Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 декабря 2010 года Дело № А56-66472/2010
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ульяновой М.Н. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лопсан Т-Д.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
заинтересованное лицо (ответчик) ООО "РОСБИО"
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - ФИО1, дов. от 06.12.2010;
от заинтересованного лица (ответчика) – ФИО2, дов. от 01.12.2010; ФИО3, дов. от 11.10.2010;
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РОСБИО" (далее - ООО "РОСБИО", Общество, ответчик) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за промышленное производство или оборот этилового спирта без соответствующей лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, а представители ответчика против заявленных требований возражали, считая доводы заявителя необоснованными.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "РОСБИО" имеет следующие лицензии, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на осуществление деятельности по производству лекарственных средств (л.д. 23-31):
- серии ФС-4 0003735, регистрационный номер ФС-99-04-000760 от 10.12.2009, сроком действия до 10.12.2014, на осуществление вышеуказанной деятельности по адресу: <...>, лит. А; ул. Мельничная, д. 10, лит. М;
- серии ФС-4 000181, регистрационный номер 99-04-000156 от 23.03.2006, сроком действия до 23.03.2011, на осуществление вышеуказанной деятельности по адресу: Новгородская область, Окуловский район, Известковый сельсовет, <...>;
- серии ФС-4 0003727, регистрационный номер ФС-99-04-000765 от 24.12.2009, сроком действия до 24.12.2014, на осуществление вышеуказанной деятельности по адресу: Саратовская область, г. Аркадак, <...>;
- серии ФС-4 0003723, регистрационный номер ФС-99-04-000753 от 12.11.2009, сроком действия до 12.11.2014, на осуществление вышеуказанной деятельности по адресу: <...>.
Согласно названным лицензиям Обществу разрешено производить следующие лекарственные формы:
- нестерильные лекарственные средства;
- жидкие нестерильные лекарственные формы,
- субстанции (активные фармацевтические ингредиенты), производимые методами химического синтеза;
- медицинский антисептический раствор для наружного применения 95%;
- спирт этиловый раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%;
- спирт этиловый раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 40%, 70%, 90%;
- твердые нестерильные лекарственные формы;
- недозированные лекарственные формы (лекарственное растительное сырье).
Как видно из представленных материалов, 15.09.2010 в МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО поступило письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.09.2010 N 02-01-04/179-ВД, из которого следует, что ООО "РОСБИО" производит медицинский антисептический раствор, раствор для наружного применения 95%, получаемый из спирта этилового ректификованного пищевого, и применяемый в медицинских целях. Согласно разъяснений Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии Российской академии сельскохозяйственных наук» (ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии) получение спирта с объемной долей 95%, отвечающего по качеству нормативным требованиям, необходимо осуществлять путем смешивания спирта этилового ректификованного (ГОСТ Р 51652-2000) с умягченной водой. Учитывая указанное разъяснение научного учреждения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сделала вывод о том, что ООО "РОСБИО" занимается промышленным производством или оборотом этилового спирта без соответствующей лицензии.
На основании полученной информации должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО было вынесено определение от 20.09.2010 № 244 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
В рамках проведения административного расследования, для проведения осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 21.09.2010 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО был осуществлен выезд по месту нахождения ООО "РОСБИО" – <...>, лит. А, и составлен протокол осмотра № 244 от 21.09.2010 с участием понятых. Однако произвести осмотр производственных и складских помещений Общества, расположенных по данному адресу, не представилось возможным (л.д. 38-40).
29.09.2010 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО произведен осмотр производственных и складских помещений ООО "РОСБИО", расположенных по адресам: <...>, лит. А, и ул. Мельничная, д. 10, лит. М, о чем составлен протокол осмотра № 224/1 от 29.09.2010 с участием понятых. Согласно данному протоколу на момент проведения осмотра ООО "РОСБИО" осуществляет деятельность в соответствии с действующими лицензиями по производству жидких форм лекарственных препаратов. Производство спирта этилового по вышеуказанным адресам не установлено (л.д. 41-44).
08.10.2010 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по месту нахождения территориального обособленного подразделения ООО "РОСБИО", находящегося по адресу: Новгородская область. <...>, о чем составлен протокол осмотра № 244/2 от 08.10.2010 с участием понятых. Согласно данному протоколу в ходе осмотра помещений, арендуемых Обществом, производственной деятельности, оборудования, необходимого для производственной деятельности, не обнаружено (л.д. 45-47).
08.10.2010 по поручению МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО от 01.10.2010 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу произведен осмотр производственных мощностей и складских помещений Общества по месту нахождения территориального обособленного подразделения ООО "РОСБИО" по адресу: Саратовская область, г. Аркадак, <...>, в ходе которого выявлено наличие капитального сооружения – бардяной ямы, заполненной отходами производства «спирта этилового раствора для приготовления лекарственных форм 95%» - бардой. Согласно объяснениям руководителя обособленного структурного подразделения на производственных мощностях осуществляется производство продукта раствора для производства лекарственных форм 95% в соответствии с лицензией от 24.12.2009 № ФС-99-04-000765 (л.д.48-50).
08.10.2010 должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении от 20.09.2010 № 244, произведен осмотр производственных мощностей и складских помещений Общества по адресу: <...>, в ходе которого выявлена деятельность по производству этилового спирта, осуществляемого на основании Промышленного регламента на производство лекарственного средства Медицинский асептический раствор, раствор для наружного применения и приготовления наружных лекарственных форм 95%, и накопительной ведомости изменений № 1 к Промышленному регламенту, согласно которой была произведена замена названия «Медицинский асептический раствор, раствор для наружного применения и приготовления наружных лекарственных форм 95%» на «Спирт этиловый раствор для приготовления лекарственных форм 95%» (л.д. 51-59).
В результате вышеуказанных проверок МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО пришло к выводу о том, что ООО "РОСБИО" для получения спирта этилового раствора для приготовления лекарственных форм 95% осуществляет деятельность по производству спирта этилового из зерновых культур (рожь, пшеница) (то же сырье используется для приготовления спирта этилового ГОСТ Р 51652-2000), с использованием классического технологического оборудования, для производства спирта этилового ректификованного по ГОСТ Р 51652-2000 – трехколонная брагоректификационная установка, в состав которой входят: бражная, эпюрационная и ректификационная колонны, по адресам производства нестерильных лекарственных средств, жидких нестерильных лекарственных форм: Саратовская область, г. Аркадак, <...>, и <...>, без соответствующей лицензии.
Посчитав, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО 17.11.2010 в присутствии законного представителя в отношении ООО "РОСБИО" составлен протокол об административном правонарушении N 244 (л.д. 15-22).
Поскольку вопрос о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 23.1 названного Кодекса отнесен к компетенции арбитражного суда, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, составляют, в том числе, действия по промышленному производству или обороту этилового спирта без соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №154, Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон 171-ФЗ). Частью 1 статьи 11 названного закона предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона 171-ФЗ действие данного закона не распространяется на деятельность организаций, связанную, в том числе, с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Общество является юридическим лицом, осуществляющим производство лекарственных средств на основании вышеуказанных лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на осуществление деятельности по производству лекарственных средств - медицинский антисептический раствор для наружного применения 95%; спирт этиловый раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%.
В опровержение доводов МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО Общество ссылается на акты проверок, которые содержат сведения, свидетельствующие о том, что Общество занимается именно осуществлением деятельности по производству лекарственных средств, а не производством этилового спирта; имеет регистрационное удостоверение лекарственного средства Р № 003960/01 от 24.02.2010 на спирт этиловый, состоящий из этанола 95% и подлежащий изготовлению в соответствии с фармакопейной статьей предприятия.
Под фармакопейной статьей понимается документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения (пункт 19 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В соответствии с Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 684, лицензирование в части производства лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Следовательно, осуществление контроля за деятельностью организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "РОСБИО" занимается производством этилового спирта в качестве алкогольной продукции, заявителем не представлено.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Оценив вышеназванные обстоятельства и представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО не доказало наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является основанием, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Также в силу подпункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Как видно из материалов дела, письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.09.2010 № 02-01-04/179-ВД о проведении мероприятий по контролю в ООО "РОСБИО" поступило в МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО 15.09.2010, вх. № 11380 (л.д. 33-34).
Следовательно, срок привлечения Общества к ответственности за административное правонарушение, истек 15.12.2010.
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о привлечении ООО "РОСБИО" к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ удовлетворению не продолжат.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "РОСБИО" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Ульянова М.Н.