ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-66556/2021 от 24.01.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 января 2022 года Дело № А56-66556/2021

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 26 января 2022 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кузнецова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудковской М.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Общество с ограниченной ответственностью "Балтдрага Инженерные Технологии" (адрес: Россия 198035, <...>/АХ, пом. 1101, ОГРН: <***>);

ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Новоростехфлот" (адрес: Россия 353915, г. Новороссийск, Краснодарский край, ул. Прохорова д. 1, к. А, ОГРН: <***>);

третьи лица: 1- Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (адрес: Россия, 127055, <...>, ОГРН: <***>)

2- АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРОЙТРАНСГАЗ" (адрес: Россия, 123112, <...>, 10 этаж, ОГРН: <***>)

3- АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ" ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗЫСКАНИЯМ И НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБЛАСТИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (адрес: Россия, 198035, Санкт-Петербург, ул.Межевой канал, д.3, корп.2, ОГРН: <***>)

4- Общество с ограниченной ответственностью "Навигационное гидрографическое предприятие" (адрес: Россия, 353915, <...>, лит.А, пом.5, ОГРН: <***>)

5- Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (адрес: Россия, 119049, <...>, стр.1-2, ОГРН: <***>)

6- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ЧЕРНОГО МОРЯ" (адрес: Россия, 353925, <...>, ОГРН: <***>)

о взыскании 30 987 950руб.

при участии

- от истца: представитель ФИО1 (дов. от 01.12.2021г.)

- от ответчика: представитель ФИО2 (дов. от 08.10.2021г.)

- от третьих лиц: 1,2,3,4,5,6 – не явились (извещены)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Балтдрага Инженерные Технологии» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Новоростехфлот» (далее – ответчик), с участием в деле в качестве третьих лиц Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее – предприятие «Росморпорт»), АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРОЙТРАНСГАЗ" (далее – общество «Стройтрансгаз»), АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ" ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗЫСКАНИЯМ И НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБЛАСТИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (далее – общество «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»), Общество с ограниченной ответственностью "Навигационное гидрографическое предприятие" (далее – общество Навигационное гидрографическое предприятие»), Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (далее – учреждение «Главное управление государственной экспертизы»), ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ЧЕРНОГО МОРЯ" (далее – учреждение «Администрация морских портов Черного моря»), об обязании принять выполненные работы по договору суб/субподряда на выполнение дноуглубительных работ от 13.01.2021г. №17707516988180000560/НТФ-29 в общем объеме 97 038,50 куб.м на общую сумму 56 282 330руб., согласно Акту о приемке выполненных работ №17707516988180000560/1 от 31.03.2021г. и взыскании 30 987 950руб. задолженности по договору суб/субподряда.

Ответчик возражал относительно удовлетворения иска в заявленном размере по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе ссылаясь на неисполнение истцом обязательств по передаче приемо-сдаточных документов на выполненные работы, соответствующих условиям договора.

Третье лицо – учреждение «Главгосэкспертиза России» представило объяснения по делу, указав, что оценка правомерности действий и решений сторон, предпринимаемых в ходе реализации заключенных ими договоров, не входит в его компетенцию, и заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Третье лицо – предприятие «Росморпорт» приобщило к материалам дела отзыв, указав, что спор между ним и АО «Стройтрансгаз» по объемам принятых дноуглубительных работ и по контрольным примерам отсутствует.

Сторонами по делу приобщены дополнительные документы в обоснование своей позиции по делу.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования в связи с частичным исполнением ответчиком заявленных требований и просит обязать ООО «Новоростехфлот» принять выполненные ООО «БАЛТДРАГА Инженерные Технологии» дноуглубительные работы в объеме 11 468,2 м3 по договору субподряда на выполнение дноуглубительных работ №17707516988180000560/НТФ-29 от 13 января 2021 года и взыскать 6 651 556руб. 00коп. задолженности по оплате выполненных работ по договору. Уточнение принято судом.

В обоснование исковых требований ООО «БАЛТДРАГА ИТ» указывает на ненадлежащее исполнение ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» обязательств по приемке и оплате работ, выполненных по договору суб/субподряда №17707516988180000560/НТФ-29 на выполнение дноуглубительных работ от 13.01.2021 г.

ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» выразило свое несогласие с заявленными ООО «БАЛТДРАГА ИТ» исковыми требованиями, указав, что требования ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не соответствуют договору суб/субподряда №17707516988180000560/НТФ-29 на выполнение дноуглубительных работ.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 13.01.2021 г. ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» и ООО «БАЛТДРАГА ИТ» заключили договор суб/субподряда №17707516988180000560/НТФ-29 на выполнение дноуглубительных работ (далее – Договор), согласно которому ООО «БАЛТДРАГА ИТ», являющееся Суб/субподрядчиком, обязалось собственными силами и средствами выполнить дноуглубительные работы на Объекте «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик» (далее – Объект) в срок и в соответствии с условиями Договора, а ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ», являющееся Субподрядчиком, обязалось принять и оплатить работы в соответствии с условиями Договора (пункт 1.1, 1.2, 2.1).

В силу пунктов 1.7, 1.8 Договора Заказчиком работ является ФГУП «Росморпорт», Подрядчиком – АО «Стройтрансгаз».

Согласно пункту 2.1 Договора работы должны быть выполнены в объемах и по качеству в соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением №1 к Договору, (далее – Техническое задание к Договору).

В соответствии с пунктом 3.1 Договора его стоимость определяется в соответствии с объемом выполненных работ, указанных в Техническом задании к Договору, и составляет 84 314 600 рублей 00 коп, в том числе НДС 20% - 14 052 433 рублей 33 коп., из расчета стоимости разработки и транспортировки 1 м3 грунта на отвал – 580 рублей 00 коп, в том числе НДС 20% - 96 рублей 67 коп.; окончательная стоимость Договора рассчитывается из расчета фактически выполненных Суб/субподрядчиком и принятых Субподрядчиком объемов работ.

Пунктом 3.3 Договора предусмотрено, что при осуществлении расчетов по Договору применяется Казначейское сопровождение обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Пунктом 3.5 Договора предусмотрена обязанность Субподрядчика выплатить Суб/субподрядчику аванс в размере 25 294 380 рублей 00 коп., в том числе НДС 20% - 4 251 730 рублей 00 коп. в срок до 25.01.2021 г.

В соответствии с пунктом 3.8 Договора погашение авансового платежа осуществляется пропорционально стоимости выполненных Суб/субподрядчиком и принятых Субподрядчиком работ за отчетный период, оформленных актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

На основании пункта 3.10 Договора оплате подлежат только фактически выполненные Суб/субподрядчиком и принятые Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком работы через ТОФК в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, ежемесячно на основании подписанных Суб/субподрядчиком и Субподрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в течение 10 (десяти) дней после оплаты выполненных работ Заказчиком.

В соответствии с пунктом 3.10.3 Договора Суб/субподрядчик два раза в месяц: 15 и 30/31-го/28-го/ числа каждого месяца предъявляет Субподрядчику документы в 5 (пяти) экземплярах, в том числе акты приемки выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), исполнительную документацию на выполненные работы, счет на оплату, счет-фактуру.

Согласно пункту 3.10.4 Договора Субподрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней осуществляет проверку и согласование направленных Суб/cубподрядчиком документов, определенных в п. 3.10.3 Договора, и в случае их несоответствия требованиям Договора, законодательства РФ Субподрядчик возвращает полученные документы Суб/субподрядчику для доработки с перечнем замечаний.

В пункте 4.1 Договора указано, что Суб/субподрядчик приступает к выполнению работ с даты подписания Договора.

Согласно пункту 4.2 Договора срок выполнения работ составляет 60 календарных дней с даты начала работ, но не позднее 31.03.2021 г.; в случае невыполнения Суб/субподрядчиком в указанный срок всего объеме работ, предусмотренного в Техническом задании к Договору, в связи с сокращением количества отработанных дней по причине простоев, связанных с неблагоприятными метео и навигационными условиями, Субподрядчик не вправе предъявлять претензии, связанные с невозможностью выполнения полного объема работ до 31.03.2021 г.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ установлен запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

На основании пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ; при отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Статьей 753 ГК РФ установлено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке (пункт 1); заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда (пункт 2); cдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4).

Как указано выше, в пункте 3.10 Договора установлено, что оплате Субподрядчиком Суб/субподрядчику подлежат фактически выполненные Суб/субподрядчиком работы, принятые Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком.

Это условие Договора в силу статей 309, 310 ГК РФ является обязательным для ООО «БАЛТДРАГА ИТ» как стороны Договора.

Из материалов дела усматривается, что ООО «БАЛТДРАГА ИТ» выполняло работы по Договору по 31.03.2021 г. трюмным земснарядом «Полярис».

По завершении работ ООО «БАЛТДРАГА ИТ» письмом за №101/21 от 14.04.2021 г. направило в ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» акт №17707516988180000560/1 от 31.03.2021 г. о приемке выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ №17707516988180000560/1 от 31.03.2021 г., в которых предъявило к приемке выполнение работ в объеме 97 038,50 м3.

В ответ на письмо ООО «БАЛТДРАГА ИТ» за №101/21 от 14.04.2021 г. в установленные в пункте 3.10.4 Договора сроки ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» уведомило ООО «БАЛТДРАГА ИТ» письмом исх. №319 от 19.04.2021 г. о том, что акт №17707516988180000560/1 от 31.03.2021 г. о приемке выполненных работ не может быть принят, так как в соответствии с пунктом 3.10 Договора приемке подлежат работы, фактически выполненные и принятые Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком; Заказчиком/Подрядчиком приняты по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) работы в объеме 37 905,5 м3 за период с 01.02.2021 г. по 18.03.2021 г. и 37186 м3 за период с 19.03.2021 г. по 26.03.2021 г., всего объем, подтвержденный Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком, составляет 75 091,5 м3; документы на объем работ 607,8 м3 переданы Заказчику на проверку; дополнительный объем, учитывающий допустимые переборы по глубине 0,5 м, будет принят Заказчиком после получения положительного заключения Государственной экспертизы.

В этом же письме ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» просило ООО «БАЛТДРАГА ИТ» предоставить акты приемки выполненных работ на объем работ, подтвержденный Подрядчиком/Заказчиком, и предоставить подписанный комплект исполнительной документации на такой объем работ.

ООО «БАЛТДРАГА ИТ» такие документы не представило и обратилось с иском в суд.

Как следует из отзыва ФГУП «Росморпорт», являющегося Заказчиком, между ним и АО «Стройтрансгаз» 14.09.2018 г. заключен государственный контракт №505/ДО-18 на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству объекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик», включающий, в том числе проведение работ по дноуглублению; учитывая сжатый срок действия выданного Росприроднадзором разрешения на захоронение грунта при проведении дноуглубительных работ из-за нереста рыб, при проведении работ по дноуглублению Субподрядчиком ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» был использован трюмный земснаряд «Полярис», принадлежащий Суб/субподрядчику ООО «БАЛТДРАГА ИТ»; ФГУП «Росморпорт» приняты у АО «Стройтрансгаз», а АО «Стройтрансгаз», соответственно, у ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» дноуглубительные работы, выполненные трюмным земснарядом «Полярис», принадлежащим Суб/субподрядчику ООО «БАЛТДРАГА ИТ», с учетом перебора по глубине 0,3 м в количестве 75 699 м3; принятые работы оплачены ФГУП «Росморпорт» АО «Стройтрансгаз» в составе платежных поручений №550760 от 17.03.2021 г., №507775 от 26.03.2021 г., №31287 от 31.03.2021 г., №150356 от 05.05.2021 г.

В этом же отзыве ФГУП «Росморпорт» указано, что после получения положительного заключения Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, принятые дноуглубительные работы будут пересчитаны с учетом перебора по глубине 0,5 м, и ФГУП «Росморпорт» будет доплачена АО «Стройтрансгаз» разница, возникшая из-за неточности проектирования по допустимому перебору грунта.

Указанное положительное заключение Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости получено 26.11.2021 г.

Согласно представленному в арбитражный суд дополнению к отзыву ФГУП «Росморпорт» общий объем дноуглубительных работ пересчитан с учетом перебора по глубине 0,5 м на основании акта пересчета объемов дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 20.09.2021 г. №3/1-CР, подписанного представителями ФГУП «Росморпорт» и АО «Стройтрансгаз», разница объемов между перебором грунта по глубине 0,3 и и 0,5 м составила 9850 куб. м., эта разница принята ФГУП «Росморпорт» 13.10.2021 г. и оплачена 21.10.2021 г.; общий объем принятых ФГУП «Росморпорт» у АО «Стройтрансгаз» дноуглубительных работ, выполненных ООО «БАЛДРАГА ИТ» з/c «Полярис»в рамках контракта, составил 85 549 куб.м. разработанного грунта.

Из отзыва АО «Стройтрансгаз» и представленных актов о приемке выполненных работ следует, что АО «Стройтрансгаз» приняло у ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» работы по дноуглублению в следующем объеме: 37 905,50 м3 по акту о приемке выполненных работ №17707516988180000560/30 от 18.03.2021 г., 37 186,00 м3 по акту о приемке выполненных работ №17707516988180000560/34 от 26.03.2021 г., 607,80 м3 по акту о приемке выполненных работ №17707516988180000560/34 от 30.04.2021 г., 9 850 м3 по акту о приемке выполненных работ №17707516988180000560/47 от 09.09.2021 г., итого: 85 549,3 м3, и оплатило эти принятые работы.

ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» приняло у ООО «БАЛТДРАГА ИТ», подписав акт №17707516988180000560/1 от 31.03.2021 г. о приемке выполненных работ с протоколом разногласий №1 от 10.12.2021 г., выполненные работы по дноуглублению в объеме (количестве) 85 549,3 м3, стоимостью 41 348 828,33 руб. без НДС (49 618 594,00 руб. с НДС), и отказалось принять работы по дноуглублению в объеме (количестве) 11 489,20 куб.м., стоимостью 5 553 113,33 руб. без НДС (6 663 736,00 руб. с НДС), как не соответствующие Договору.

Таким образом, руководствуясь пунктом 3.10 Договора, ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» приняло у ООО «БАЛТДРАГА ИТ» работы в том же объеме 85 549,3 м3, который принят у ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» Подрядчиком (АО «Стройтрансгаз»), а у Подрядчика Заказчиком (ФГУП «Росморпорт»), и полностью оплатило ООО «БАЛТДРАГА ИТ» принятый объем работ в безналичном порядке в общей сумме 49 618 594,00 руб., в т.ч. НДС.

Оплата по Договору произведена ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» платежным поручением №174464 от 16.03.2021 г. на оплату аванса в сумме 5500000,00 руб., в т.ч. НДС, платежным поручением №177755 от 19.03.2021 г. на оплату аванса в сумме 19794380,00 руб., в т.ч. НДС, платежным поручением №1050 от 14.12.2021 г. в сумме 24 324 214 рублей, в т.ч. НДС.

Указанный выше объем принятых Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком работ 85 549,3 м3 определен на основании следующих актов приемки (промежуточных) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3, составленных с участием представителя Заказчика ФГУП «Росморпорт»:

- Акт приемки (промежуточный) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 08.02.2021 г. №3/1/04-АКН, согласно которому по результатам приемо-сдаточных промеров, выполненных на акватории пассажирского района установлено, что объем выполненных дноуглубительных работ з/c «Полярис», УДР №3 составляетбез перебора 26240,3 м3, перебор по глубине (допустимый – 0,3 м) 11181,3 м3, перебор по ширине (допустимый – 3,0 м) – 483,9 м3, итого изъятого грунта 37905,5 м3; приложения: предварительный планшет промера глубин до производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 1 лист, исполнительный планшет промера глубин после производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 1 лист, расчет объема производства дноуглубительных работ з/c «Полярис» в морском порту Геленджик на основании исполнительного промера от 08.02.2021 г. участка №3 – 5 листов;

- Акт приемки (промежуточный) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 15.03.2021 г. №3/2/04-АКН, согласно которому по результатам приемо-сдаточных промеров, выполненных на акватории пассажирского района установлено, что объем выполненных дноуглубительных работ з/c «Полярис», УДР №3 составляет без перебора 27555,8 м3, перебор по глубине (допустимый – 0,3 м) 9330,8 м3, перебор по ширине (допустимый – 3,0 м) – 299,3 м3, итого изъятого грунта 37186 м3; приложения: предварительный планшет промера глубин до производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 1 лист, исполнительный планшет промера глубин после производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 1 лист, расчет объема производства дноуглубительных работ з/c «Полярис» в морском порту Геленджик на основании исполнительного промера от 15.03.2021 г. участка №3 – 5листов;

- Акт приемки (промежуточный) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 01.04.2021 г. №3/3/04-АКН, согласно которому по результатам приемо-сдаточных промеров, выполненных на акватории пассажирского района установлено, что объем выполненных дноуглубительных работ з/c «Полярис», УДР №3 составляет без перебора 524,7 м3, перебор по глубине (допустимый – 0,3 м) 58,1 м3, перебор по ширине (допустимый – 3,0 м) – 25 м3, итого изъятого грунта 607,8 м3; приложения: предварительный планшет промера глубин до производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 1 лист, исполнительный планшет промера глубин после производства дноуглубительных работ, УДР №3 – 4 листа, расчет объема производства дноуглубительных работ з/c «Полярис» в морском порту Геленджик на основании исполнительного промера от 01.04.2021 г. участка №3 – 4 листа.

Из указанных актов следует, что они являются актами приемки дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 и составлены по результатам приемо-сдаточных промеров, включая исполнительный промер от 08.02.2021 г., исполнительный промер от 15.03.2021 г., исполнительный промер от 01.04.2021 г.

Итого, по результатам трех исполнительных промеров, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт», объем дноуглубительных работ, выполненных ООО «БАЛТДРАГА ИТ», с учетом перебора по глубине 0,3 м составил 75 699 м3.

С учетом перебора по глубине 0,5 м согласно соответствующим расчетам на основании исполнительных промеров от 08.02.2021 г., от 15.03.2021 г., от 01.04.2021 г. объем дноуглубительных работ, выполненных ООО «БАЛТДРАГА ИТ» по Договору, увеличился на 9850 м3 и принят Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком в количестве 85 549,3 м3.

Копия акта от 20.09.2021 г. №3/1-CР пересчета объемов дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 приложена ФГУП «Росморпорт» к дополнению к отзыву на исковое заявление.

Указанные выше акты приемки (промежуточные) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 08.02.2021 г., от 15.03.2021 г., от 01.04.2021 г., составленные по результатам приемо-сдаточных промеров, в том числе первоначального промера и исполнительных промеров от 08.02.2021 г., от 15.03.2021 г., от 01.04.2021 г., являются надлежащими доказательствами объема фактически выполненных ООО «БАЛДТРАГА ИТ» работ по Договору в силу следующих обстоятельств.

В разделе 11 Договора содержатся требования к производству и порядку приемки дноуглубительных работ.

В соответствии с пунктом 11.1 Договора Суб/субподрядчик организует производство дноуглубительных работ в соответствии с проектом производства работ (ППР), согласованным с Субподрядчиком, с учетом техники безопасности производства морских дноуглубительных работ и Техническим заданием.

Согласно пункту 11.4 Договора определение объема и качества выполненных дноуглубительных работ производится в соответствии с Технической инструкцией по производству морских дноуглубительных работ (РД 31.74.08-94) и Технологией промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним (РД 31.74.04-2002).

Перед началом производства работ Субподрядчик передает Суб/субподрядчику предварительную детальную съемку рельефа дна, исполнительная детальная съемка рельефа дна производится Субподрядчиком каждые 15 календарных суток (пункты 11.5, 11.5.1 Договора), подробный порядок производства и контроля работ устанавливается соответствующими положениями ППР (пункт 11.5.2 Договора).

В пункте 1.8 Технического задания к Договору установлена необходимость выполнения промеров глубин перед началом и после выполнения работ.

Согласно пункту 1.10 Технического задания к Договору приемка выполненных работ производится по отдельным участкам дноуглубительных работ.

В соответствии с пунктом 2.2 Технического задания к Договору, содержащим требования к строительному контролю выполненных работ, контроль качества работ должен производиться в течение всего периода проведения дноуглубительных работ; исполнительные промеры выполняются не позднее 10 суток после окончания работ.

Подпунктом 6 пункта 2.4 Технического задания к Договору предусмотрено, что в составе документации, предъявляемой при приемке дноуглубительных работ, должны содержаться, в том числе промеры глубин (предварительный и исполнительный), и указано на соответствие предъявляемой при приемке дноуглубительных работ документации СТО 14649425-0005-2019 ФГУП «Росморпорт».

Согласно пункту 2.2.3 «Технологии промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним. РД 31.74.04-2002», утв. Минтрансом РФ 01.01.2002, на которую имеется ссылка в пункте 11.4 Договора, приемо-сдаточный промер должен выполняться на объектах дноуглубления для определения достигнутых габаритов (глубина, ширина прорези, средняя толщина снятого слоя) и объемов дноуглубительных работ; он состоит из предварительного промера, выполняемого перед производством дноуглубительных работ, и исполнительного промера, выполняемого после окончания части или всех работ на объекте дноуглубления.

В соответствии с пунктом 5.8.1 «Технологии промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним. РД 31.74.04-2002» порядок приема и сдачи дноуглубительных работ устанавливается в соответствии с требованиями действующего РД 31.74.08-94 «Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ»; прием и сдача дноуглубительных работ производится на основании исполнительного промера, выполненного после дноуглубительных работ.

Пунктом 2.5.4 «РД 31.74.08-94. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ», утв. Минтрансом России 19.12.1994, на которую также имеется ссылка в пункте 11.4 Договора, установлено, что прием выполненных дноуглубительных работ производится представителем заказчика непосредственно на участке работ совместно с представителем подрядчика и генподрядчика путем выполнения исполнительного промера.

В соответствии с пунктом 2.5.5 «РД 31.74.08-94. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ» прием-сдача дноуглубительных (намывных) работ оформляется промежуточными актами; если в установленные сроки производство исполнительного промера невозможно из-за метеорологических условий, объем выполненных работ устанавливается по оперативным сводкам с последующей корректировкой по выполненным промерам.

Из параграфа 6 раздела 6 Проекта организации строительства Книга 2 Технологические решения при производстве дноуглубительных работ 1009-4763-00-ПОС2-6.2 Том 6.2 Проектной документации «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик», Заказчик ФГУП «Росморпорт», разработанной АО «Ленморниипроект», арх. №82462, следует, что выполнение исполнительных промеров при приемке дноуглубительных работ производит Заказчик.

Приказом Заказчика ФГУП «Росморпорт» от 16.04.2019 г. №144 утвержден и введен в действие Стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» СтО 14649425-0005-2019, который устанавливает основные требования к подготовке, выполнению и приёмке результатов дноуглубительных работ при создании и реконструкции объектов капитального строительства, выполнении ремонтных дноуглубительных работ на подходных каналах и акваториях, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт», а также дноуглубительных работ в акваториях морских портов, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания (пункт 1.1), и предназначен для применения подразделениями ФГУП «Росморпорт», проектными и подрядными организациями, осуществляющими проектирование и производство дноуглубительных работ на объектах ФГУП «Росморпорт» в акватории морских портов и на подходах к ним (пункт 1.2).

Данный Стандарт являлся действующим и при заключении, и при исполнении Договора.

Согласно пункту 12.1 этого Стандарта приемка выполненных работ производится ежемесячно на основании материалов предварительного и исполнительного промеров.

В силу пунктов 12.2, 12.3 данного Стандарта предварительный промер и исполнительный промер выполняются заказчиком, исполнительным промер выполняется заказчиком по окончании работ на сдаваемом участке (не позднее 10 суток после окончания работ на сдаваемом участке при заносимости в год менее 0,3 м, не позднее 5 суток после окончания работ на сдаваемом участке при заносимости в год более 0,3 м).

В соответствии с пунктом 12.7 этого Стандарта сдача-приемка дноуглубительных работ оформляется актом (промежуточными актами).

В силу подпункта 6 пункта 2.4 Технического задания к Договору именно этому Стандарту должна соответствовать предъявляемая при приемке дноуглубительных работ документация, в том числе предварительный и исполнительный промеры.

Из приведенных выше положений Договора, «Технологии промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним. РД 31.74.04-2002», «РД 31.74.08-94. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ», Стандарта организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» СТО 14649425-0005-2019, утв. приказом ФГУП «Росморпорт» от 16.04.2019 г. №144, проектной документации следует, что сдача-приемка выполненных по Договору дноуглубительных работ производится на основании предварительного и исполнительного промеров, проведенных Заказчиком ФГУП «Росморпорт»; сдача-приемка дноуглубительных работ оформляется актом (промежуточными актами).

Таким образом, указанные выше акты приемки (промежуточные) дноуглубительных работ акватории пассажирского района УДР №3 от 08.02.2021 г., от 15.03.2021 г., от 01.04.2021 г., составленные с участием ФГУП «Росморпорт», соответствуют условиям Договора о сдаче-приемке работ и являются надлежащими доказательствами объема выполненных ООО «БАЛТДРАГА ИТ» дноуглубительных работ, подлежащих приемке и оплате по Договору.

То обстоятельство, что ФГУП «Росморпорт» в соответствии с пунктами 18.8 и 18.10 государственного контракта №505/ДО-18 на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству объекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик», заключенного 14.09.2018 г. ФГУП «Росморпорт» и АО «Стройтрансгаз», поручило АО «Стройтрансгаз» организацию первоначального и проведение ежемесячного исполнительного промеров в целях сдачи и приемки работ с привлечением АО «Стройтрансгаз» сторонней организации, никак не влияет на правовую оценку указанных выше актов приемки (промежуточных) дноуглубительных работ и проведенных промеров.

Первоначальный промер и исполнительные промеры проводились с участием ФГУП «Росморпорт» и в согласованные с ним даты, что подтверждается, в том числе участием представителя ФГУП «Росморпорт» в таких промерах.

Согласно Акту приема-передачи документов №СТГ-14/20 от 11.01.2021 г. представителю ООО «БАЛТДРАГА ИТ» ФИО3 от АО «Стройтрансгаз» был передан пакет документов для выполнения работ по Договору, содержащий в том числе предварительные промеры места производства работ (пункты 3-6 Акта: Планшет № 0.5-20-155 от 26.11.2020 г., Планшет № 0.5-20-157 от 26.11.2020 г., Планшет № 0.5-20-159 от 26.11.2020 г., Планшет № 0.5-20-161 от 26.11.2020 г.).

Таким образом, у ООО «БАЛТДРАГА ИТ» имелись предварительные промеры.Довод ООО «БАЛТДРАГА ИТ» о не передаче ему предварительных промеров не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является необоснованным.

Претензий по принятым по Акту №СТГ-14/20 от 11.01.2021 г. предварительным промерам ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не предъявило, на протяжении всего периода выполнения работ по Договору ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не обращалось ни в ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ», ни в АО «Стройтрансгаз» в связи с отсутствием или неполнотой (неясностью, недостаточной информативностью) предварительных промеров.

О проведении исполнительных промеров/их результатах АО «Стройтрансгаз» уведомляло заинтересованных лиц.

АО «Стройтрансгаз» в письме от 10.03.2021 г. №СТГ-257/4/3023 (в ответ на обращение ООО «БАЛТДРАГА ИТ» №1600/21 от 05.03.2021 г.) сообщило ООО «БАЛТДРАГА ИТ», что исполнительные промеры при выполнении дноуглубительных работ в рамках объекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик» выполняются при участии заказчика проекта ФГУП «Росморпорт».

Это письмо было отправлено в ООО «БАЛТДРАГА ИТ» по электронной почте и получено им 10.03.2021 г.

Таким образом, ООО «БАЛТДРАГА ИТ» было осведомлено о том, что исполнительные промеры выполняются при участии Заказчика ФГУП «Росморпорт», который согласовывает, в том числе даты проведения таких промеров.

ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» участвовало в исполнительных промерах, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт», а также проводило свои предварительный и исполнительные промеры, их результаты соответствовали (с учетом допустимой погрешности) результатам промеров, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт», поэтому, учитывая условия Договора о сдаче-приемке работ, ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» ссылалось в отношениях с ООО «БАЛТДРАГА ИТ»на приемо-сдаточные промеры (предварительный и исполнительные промеры), проведенные с участиемФГУП «Росморпорт».

О результатах проведенных исполнительных промеров ООО «БАЛТДРАГА ИТ» было уведомлено, в том числе посредством писем ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» исх. №220/1 от 22.03.2021 г., исх. №319 от 19.04.2021 г. (приложением к этому письму были расчеты объема по результатам промеров от 08.02.2021 г., от 15.03.2021 г., от 01.04.2021 г.), исх. №358 от 26.04.2021 г.

Все эти письма получены ООО «БАЛТДРАГА ИТ» и приложены к его исковому заявлению.

Кроме того, как усматривается из представленных ООО «БАЛТДРАГА ИТ» документов, 25.03.2021 г. ООО «БАЛТДРАГА ИТ» был получен из АО «Стройтрансгаз» расчет объемов выполненных дноуглубительных работ на основании промеров, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт» 15.03.2021 г., а 04.06.2021 г. ООО «БАЛТДРАГА ИТ» получило от АО «Стройтрансгаз» (письмо СТГ-25.7/4/7967) справку о выполнении ООО «БАЛТДРАГА ИТ» дноуглубительных работ, в котором также указан объем выполненных работ по результатам промеров, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт».

ООО «БАЛТДРАГА ИТ» никаких возражений по этим промерам не представило, писем о невозможности по причине не предоставления первоначального и исполнительного промеров подготовить исполнительную документацию и документы сдачи-приемки работ в ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» на протяжении всего срока действия Договора не направляло.

Таким образом, у ООО «БАЛТДРАГА ИТ» была возможность составить акты приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на основании данных первоначального и исполнительных промеров, проведенных с участием ФГУП «Росморпорт», однако, ООО «БАЛТДРАГА ИТ» этого не сделало.

ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» неоднократно, в том числе в письмах №319 от 19.04.2021 г., исх. №358 от 26.04.2021 г., исх. №433 от 19.05.2021 г., исх. №1184 от 30.11.2021 г. сообщало ООО «БАЛТДРАГА ИТ» о необходимости предъявить к приемке выполненные работы по Договору в объемах, принятых Подрядчиком/Заказчиком, и просило предоставить акты приемки выполненных работ и исполнительную документацию на такие объемы работ.

Также в письме исх. №433 от 19.05.2021 г. ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» предложило ООО «БАЛТДРАГА ИТ» для снятия вопроса правильности промеров, проведенных ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» и ФГУП «Росморпорт», направить специалистов ООО «БАЛТДРАГА ИТ» для комиссионной проверки проведенных промеров. Однако, ООО «БАЛТДРАГА ИТ» представителей для комиссионной проверки проведенных промеров не направило.

Расхождение между объемом работ, заявленным как фактическое выполнение ООО «БАЛТДРАГА ИТ» (97 038,50 м3), и объемом работ, принятых Субподрядчиком/Подрядчиком/Заказчиком (85 549 м), которое составляет 11 489,2 м3, объясняется тем, что для определения объема выполненных работ ООО «БАЛТДРАГА ИТ» использовало, как указано в иске, первоначальный (от 14.01.2021 г.) и исполнительный (от 01.04.2021 г.) промеры, проведенные третьим лицом – ООО «Навигационное гидрографическое предприятие».

В обоснование использования этих промеров, выполненных ООО «Навигационное гидрографическое предприятие», ООО «БАЛТДРАГА ИТ» ссылается на то, что выполнение данных промеров было возложено на ООО «БАЛТДРАГА ИТ» Техническим заданием к Договору.

Однако, этот довод ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не соответствует условиям Договора в силу следующих обстоятельств.

Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений; буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В пункте 1.8 Технического задания к Договору указано, что перед началом и после выполнения работ необходимо выполнить промеры глубин на акватории (подпункт 1); выполнить дноуглубительные работы акватории пассажирского района до отметки «-7,500» в объеме грунт II класса – 145370 м3 (подпункт 2).

Согласно пункту 2.1 Договора Суб/субподрядчик обязуется собственными силами и средствами выполнить работы на Объекте в соответствии с условиями Договора, а Подрядчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями Договора.

При этом в соответствии с пунктами 1.2 Договора под работами понимаются дноуглубительные работы на Объекте (Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик) в объемах и по качеству в соответствии с Техническим заданием к Договору.

В пункте 3.1 Договора указано, что стоимость Договора определяется в соответствии с объемом выполняемых работ, указанных в Техническом задании, окончательная стоимость Договора определяется из расчета фактически выполненных Суб/субподрядчиком и принятых Субподрядчиком работ.

Пунктами 3.10.2 и 5.6.1 Договора предусмотрено, что Субподрядчик 2 (два) раза в месяц: не позднее 15 и 30/31/28-го числа каждого месяца, проводит исполнительные промеры выполненных Суб/субподрядчиком работ.

В пункте 5.6 Договора предусмотрена обязанность Субподрядчика передать Суб/субподрядчику на период выполнения работ по Договору, в том числе проектную документацию, утвержденную в производство работ, предварительные промеры.

Пунктом 6.1.2 Договора установлен запрет на привлечение Суб/субподрядчиком для производства работ третьих лиц без письменного согласия Субподрядчика.

Из толкования условий Договора по правилам статьи 431 ГК РФ, учитывая пункты 1.2, 2.1, 3.1, 3.10.2, 5.6, 5.6.1 Договора, порядок приемки работ, определенный в разделе 11 Договора (пункт 11.4), следует, что Договор не наделяет ООО «БАЛТДРАГА ИТ» ни правом, ни обязанностью проводить предварительный и исполнительный промеры, как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц, и не предусматривает проведение сдачи-приемки выполненных по Договору дноуглубительных работ на основании проведенных ими промеров.

При таких обстоятельствах при сопоставлении и во взаимной связи с другими условиями Договора указание в подпункте 1 пункта 1.8 Технического задания к Договору на то, что перед началом и после выполнения работ необходимо выполнить промеры глубин на акватории, не означает, что проведение этих промеров является обязанностью Суб/субподрядчика.

То обстоятельства, что ФГУП «Росморпорт», как указано выше, поручило организацию первоначального промера и проведение исполнительных промеров АО «Стройтрансгаз», прямо указав на это в пунктах 18.8, 18.10 заключенного ими государственного контракта, не означает, что ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» поручило проведение предварительного и исполнительного промеров ООО «БАЛТДРАГА ИТ».

Из Договора следует как раз обратное, ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» не поручало ООО «БАЛТДРАГА ИТ» проведение предварительного и исполнительных промеров.

Поскольку в Договоре установлены требования к производству и порядку сдачи-приемки выполненных по Договору дноуглубительных работ и оплате фактически выполненных работ, то такие требования в силу статей 309, 310 ГК РФ обязательны для сторон Договора.

ООО «БАЛТДРАГА ИТ», подписав Договор, приняло на себя обязательства по исполнению его условий, в том числе по порядку сдачи-приемки работ, и не вправе изменять условия Договора по своему усмотрению, в том числе ссылаться в качестве подтверждения объемов выполненных работ на промеры, проведенные третьим лицом – ООО «Навигационное гидрографическое предприятие», поскольку ни Договором, ни РД 31.74.04-2002, РД 31.74.08-94, ни Стандартом организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» СтО 14649425-0005-2019, утв. приказом ФГУП «Росморпорт», ни ППР не предусмотрено проведение предварительного и исполнительного промеров ни ООО «БАЛТДРАГА ИТ», ни привлеченными им третьими лицами.

ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не согласовало ни с ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ», ни с АО «Стройтрансгаз», ни с ФГУП «Росморпорт» проведение предварительного и исполнительного промеров ООО «Навигационное гидрографическое предприятие».

При таких обстоятельствах представленные ООО «БАЛТДРАГА ИТ» в подтверждение объемов выполненных дноуглубительных работ отчеты ООО «Навигационное гидрографическое предприятие» о предварительном и исполнительном промерах не могут являться основанием для определения фактического объема выполненных ООО «БАЛТДРАГА ИТ» работ по Договору при сдаче-приемке работ.

Как следует из письма ООО «БАЛТДРАГА ИТ» исх. №77/21 от 31.03.2021 г., в связи с завершением ООО «БАЛТДРАГА ИТ» 31.03.2021 г. выполнения работ по Договору ООО «БАЛТДРАГА ИТ» просило обеспечить явку представителя ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» для проведения исполнительных промеров на 01.04.2021 г.

Направление ООО «БАЛТДРАГА ИТ» в ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» 31.03.2021 г. письма о проведении исполнительных промеров 01.04.2021 г., как и 13.01.2021 г. письма о проведении предварительных промеров 14.01.2021 г., юридически значимым по настоящему делу не является и никаких правовых последствий не влечет в силу того, что ООО «БАЛТДРАГА ИТ» не наделено Договором правом ни самостоятельно, ни с привлечением третьих лица проводить предварительный и исполнительные промеры, привлеченная ООО «БАЛТДРАГА ИТ» организация не согласована ни с ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ», ни с АО «Стройтрансгаз», ни с ФГУП «Росморпорт».

Кроме того, промеры ООО «Навигационное гидрографическое предприятие» недостоверны. Они не соответствуют не только промерам ФГУП «Росморпорт», но и данным о захоронении грунта, полученным ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» из Филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» в морском порту Геленджик в письме исх. №111-11/0021 от 16.09.2021 г., согласно которым зарегистрировано 78 выходов землесоса «Полярис» к месту захоронения грунта, объем захороненного грунта 84 750 м3, а также оперативным данным с самого землесоса «Полярис» (согласно донесению по форме №1-ДДР Капитана землесоса «Полярис» на дату окончания работ объем грунта, извлеченного и вывезенного ООО «БАЛТДРАГА ИТ», составил 87 400 м?).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, не имеется оснований для приемки и оплаты ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» предъявленных ООО «БАЛТДРАГА ИТ» к приемке и оплате работ, сверх принятого и оплаченного ООО «НОВОРОСТЕХФЛОТ» объема выполненных дноуглубительных работ 85 549 м3.

На основании изложенного, в иске надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В иске – отказать.

Взыскать с ООО «Новоростехфлот» в пользу ООО «Балтдрага Инженерные Технологии» 139 675руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Кузнецов М.В.