ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-69309/10 от 15.02.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

16 февраля 2011 года Дело № А56-69309/2010

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Левченко Ю.П.  ,

при ведении протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Митлайт",

заинтересованное лицо Балтийская таможня

об оспаривании действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД №№ 10216100/180910/0111440; 10216100/220910/0113220; 10216100/021010/0118383; 10216100/011110/0134085, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества

при участии

от заявителя – ФИО1,

от заинтересованного лица – ФИО2,

установил:

ООО "Митлайт" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением,тором просит признать незаконными действия Балтийской таможни (далее – ответчик, таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ГТД №№ 10216100/180910/0111440; 10216100/220910/0113220; 10216100/021010/0118383; 10216100/011110/0134085.

Кроме того, заявитель, скорректировав формулировку вопросов об устранении нарушений его прав, просит обязать таможню принять таможенную стоимость товаров, оформленных по тем же ГТД, «по цене сделки с ввозимыми товарами», а также произвести зачет излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в общей сумме 300 121,89 руб. в счет уплаты будущих таможенных платежей.

Помимо того, заявитель просит взыскать с ответчика 5 622 руб. в возмещение судебных издержек, понесенных в связи с оплатой проезда представителя для участия в судебных заседаниях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель таможни возражал против их удовлетворения, ссылаясь на законность КТС.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:

Общество на основании контракта № 259/10 от 15 июля 2010 года с AL.M.ME (Греция) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации №10216100/180910/0111440 товар - консервированные персики (половинки) (22080 банок в 920 коробках), страна происхождения - Греция, условия поставки CFR - Санкт -Петербург, для реализации на внутреннем рынке.

ООО «Митлайт» определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в соответствии со статьей 19 закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и согласно приказу Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 № 537 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», предоставило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: транспортная накладная на перевозку груза морским транспортом (коносамент) (№ MS CUT 1489958); контракт № 259/10 от 15.07.2010 года, спецификация №1 от 15.07.2010 к контракту № 259/10 от 15.07.2010; инвойс № 235 от 23.08.2010, декларация о соответствии, регистрационный номер № РОСС GR.AJI46.A10583.

Согласно предоставленным документам стоимость ввезенного товара по таможенной декларации №10216100/180910/0111440 составляет 10672,00 евро или 435540,33 руб., таможенные платежи и налоги составили 156487, 90 руб.

По итогам проверки предоставленных Истцом документов и сведений, при таможенном оформлении, Балтийская таможня сделала вывод о невозможности применения Истцом первого метода определения таможенной стоимости в связи с отсутствием документов по ценовой информации товара.

Истец дополнительно предоставил следующие документы и сведения: паспорт сделки от 26.07.2010 № 10070076/2210/0000/2/0, экспортная таможенная декларация, упаковочный лист; сертификат качества от 23.08.2010, прайс-лист от 23.08.2010.

Несмотря на предоставленные документы, Балтийская таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости консервированных персиков, в связи с отсутствием документов по ценовой информации п.7 ДТС-2, и потому оформила декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2), таможенная стоимость ввезенных товаров определена по резервному методу - с использованием ценовой информации, имеющейся в Балтийской таможне. Стоимость товара с учетом корректировок составила 683613,83 руб., что повлекло увеличение суммы таможенных платежей и налогов на сумму 88 562, 23 руб.

Таможенные платежи и налоги уплачены с учетом корректировки по платежным поручениям № 210 от 26.04.2010; № 439 от 10.09.2010.

21.09.2010 ООО «Митлайт» на основании контракта № 256/10 от 21 июня 2010 года с Alimentos Iberandalus S.L. (Кордоба, Испания) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации № 10216100/220910/0113220 товар - маслины черные с косточкой (20016 банок в 834 коробках), черные без косточек (39936 банок в 1664 коробках), страна происхождения - Испания, условия поставки CFR - Санкт -Петербург, для реализации на внутреннем рынке.

ООО «Митлайт» определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), предоставило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: транспортная накладная на перевозку груза морским транспортом № 752173078; контракт № 256/10 от 21.06.2010 года, спецификация №1 от 21.06.2010 к контракту № 256/10 от 21.06.2010; инвойс № 358/2010 от 01.09.2010; декларация о соответствии, регистрационный номер № РОСС Е8.АЯ46.Д10616 от 15.09.2010.

Согласно предоставленным документам стоимость ввезенных маслин по таможенной декларации №10216100/220910/0113220 составляет 18865,71 евро или 766859,04 руб., таможенные платежи и налоги составили сумму 275768,68 руб.

В ходе проверки предоставленных документов Балтийская Таможня сделала вывод о невозможности применения Истцом первого метода определения таможенной стоимости в связи с отсутствием документов по ценовой информации товара.

ООО «Митлайт» дополнительно предоставило следующие документы и сведения: прайс-лист от 01.09.2010, экспортную таможенную декларацию; инвойс № 1/2010 от 29.06.2010; заявление на перевод № 52 от 22.07.2010, выписку по счету за 22.07.2010, мемориальный ордер № 00052 от 22.07.2010; договор поставки № 05/01/04 от 05.01.2004, выписка из книги покупок ООО «Митлайт» за 24.09.2010; выписка из книги продаж ООО «Митлайт» за 27.09.2010, товарная накладная № 10615 от 27.09.2010, счет-фактура № 10625 от 27.09.2010, упаковочный лист; паспорт сделки №100700571/2210/0000/2/0 от 16.07.2010, сертификат качества, письмо об отсутствии ГМО в товаре.

Однако таможня приняла решение об определении таможенной стоимости товаров по резервному методу - с использованием ценовой информации, имеющейся в Балтийской таможне, в связи с отсутствием документов по ценовой информации (п.7 ДТС-2). Стоимость товара с учетом корректировок составила 966698,75 руб. Что повлекло увеличение суммы таможенных платежей на сумму 71342,77 руб.

Таможенные платежи и налоги уплачены с учетом корректировки по платежным поручениям № 459 от 17.09.2010; № 460 от 17.09.2010.

02.10.2010 общество с ограниченной ответственностью «Митлайт» на основании контракта № 259/10 от 15 июля 2010 года с AL.M.ME (Греция) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации №10216100/021010/0118383 товар консервированные персики (половинки) (22320 банок в 930 коробках), страна происхождения - Греция, условия поставки CFR - Санкт - Петербург, для реализации на внутреннем рынке.

ООО «Митлайт» определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) предоставило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: транспортная накладная на перевозку груза морским транспортом MSCUN 1492838; контракт № 259/10 от 15.07.2010 года, спецификация №1 от 15.07.2010 к контракту № 259/10 от 15.07.2010; инвойс № 237 от 07/09/2010; декларация о соответствии, регистрационный номер № РОСС ОК.АЯ46.Д10583.

Согласно предоставленным документам стоимость ввезенного товара по таможенной декларации №10216100/021010/0118383 составляет 11346,00 евро или 472681,17 руб., таможенные платежи и налоги составили сумму 170747,18 руб.

Таможня при проверке документов приняла решение уточнить таможенную стоимость товара.

Истец дополнительно предоставил следующие документы и сведения: паспорт сделки от 26.07.2010 № 10070076/2210/0000/2/0, экспортную таможенную декларацию, упаковочный лист, сертификат качества, прайс-лист от 07.09.2010.

Таможня тем не менее приняла решение о корректировке стоимости товара и об определении таможенной стоимости товаров по резервному методу - с использованием ценовой информации, имеющейся в Балтийской таможне. В обосновании принятия своего решения указала причину корректировки, согласно п. 7 ДТС-2 - отсутствие документов по ценовой информации. Стоимость товара с учетом корректировок составила 716018,93 руб., что повлекло увеличение суммы таможенных платежей на сумму 86871,58 руб.

Таможенные платежи и налоги уплачены с учетом корректировки по платежным поручениям №437 от 10.09.2010; № 459 от 17.09.2010; №460 от 17.09.2010; №439 от 10.09.2010.

12.10.2010 ООО «Митлайт» на основании контракта № 256/10 от 21 июня 2010 года с Alimentos Iberandalus S.L. (Кордоба, Испания) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации №10216100/011110/0134085 товар - маслины черные с косточкой (19512 банок в 813 коробках), черные без косточек (39648 банок в 1652 коробках), страна происхождения - Испания, условия поставки CFR - Санкт -Петербург, для реализации на внутреннем рынке.

ООО «Митлайт» определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) предоставило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: транспортная накладная на перевозку груза морским транспортом 752137696; контракт № 256/10 от 21.06.2010 года, спецификация №2 от 10.09.2010 к контракту № 256/10 от 21.06.2010; инвойс № 382/2010 от 13.09.2010; декларация о соответствии, регистрационный номер № РОСС Е8.АЯ46.Д10616 от 15.09.2010.

Согласно предоставленным документам стоимость ввезенного товара по таможенной декларации №10216100/011110/0134085 составляет 18643,02 евро или 796534,22 руб., таможенные платежи и налоги составили сумму 286362,71 руб.

В ходе проверки предоставленных документов при таможенном оформлении Таможней обнаружены признаки недостоверности сведений, выразившееся в отличии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации по однородным товарам, а также отсутствии необходимых сведений для подтверждения заявленной таможенной стоимости в соответствии с выбранным Истцом методом определения таможенной стоимости.

Требованием от 21.10.2010 Балтийская таможня запросила дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

В соответствии с запросом ООО «Митлайт» были предоставлены в Балтийскую таможню дополнительно следующие документы: экспортная таможенная декларация на товар № 10ES0011311 173021 9, прайс-лист от 01.09.2010; паспорт сделки от 16.07.2010 № 10070057/2210/0000/2/0; договор поставки с ООО «КОМ1МНИЯ «РОСБИ ЛТД»; выписку из книги покупок ООО «Митлайт» от 03.11.2010; выписку из книги продаж ООО «Митлайт» от 04.11.2010; товарная накладная № 12506 от 04.11.2010; счет - фактура №12519 от 04.11.2010; письмо ООО «Митлайт» о страховании груза; сертификат здоровья А № 208863; инвойс № 2/2010 к контракту № 256/10 от 21.06.2010; заявление на перевод № 52 от 22.07.2010, выписка по счету № 40702978800000001120 за 22.07.2010, мемориальный ордер № 00052 от 22.07.2010.

Балтийская таможня в качестве надлежащего обоснования заявленной таможенной стоимости вышеуказанные документы не приняла и поэтому оформила декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2), таможенная стоимость ввезенных истцом товаров определена на основании метода с использованием ценовой информации, имеющиеся в таможне.

Стоимость товара с учетом корректировок составила 945960,80 руб. Что повлекло увеличение суммы таможенных платежей и налогов на сумму 53345,31 руб.

Таможенные платежи и налоги уплачены с учетом корректировки по платежным поручениям №482 от 01.10.2010; № 483 от 01.10.2010; №496 от 07.10.2010; № 497 от 07.10.2010.

Суд считает, что ответчика не было законным оснований для проведения КТС ввиду нижеследующего:

С 01.07.2010 вступил в силу ТК ТС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.

В связи с этим ТК РФ действует в части, не противоречащей ТК ТС (пункт 2 статьи 1 ТК ТС, пункт 2 статьи 8 ТК РФ, письмо Федеральной таможенной службы России от 29.06.2010 № 01-11/31847).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение), заключенного между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

- установлены совместным решением органов таможенного союза;

- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).

В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (статья 66 ТК ТС).

Согласно статье 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС.

В соответствии с частью 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

Таким образом, в случае отсутствия ограничений для использования стоимости сделки с товарами в качестве таможенной стоимости, предусмотренных статьей 4 Соглашения, и отсутствия факта заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними.

Арбитражный суд считает, что все представленные как в арбитражный суд, так и в таможенный орган документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, поскольку все использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.

Доказательств недостоверности сведений о цене сделок либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, таможенный орган не представил. Различие цены сделок и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанным сделкам, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделок и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленных заявителем сделок. Таможенным органом не доказано, что использованная им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контрактов, заключенных обществом.

На основании изложенного таможенный орган неправомерно произвел корректировку таможенной стоимости товара, оформленного по спорным ГТД.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

На основании вышеизложенного подлежат применению положения статьи 355 ТК РФ (за исключением пункта 1, не подлежащего применению с 01.07.2010), которой установлены правила возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов

Таким образом, действия по корректировке таможенной стоимости товара по спорным ГТД не соответствуют действующему законодательству РФ, а поэтому дополнительно уплаченные Обществом таможенные платежи следует признать излишне уплаченными и подлежащими зачету в соответствии с правилами статьи 355 ТК РФ.

В качестве способов устранения допущенных прав и законных интересов заявителя суд считает возможным обязать ответчика принять таможенную стоимость товаров, оформленных по спорным ГТД, «по цене сделки с ввозимыми товарами», а также произвести зачет излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в общей сумме 300 121,89 руб. в счет уплаты будущих таможенных платежей.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, уплаченная Обществом государственная пошлина в сумме 8000 руб. взыскивается в его пользу непосредственно с таможенного органа как со стороны по делу о признании действий государственного органа незаконными.

Излишне уплаченная госпошлина в сумме 3011,43 руб. подлежит возврату заявителю, в соответствии с правилами пп.1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Кроме того, суд считает подлежащим удовлетворению ходатайство заявителя о возмещении ему 5 622 руб. судебных издержек, понесенных в связи с оплатой проезда представителя Общества для участия в судебных заседаниях. Эти расходы признаны судом соразмерными и подтверждены документально – л.д.136 тома 1.

Представитель таможни возражал против удовлетворения этого ходатайства в полной сумме, указывая на то, что затраты завышены, поскольку приобретались билеты для проезда в купейном вагоне, а не в плацкартном.

Это возражение отклоняется, поскольку нет доказательств того, что в наличии были железнодорожные билеты для проезда в плацкарте, во-первых. Во-вторых, представитель Общества не был ограничен возможностью проезда только в плацкартном вагоне.

Вопрос о возмещении почтовых издержек заявитель снял.

Руководствуясь статьей 104, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными действия Балтийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного ООО "Митлайт" по ГТД №№ 10216100/180910/0111440; 10216100/220910/0113220; 10216100/021010/0118383; 10216100/011110/0134085.

Обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Митлайт" путем возврата этому обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 300 121,89 руб.

Взыскать с Балтийской таможнив пользу ООО "Митлайт" 8000 рублей в возмещение затрат на уплату госпошлины и 5622 руб. в возмещение затрат на оплату проезда представителя для участия в судебных заседаниях.

Возвратить заявителю излишне уплаченную им госпошлину в сумме 3011,43 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Ю.П. Левченко