ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-69018/15 от 10.12.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 декабря 2015 года                                                                      Дело № А56-69018/2015

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2015 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2015 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Жилищно-строительный кооператив №1248

заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания

при участии

от заявителя  - ФИО1, по доверенности от 16.07.2015,

ФИО2, протокол №2 от 25.05.2015,

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 30.12.2014

установил:

Жилищно-строительный кооператив №1248 (далее – ЖСК, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ЖСК, Инспекция) от 27.07.2015 №10/348-р.

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

 В судебном заседании представители ЖСК требования поддержали.

Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В июле 2015 года должностным лицом Инспекции на основании распоряжения от 21.07.2015 №10/348-р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Кооперативом обязательных требований, в том числе проверка соответствия устава ЖСК требованиям законодательства РФ. Проверка проведена на основании обращения заявителя от 23.06.2015, поступившего в орган государственного надзора.

В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 27.07.2015 №10/348-р несоответствия устава ЖСК требованиям действующего законодательства, а именно: пунктов 9.3, 12.15, 12.21, 13.5 устава.

Кооперативу выдано предписание от 27.07.2015 №10/348-р об устранении выявленных нарушений в срок до 27.01.2016.

Данное предписание оспорено ЖСК в судебном порядке. Кооператив, не оспаривая несоответствие положений устава требованиям действующего законодательства, ссылается на то, что для внесения изменений в устав требуется провести собрание членов кооператива.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга 23.11.2004 № 1849, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 776 «Об утверждении порядка осуществления регионального жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга» предусмотрено право Инспекции проводить проверки обязательных требований, в том числе, к созданию и деятельности ЖСК, соблюдение прав и обязанностей их членов.

Деятельность Инспекции в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ),

Предметом проверок, проводимых Инспекцией, является соблюдение обязательных требований, указанных в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно­-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Таком образом, по результатам выявленных нарушений Инспекция имеет право выдавать предписания об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава ЖСК обязательным требованиям.

В данном случае, проверка проведена на основании обращения ООО «ИКЕЛ» (вх. 01-5129/15-1-0 от 23.06.2015).

ЖСК осуществляет управление многоквартирным домом 16 корпус 1 по пр. Непокоренных в Санкт-Петербурге и действует на основании устава, редакция которого утверждена решением общего собрания членов ЖСК от 05.12.2014 и зарегистрирована в налоговой инспекции 29.01.2015.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований действующего законодательства:

Пункт 9.3. Устава: «Гражданин имеет право быть принятым в члены Кооператива один раз» -  данное ограничение не предусмотрено законодательством;

Пункт 12.15. Устава в части: «Один представитель члена Кооператива может представлять не более 2 членов Кооператива» - данное ограничение не предусмотрено действующим законодательством;

Пункт 12.21. Устава: «Решение Общего собрания членов Кооператива по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к компетенции Общего собрания членов Кооператива в соответствии с подпунктами 2,6,7 пункта 12.17. настоящего устава, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов кооператива. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на Общем собрании членов Кооператива или их представителей» - противоречит ч. 1 ст. 117 Жилищного кодекса РФ, так как решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Таким образом, принятие решения двумя третями голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива не предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Пункт 13.5. Устава: «Членами правления Кооператива (в том числе председателем правления кооператива), а также главным бухгалтером кооператива не могут являться государственные служащие - в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);

Пункт 13.5. Устава: «Членами правления Кооператива (в том числе председателем правления кооператива), а также главным бухгалтером кооператива не могут являться граждане, грубо нарушающие порядок внесения обязательных платежей» - данное ограничение не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии со ст. 116.1 Жилищного кодекса РФ членами правления жилищного кооператива (в том числе председателем правления кооператива),  членом  ревизионной  комиссии  (ревизором)  кооператива,  а также  главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера) кооператива не могут являться граждане:

1)  имеющие судимость за умышленные преступления;

2)  в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года.

Кроме того, административным органом выявлено, что в уставе кооператива, в нарушение ч. 1 ст. 113 Жилищного кодекса РФ не содержится:

порядок выдачи паевого взноса при выходе из ЖСК;

сведения о размере вступительных и паевых взносов;

сведения о составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов;

сведения об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов.

По результатам проверки выдано предписание для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Согласно статья 113 Жилищного кодекса РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие указанному кодексу, другим федеральным законам положения.

При разработке в обязательном порядке в устав должны быть включены сведения, предусмотренные частью 1 статьи 113 Жилищного кодекса РФ, статьей 52 Гражданского кодекса РФ. В устав запрещено включать положения, противоречащие Жилищному кодексу РФ.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемое предписание незаконно, в связи с тем, что изменения в устав могут быть внесены только членами кооператива на собрании. У ЖСК имеется возможность инициировать собрание собственников для решения вопроса о внесении соответствующих изменений в устав.

Таким образом, предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Кооператива.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Соколова Н.Г.