ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-68702/20 от 28.09.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 сентября 2020 года                                                                  Дело № А56-68702/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенков А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 46 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ И МИЛОСЕРДИЯ"

заинтересованное лицо - МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 18 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

об оспаривании решения

при участии

от заявителя – Иванов А.В., Книзель С.П., КомиссаровО.С., Шибанова Е.А.,

от заинтересованного лица – Елдышев В.В., Розовая М.И.,

установил:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации и Милосердия» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 3.2 решения МИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС № 18) от 16.03.2020 № 199 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – обжалуемое решение, обжалуемый акт), вынесенного Межрайонной ИФНС России по Санкт-Петербургу № 18 (далее – МИФНС № 18, ответчик).

            По мнению заявителя, п. 3.2. обжалуемого решения был вынесен
с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации
(далее – НК РФ), в связи с чем подлежит признанию недействительным в порядке, определенном ст. 199-201 АПК РФ.

Судом установлено следующее.

МИФНС № 18 была проведена камеральная налоговая проверка расчета
по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года. Дата начала проверки – 08.10.2019, окончания 09.01.2020.

 Как следует из обжалуемого решения МИФНС № 18, за 9 месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха педагогическим работникам государственных образовательных учреждений на 522 450 руб. Данное обстоятельство повлекло занижение суммы ежемесячных платежей, подлежащих уплате, в общей сумме 156 735 руб., в том числе:

- на обязательное пенсионное страхование в размере 114 939 руб. (522 450*22/100);

- на обязательное медицинское страхование в размере 26 644,95 руб. (522 450*5,1/100);

-на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (522 450*2,9/100).

Как указала МИФНС № 18 (стр. 3 обжалуемого Решения), в соответствии со статьями 106 и 197 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет своих трудовых обязанностей, оно не несет затрат, связанных с их выполнением.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 НК РФ является исчерпывающим, в связи с чем выплаты, которые производятся на основании пункта 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс
Санкт-Петербурга» (далее – Социальный кодекс) подлежат обложению страховыми взносами.

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит признанию недействительным в оспариваемой части по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 45 Социального кодекса, в отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 Социального кодекса, устанавливаются следующая дополнительная мера социальной поддержки:

денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления
в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга - педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

Как следует из преамбулы Социального кодекса, Социальный кодекс регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.

Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального страхования - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно: индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; организации.

При этом согласно ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) производимые:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;  

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, выплаты, для того чтобы они могли рассматриваться
в качестве объекта обложения страховыми взносами, должны производиться
в рамках трудовых отношений.

В данном случае, выплаты работникам производятся не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом и являются мерой социальной поддержки, что свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должно производиться начисление страховых взносов по правилам главы
34 НК РФ.

При этом довод МИФНС № 18 о том, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат (ст. 420 НК РФ) является исчерпывающим и не включает в себя выплату, указанную в пункте 6 статьи 45 Социального кодекса, является ошибочным, так как выплаты должны производиться в рамках трудовых отношений, а в данном случае выплата к трудовым отношениям не относится.

Согласно статье 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Указанные выплаты являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.

Заявитель производил выплату не в рамках трудовых отношений,
а в соответствии с Социальным кодексом.

Также постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013
№ 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений (далее - Порядок).

Пунктом 1.1 указанного Порядка определены правила предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений. В пункте 1.3 Порядка определен используемый в данном нормативном документе термин, а именно:

получатель - гражданин, являющийся работником государственного учреждения, имеющий право на получение дополнительных мер социальной поддержки.

При этом пунктом 1.4 Порядка установлено, что дополнительные меры социальной поддержки предоставляются работникам государственных учреждений по основному месту работы. При исполнении работником должностных обязанностей по совместительству дополнительные меры социальной поддержки, на которые работник имеет право в соответствии со статьей 45 Социального кодекса, предоставляются по месту основной работы.

Таким образом, постановлением Правительства установлен порядок предоставления социальной поддержки, а Заявитель перечисляющий работнику указанные выплаты является не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а посредником в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что выплатах, производимых Заявителем, отсутствует элемент трудовых отношений, в связи с чем указанные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам статьи 420 НК РФ.

Руководствуясь ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            Признать недействительным пункт 3.2 решения от 16.03.2020 № 199 Межрайонной ИФНС № 18 по Санкт-Петербургу.

            Взыскать с Межрайонной ИФНС № 18 по Санкт-Петербургу в пользу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга "Центр Реабилитации и Милосердия" 3000 руб. судебных расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Терешенков А.Г.