Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 декабря 2021 года Дело № А56-70653/2021
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «7 Групп»
заинтересованное лицо: 1) Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
2) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу
об оспаривании,
при участии
от заявителя: Шкаева В.Э. (по доверенности от 21.10.2021)
от заинтересованного лица: 1) Бобуцак М.В. (по доверенности от 27.09.2021)
2) Новоселова А.Д. (по доверенности от 11.01.2021)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «7 групп» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу, выраженное в Письме от 18 июня 2021 т. № 22-10/27603, об отказе в предоставлении ООО «7 ГРУПП» по телекоммуникационным каналам связи первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22 января 2021 г., подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу незаконным; о признании решения Управления ФНС России по г. Санкт-Петербургу № 16-19/36373 от 15 июня 2021 г. недействительным в части признания отказа Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу в предоставлении ООО «7 Групп» первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22 января 2021 г., подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу, соответствующим нормам Налогового Кодекса Российской Федерации; о признании решения Управления ФНС России по г. Санкт-Петербургу № 16-19/38382 от 24 июня 2021 г. недействительным в части признания отказа Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу в предоставлении ООО «7 Групп» первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22 января 2021 г., подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу, соответствующим нормам Налогового Кодекса Российской Федерации;. об обязании Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу восстановить нарушенные права ООО «7 ГРУПП» путем предоставления Заявителю по телекоммуникационным каналам связи не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента вступления в законную силу судебного решения первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 г., поданной в Межрайонную ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу 22 января 2021, подписанной ЭЦП, выданной ООО «МЦСП-Групп», и принятой Межрайонной ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу.
Определением от 10.08.2021 заявление принято судом к производству.
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, указал на необоснованность произведенных Инспекцией действий.
Представители заинтересованных лиц против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Обществом 22.01.2021 по ТКС была представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2020 года, подписанная электронной цифровой подписью генерального директора Общества Чистяковым Д.М., выданной удостоверяющим центром ООО «МЦСП-ГРУПП» 08.12.2020г. Указанная декларация принята налоговым органом, что подтверждается квитанцией о приме.
В своих обращениях/заявлениях в Инспекцию (от 17.02.2021, 18.02.2021, 01.03.2021, 02.03.2021) Общество указывало, что не представляло первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2020 года. Кроме того, в указанных обращениях Заявитель просил налоговый орган представить ему спорную декларацию.
Инспекцией было отказано Обществу в предоставлении налоговой декларации по НДС, представленной ООО «7 Групп» 22.01.2021 на основании того, что действующим законодательством в права и обязанности налогового органа не входит предоставление налогоплательщику копий поданных им же налоговых деклараций.
Не согласившись с действиями (бездействиями) Инспекции, Налогоплательщик обратился с жалобами в Управление.
Решениями Управления №16-19/36373 от 15.06.2021 и №16-19/38382 от 24.06.2021 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд о признании незаконными действий Инспекции по отказу в предоставлении первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года, представленной 22.01.2021. Кроме того, в указанном исковом заявлении ООО «7 Групп» просит признать решения Управления №16-19/36373 от 15.06.2021 и №16-19/38382 от 24.06.2021 недействительными в части признания законными действия Инспекции по отказу в предоставлении спорной декларации Обществу.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 80 НК РФ указано, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.
Полномочия налоговых органов определены Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943-1), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (далее – Положение ФНС).
В пункте 2 статьи 22 НК РФ указано, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Действующим законодательством на налоговый орган не возложена обязанность по предоставлению копий сданных налогоплательщиком отчетных документов (деклараций, расчётов).
Из имеющихся материалов следует, что согласно сведениям, расположенным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), ООО «7 Групп» зарегистрирована в качестве юридического лица 31.10.2018.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Чистяков Дмитрий Максимович. Сведения о недостоверности в отношении руководителя ООО «7 Групп» Чистякова Д.В. в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Обществом 22.01.2021 по ТКС была представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2020 года, подписанная электронной цифровой подписью генерального директора Общества Чистяковым Д.М., выданной удостоверяющим центром ООО «МЦСП-Групп» 08.12.2020. Указанная декларация была принята налоговым органом, что подтверждается квитанцией о приме.
Из обращения Заявителя следует, что спорная декларация Обществом не подавалась, а была представлена неуполномоченным лицом. Кроме того, в обращении №2 от 02.03.2021 Общество запросило у налогового органа копию представленной первичной декларации по НДС 22.01.2021.
В ответ на обращение №3 Инспекцией был направлен ответ №22-05/09836 от 09.03.2021г, в котором налоговый орган указал, что спорная декларация была представлена с использованием электронной-цифровой подписи (ЭЦП) генерального директора Общества Чистякова Д.М. Кроме того, в данном ответе Инспекция рекомендовала Налогоплательщику обратиться в удостоверяющий центр по вопросу аннулирования ЭЦП.
Также, на обращение №2 Инспекцией направлен ответ №05-17/23219 от 24.05.2021, в котором Инспекция указала, что у налогового органа отсутствует обязанность по предоставлению налогоплательщику ранее представленной налоговой отчетности.
Вместе с тем, Инспекция приглашала Налогоплательщика в налоговый орган для получения запрашиваемой информации.
Однако, в связи с тем, что Налогоплательщик не явился в налоговый орган для получения истребуемой информации, Инспекцией почтовым отправлением в адрес Общества было направлено письмо №05-17/35788 от 13.08.2021, в котором содержалась запрашиваемая информация, в том числе, копия спорной налоговой декларации (ШПИ 80091563388625, получено адресатом 20.08.2021г.).
Таким образом, Инспекцией, в виду отсутствия обязанности по предоставлению копий представленных налоговых деклараций, в целях реализации содействия налогоплательщику в защите его законных прав и интересов была направлена почтовым отправлением копия спорной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020, представленной 22.01.2021.
Следовательно, довод Налогоплательщика о том, что налоговым органом нарушены положения Конституции РФ и Федеральных законов подлежит отклонению, так как Инспекцией применены все меры для вручения ООО «7 Групп» истребуемой информации.
Касательно довода Заявителя о том, что копию спорной декларации налоговый орган должен направить в адрес Общества по ТКС.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Распоряжением ФНС России от 04.02.2020 № 16@ «Об отправке документов на бумажном носителе, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы» утвержден Перечень документов, требующих отправления на бумажных носителях по почте заказными почтовыми отправлениями (в случае невозможности направления налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам в электронной форме, вручения им лично или их законному (уполномоченному) представителю).
Передача налоговых документов по ТКС налогоплательщику, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам, подключенным к электронному документообороту, является приоритетным способом отправки (если нормативными правовыми актами не предусмотрен приоритет иного способа отправки), но не обязательным.
Таким образом, выбор того либо иного способа отправления документов осуществляется по усмотрению налогового органа, если иное прямо не следует из норм налогового законодательства.
Так, согласно имеющимся материалам, в целях содействия Налогоплательщику в защите его прав, Инспекцией был подготовлен ответ (исх.№05-16/02824дсп от 04.06.2021г.) с истребованной налогоплательщиком информацией по факту подачи декларации третьими лицами для вручения руководителю ООО «7 ГРУПП» лично.
11 июня 2021 от Общества поступило заявление, в котором Заявитель просил направить копию спорной декларации в адрес ООО «7 ГРУПП» по ТКС.
В ответ на указанное заявление Инспекция информационным письмом исх.№ 22-10/27603 от 18.06.2021г. пригласила ООО «7 Групп» в налоговый орган для получения запрашиваемой информации на бумажном носителе с приложением электронного носителя. Также Инспекция сообщила об отсутствии возможности направить по телекоммуникационным каналам связи запрашиваемую информацию, так как ответ содержит конфиденциальную информацию.
В связи с тем, что представитель ООО «7 Групп» не явился лично для получения ответа (исх.№05-16/02824дсп от 04.06.2021) с истребованной налогоплательщиком информацией по факту подачи декларации третьими лицами и получения копии первичной декларации, Инспекцией в адрес налогоплательщика почтовым отправлением (бандеролью) направлена запрашиваемая первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 исх.№05-17/35788 от 13.08.2021 (ШПИ 80091563388625, получено адресатом 20.08.2021).
Налоговым органом, в виду отсутствия на то обязанности, была направлена по почте копия первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года в целях содействия налогоплательщику в защите его прав.
Таким образом, учитывая, что копия первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года получена налогоплательщиком, довод Общества является несостоятельным и не подлежащим удовлетворению.
Из просительной части искового заявления следует, что Общество просит отменить решения Управления по жалобам ООО «7 Групп» №16-19/36373 от 15.06.2021 и №16-19/38382 от 24.06.2021, согласно которым жалобы Общества на бездействия Инспекции оставлены без удовлетворения.
Заявление не содержит доводов в обоснование незаконности или необоснованности решений Управления.
Предметом заявления Общества являются оспаривание действий (бездействий) Инспекции, а также по существу ненормативных правовых актов Управления, принятых (совершенных) двумя самостоятельными органами разных уровней, с отличными функциями и подчиненностью.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в абз. 4 п. 75 Постановления №57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу вышеизложенного суд, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 197,200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.