ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-69111/12 от 20.02.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 февраля 2013 года Дело № А56-69111/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Боровлева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лесковой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО «Животноводческий комплекс «БОР»

заинтересованное лицо: Департамент государственного экологического контроля Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области

об оспаривании постановления от 09.11.2012 о назначении административного наказания № 04-52-12/л

при участии

от заявителя: Волковой А.С., дов. от 08.10.2012

от заинтересованного лица: Митрофан А.К., дов. от 28.12.2012 № 123/2012-64

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Животноводческий комплекс «БОР» (далее – заявитель, общество, ООО «ЖК «БОР») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного надзора Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) от 09.11.2012 № 0452-12/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании общество поддержало заявленное требования, ссылаясь на недоказанность Департаментом составов вменяемых административных правонарушений и нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а представитель заинтересованного лица, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что на основании распоряжения от 16.08.2012 № 1-13-0179-12/ПВ Департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха при осуществлении ООО «ЖК «БОР» по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Ромашки, СПК «Джатиево», участок «БОР» производственной деятельности по разведению свиней, включая все стадии от покрытия свиноматок, откорма и убоя животных, достигших определенного возраста и веса, а также реализации мяса через торговую сеть.

По результатам проверки Департаментом составлены акт от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ и акт обследования территории от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, в которых отражены выявленные нарушения.

По признакам административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 КоАП РФ, в отношении общества составлен протокол об административных правонарушениях от 26.10.2012 № 0452-12/Д, из которого следует, что административный орган установил, что на территории животноводческого комплекса, расположенного по указанному адресу, расположены 16 дворов; здания: бойни, гаража, материального склада, арт. скважины, крематория, медицинского (ветеринарного) пункта, административное здание; скотомогильник (биотермическая яма); навозохранилище; три силосных ямы; установка по разделению навозосодержащих отходов (навоз и моча свиней) на твердую и жидкую фракцию; три открытых лагуны; сооружения для очистки сточных вод животноводческого комплекса; 19 единиц транспортных средств, 15 из которых работают на бензине, а 4 на дизельном топливе.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации зданий, строений, сооружений (животноводческого комплекса), квалифицированные Департаментом по статье 8.1 КоАП РФ:

- не разработан план природоохранных мероприятий на 2011-2012 годы;

- отсутствует производственный экологический контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, за охраной атмосферного воздуха в 2011 году, 1, 2, 3 кварталах 2012 года;

- генеральный директор общества Братчиков Н.Н. и Редькин В.А., ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не проходили;

- не проводятся мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ;

- не проводятся регулярные проверки транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за 2011-2012 годы;

- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, образовавшихся в результате его производственной деятельности в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденными МПР РФ № 721 от 01.09.22011;

- отсутствует отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов за 2011 год, предоставляемый в органы исполнительной власти в срок до 15 января, следующего за отчетным периодом;

- отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды при осуществлении строительства системы утилизации и переработки производственных стоков навоза свинокомплекса и сооружения очистки сточных вод ООО «ЖК «БОР» производительностью 100 куб. м../сут.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации зданий, строений, сооружений (животноводческого комплекса), квалифицированные Департаментом по статье 8.2 КоАП РФ:

1) размещение на грунтовой площадке, не имеющей искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, предотвращающее попадание загрязняющих веществ в почву и подземные грунтовые воды, т.е. непосредственно на почву, отходов производства и потребления, в том числе:

- напротив двора № 11 – отходы животноводства, представляющие собой свиной навоз в пастообразном состоянии, местами в жидком состоянии, темно коричневого цвета, местами поверхность навозосодержащих отходов покрыта зеленой пленкой;

- на месте выемки песчаного – отходы, в том числе полиэтиленовые мешки из под кормов, отходы упаковочного полиэтилена, отходы упаковочной бумаги и картона;

- у второго подземного кессона для накопления свежего свиного навоза за дворами, к которым подходит трубопровод, проложенный по эстакаде – отходы животноводства, представляющие собой свиной навоз и пастообразном состоянии, местами в жидком состоянии темно коричневого цвета с пустой тарой из под напитков, местами поверхность навозосодержащих отходов покрыта зеленой пленкой, пузырями. Навозосодержащие отходы растекаются ручьями и потоками между травянистой растительностью и лесной древесной растительностью (сосны), местами идет усыхание сосен – пожелтение хвои;

- между корпусами дворов с внутренней стороны – отходы, в том числе: металлолом, отработанные автопокрышки, детали машин и механизмов, отходы упаковочного полиэтилена, две отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки и др. Площадь земельного участка составляет 15 м на 10 м. Высота размещенных отходов составляет от 0,1 до 0,5 м.

2) Подтверждение отнесения биологических отходов, в том числе отходов внутренностей животных и птицы (код отходов по ФККО 13200300 99 00 0), тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования (код отходов по ФККО 13800000 00 00 0) в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами не осуществлено, на данные отходы паспорт не составлен.

3) Место сброса и временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, требованиями не организовано, в результате чего произошел сброс отработанных ртуть содержащих ламп на территории животноводческого комплекса.

4) Место сброса и временного накопления биологических отходов в соответствии с установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, требованиями на территории животноводческого комплекса.

5) Два места сброса и временного хранения навозосодержащих отходов, организованные обществом на территории животноводческого комплекса, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 30.04.2003, НТП 17-99 «Нормы технологического проектирования систем удаления использования навоза и помета», не организовано – поверхность площадок не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, навозосодержащие отходы размещены непосредственно на почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков, по периметру площадке отсутствует обваловка.

Постановлением от 09.11.2012 № 0452-12/Д общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1 и 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Факт накопления обществом отходов производства и потребления в результате осуществления хозяйственной деятельности - по разведению свиней, включая все стадии от покрытия свиноматок, откорма и убоя животных, достигших определенного возраста и веса, а также их размещение на территории животноводческого комплекса, расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, пос. Ромашки, СПК «Джатиево», участок «БОР» подтверждается материалами дела.

С учетом изложенного следует признать, что допущенные обществом нарушения не могут быть квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно статье 1 Закон № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 11 названного Закона установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).

В силу статьи 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому навоз от свиней свежий (код 13100402 03 01 3) относится к III классу опасности, обладая таким опасным свойством, как токсичность.

Материалами дела подтверждается, что в процессе хозяйственной деятельности общества - по разведению свиней, включая все стадии от покрытия свиноматок, откорма и убоя животных, достигших определенного возраста и веса, то есть отходы III класса опасности.

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии со статьей 4 Закон № 7 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Согласно статье 42 Закона № 7-ФЗ при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (пункт 3 статьи 42 Закона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керазитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями. Поступление загрязненного ливнестока с этой площадки или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Хранение навоза и помета следует осуществлять в прифермских или полевых хранилищах секционного типа. В целях совмещения процессов карантинирования и хранения навоза и помета количество секций хранилищ должно быть не менее двух (пункт 11.2 НТП 17-99).

Глубину хранилищ следует назначать в соответствии с техническими характеристиками применяемых средств для выгрузки, но не более 5 м; ширину - не менее 18 м. Днища и откосы хранилищ должны иметь твердое покрытие (пункт 11.3 НТП 17-99).

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.

Факт наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела: актом от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, актом обследования территории от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 26.10.2012 № 0452-12/Д.

В указанных документах подробно зафиксированы обстоятельства, связанные с размещением на грунтовой площадке, не имеющей искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, предотвращающее попадание загрязняющих веществ в почву и подземные грунтовые воды, т.е. непосредственно на почву, отходов производства и потребления - свиного навоза, который образуется в процессе деятельности общества; с наличием на территории животноводческого комплекса бытового мусора; металлолома; отработанных автопокрышек; деталей машин и механизмов; отходов упаковочного полиэтилена; отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп.

Акты от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ и от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ присутствовавшим при проведении проверки директором ООО «ЖК «БОР» Братчиковым Н.Н. подписаны без возражений, копии указанных документов им получены.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при обращении с опасными отходами, с установлением класса опасности отходов, но у него отсутствовала возможность для соблюдения данных требований, в материалы дела не представлено.

Вследствие чего, деяние общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ является виновным.

При таких обстоятельствах, зафиксировав в актах от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, протоколе об административном правонарушении от 26.10.2012 № 0452-12/Д указанные нарушения экологических требований, Департамент обосновано пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Ссылка общества на то, что при проведении проверки управлением допущены существенные нарушения процессуальных требований административного закона, является безосновательной и, не подтверждаются материалами дела.

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Действительно, в протоколе об административном правонарушении от 26.10.2012 № 0452-12/Д, Департамент зафиксировал вменяемые обществу правонарушения, которые обусловлены не одним деянием, а различными действиями (бездействием), однако данное обстоятельство не является безусловным основанием для признания постановления о назначении административного наказания незаконным. Учитывая, что размер санкции, назначенный обществу, не превышает санкции статей 8.1 и 8.2 КоАП РФ, а следовательно, и не нарушает права заявителя.

Довод общества о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд считает подлежащим отклонению как неправомерный.

При проведении плановой выездной проверки должностные лица Департамента руководствовались положениями Закона № 294-ФЗ. Фиксация мероприятий по контролю отражена в акте обследования от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ, по результатам составлен акт проверки от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ.

Доводы заявителя о необходимости при проведении проверки привлечения понятых, составления протокола осмотра и протокола изъятия в рамках требований КоАП РФ, являются необоснованными, поскольку порядок проверок урегулирован Закона № 294-ФЗ, являющимся специальным нормативным актом. В данном случае обследование территории, как и сама проверка, проводилась в присутствии генерального директора ООО «ЖК «БОР» Братчикова Н.Н., что подтверждается подписанными со стороны общества акт обследования от 09.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ и акта проверки от 19.10.2012 № 1-13-0179-12/ПВ. Указанные акты составлены при проведении проверки, следовательно, являются надлежащими доказательствами по делу.

Ссылка общества на то, что протокол составлен Департаментом в нарушение части 2 статьи 28.5 КоАП РФ только 26.10.2012, в то время как правонарушения выявлены в ходе обследования территории 09.10.2012, признаны судом несостоятельной.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, либо если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Между тем, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности, равно как и основанием для освобождения от ответственности, если административным органом, судом соблюден срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к ответственности.

В данном случае нарушений влекущих освобождение общества от ответственности за совершенное правонарушение судом не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах установленной законом санкции.

На основании изложенного требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области от 09.11.2012 по делу об административном правонарушении № 0452-12/ДП в отношении общества с ограниченной ответственностью Животноводческий комплекс «Бор» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев Д.Ю.