласившись с вынесенным Решением, фонд подал апелляционную жалобу в порядке статей 101, 101.2, 140 НК. Решением ФНС России от 09.11.2011г. № СА-4-9/18696@ Решение МИ ФНС № 9 утверждено и признано вступившим в законную силу.
Одним из основных видов деятельности фонда является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в рамках которой фонд заключает с физическими лицами договоры НПО. По данным договорам физическое лицо вносит взносы, которые формируют резерв для дальнейшей выплаты ему пенсии. Такому лицу государство предоставляет право на получение социального налогового вычета, установленного пп.4 п. I ст.219 НК РФ, в сумме уплаченных им взносов. В случае, если договор НПО расторгается досрочно, негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) обязан «вернуть» в бюджет сумму полученного физическим лицом налогового вычета по НДФЛ.
Применительно к спорному вопросу налоговый орган вменяет фонду неисчисление, неудержание и неперечислении НДФЛ с сумм взносов, уплаченных физическими лицами в год расторжения договоров НПО.
В свою очередь заявитель указывает на то, что в год расторжения договора НПО у физического лица не возникает ни права на налоговый вычет, ни возможности реализации такого права. Следовательно, в данной ситуации удержание фондом НДФЛ привело бы к нарушению налоговых и пенсионных прав физических лиц.
По мнению Инспекции, при формировании налогооблагаемой базы по НДФЛ фонд был обязан учесть суммы пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиками в год расторжения договоров НПО, получение или неполучение вычетов по которым не было подтверждено соответствующей справкой налогового органа по месту жительства налогоплательщика. Обратное, как считает инспекция, приведет к тому, что «...у вкладчика НДФЛ не удержан и при этом за ним сохраняется право на получение социального налогового вычета, что противоречит действующему законодательству».
Суд считает эти выводы Инспекции не соответствующими конкретным обстоятельствам дела по следующим основаниям:
В год расторжения договора НПО налогоплательщик не имел никакой возможности реализовать право на получение социального налогового вычета по взносам, уплаченным в расчетном году.
Досрочное расторжение договора НПО отменяет основания предоставления социального налогового вычета, установленного пп.4 п.1 ст.219 НК РФ, независимо от возможности реализации права на вычет.
Физические лица, заключившие договоры НПО с фондом, использовали средства для уплаты взносов, которые поступали в их распоряжение от работодателя уже после удержания налогов. Информация о том, что эти физические лица в год расторжения договоров воспользовались правом на социальный вычет, у фонда отсутствовала
Удержание налога без подтверждения получения/неполучения налогоплательщиком налогового вычета влечет нарушение прав последнего в виде выплаты ему выкупной суммы в меньшем размере.
Пунктом 2 ст. 213.1 Налогового кодекса установлено, что внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы». Указанной формулировкой законодателем установлены следующие основания, одновременное наличие которых влечет возникновение у негосударственного пенсионного фонда обязанности по удержанию НДФЛ с сумм взносов:
а) Вкладчик получает выкупную сумму по договору НПО вследствие его досрочного расторжения;
б) Вкладчиком были уплачены суммы пенсионных взносов по договору;
в) Вкладчику был предоставлен социальный налоговый вычет.
Также в статье 213.1 Кодекса указано: «... при выплате вкладчику выкупных сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме взносов, уплаченных физическим лицом по договору за каждый календарный год, в котором он имел право на получение социального налогового вычета».
Таким образом, закон, устанавливая порядок удержания негосударственным пенсионным фондом НДФЛ, исходит из того факта, что физическое лицо-налогоплательщик воспользовался своим правом на налоговый вычет, или как минимум, имел потенциальную возможность воспользоваться своим правом на его получение в момент получения от НПФ дохода - выкупной суммы.
По правилу, действующему в проверяемых периодах, предоставляется указанный налоговый вычет при подаче налоговой декларации в налоговый орган и только по окончании налогового периода (п. 2 ст. 219 Кодекса). Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 Кодекса). Налоговая декларация по налогу подается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).
Таким образом, в 2008 году (дата выплаты выкупной суммы) право на получение вкладчиком социального налогового вычета по пенсионным взносам, уплаченным им в течение 2008 года, не возникало и не могло возникнуть до окончания налогового периода. Соответственно налогоплательщик не мог получить справку из налогового органа о получении/неполучении им вычета по взносам, уплаченным в 2008 году.
Аналогичная позиция была озвучена Минфином РФ, например, в Письме от 20.06.2008 N 03-04-06-01/174: «если налогоплательщик воспользовался социальным налоговым вычетом в сумме уплаченных им в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения или договору добровольного пенсионного страхования, то при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога на доходы физических лиц, соответствующую сумме социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса».
Изложенное касается и правоотношений, имевших место в 2009 году.
Суд также согласен с позицией фонда о том, в год расторжения договора НПО прекращается право на социальный налоговый вычет как таковое, независимо от его реализации.
Согласно ст.36 Федерального Закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон) предоставление права на социальный налоговый вычет, предусмотренный пп.4 н.1 ст.219 НК РФ, является стимулом пенсионной активности граждан и преференцией за финансовое участие в формировании своей будущей пенсии. Суть негосударственного пенсионного обеспечения заключается в формировании дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений. Цель договора НПО - получение негосударственной пенсии при наступлении пенсионных оснований. Вносимые по договору взносы формируют резерв для дальнейшей выплаты пенсии.
При досрочном расторжении договора НПО обязанности фонда и вкладчика прекращаются: вкладчик не уплачивает взносы, фонд не выплачивает пенсию. Следовательно, перестают действовать и преференции, предоставленные государством гражданину в рамках его участия в своем пенсионном будущем.
Таким образом, досрочное расторжение договора НПО прекращает основания предоставления вычета, установленного пп.4 п.1 ст.219 НК РФ, а, следовательно, и право на получение такого вычета.
Установленная законом процедура восстановления НПФ сумм налогового
вычета также основана на прекращении действия налоговых преференций при
досрочном расторжении договора НПО.
Согласно п. 6 ст.108 НК РФ именно на налоговые органы возлагается
обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового
правонарушения. Глава 14 Кодекса предоставляет налоговым органам широкие
полномочия при осуществлении мероприятий налогового контроля, в том числе, право
истребовать как у налогоплательщика, так и у иных лиц все необходимые для проверки
сведения и документы.
Привлекая фонд к налоговой ответственности, налоговый орган не только имел возможность, но был обязан установить все обстоятельства по делу, в том числе, выяснить факт получения/неполучения налогоплательщиками сумм налогового вычета, установленного пп.4 п.1 ст.219 НК РФ, по взносам, внесенным ими по расторгнутым договорам НПО.
Однако, как следует из Акта выездной налоговой проверки от 16.05.2011г. № 03-37/18-37 и из Решения от 08.07.2011 № 03-38/18-41, такие мероприятия налогового контроля не были проведены. В итоге инспекция не располагает доказательствами того, что у расторгавших договоры НПО физических лиц возникала обязанность уплаты НДФЛ с возвращаемых им сумм взносов. Соответственно, остается недоказанной и обязанность фонда удерживать у этих же физических лиц НДФЛ.
Тем самым, в нарушение ст. 108 НК РФ факт совершения налогового правонарушения не подтвержден необходимыми доказательствами.
Фактически инспекция, имея определенные сомнения, не воспользовалась предоставленными ей законом механизмами налогового контроля, а просто истолковала свои сомнения не в пользу налогоплательщика, что является нарушением одного из принципов налогового законодательства, закрепленного в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, решение инспекции в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и его надлежит признать недействительным в соответствующей части.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб. возмещаются, в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ, за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Решение от 08.07.2011 № 03-38/18-41, вынесенное межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9, признать недействительным в части выводов о выявлении фактов неудержания НДФЛ в общей сумме 1 286 813 руб. (пункт 3.1.) и в части предложений уплаты пени в размере 353 442,25 руб. и штрафа в сумме 257 363 руб., начисленного с применением статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 в пользу Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" 4 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Ю.П.Левченко