ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7087/20 от 17.03.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 марта 2020 года                                                            Дело № А56-7087/2020

Резолютивная часть решения объявлена марта 2020 года . Полный текст решения изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола  судебного заседания  секретарем Цыбиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт Сервис»,

заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга,

об оспаривании постановления от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении № 2048/19

при участии

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 10.01.2020,

от заинтересованного лица: ФИО2  на основании доверенности от 31.12.2019,  

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт Сервис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании  постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ, Инспекция) от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении №2048/19.

При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал. Представитель ГЖИ возражал против удовлетворения требований заявителя, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей  сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество в качестве управляющей организации обеспечивает управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул.Лидии Зверевой, д.3, корп.1, стр.1. Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 03.04.2015 № 78-000037 бессрочно.

На основании распоряжения ГЖИ о проведении внеплановой документарной проверки от 18.10.2019 № 04/729-р в период с 22.10.2019 по 15.11.2019 проведена  проверка в рамках лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом по указанному адресу с целью проверки фактов, изложенных в обращениях собственников помещений от 24.09.2019, 04.10.2019 о расчете платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение за июль 2019 года  по нормативам потребления при наличии индивидуальных приборов учета.

О проведении проверки Общество извещено уведомлением ГЖИ  от 18.10.2019 № 04/729-Р (вх. от 18.10.2019 № 2089/19-УККС).

В ходе проверки установлено, что Общество не могло производить начисления платы по статье «водоотведение» до 01.08.2019, а за холодное водоснабжение – по статьям «ХВС» и «ХВС на ГВС» неправомочно начисление платы Обществом – по дату окончания проверки, в связи с отсутствием договоров между Обществом и ресурсоснабжающей компанией, что отражено в акте проверки от 23.10.2019 №04/729-р.

23.10.2019 ГЖИ в отношении Общества составлен протокол № 04/729-р об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в связи с допущением лицензиатом нарушения подпункта «г» пункта 4(1) «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение) – нарушения  подпункта «б» пункта 3 Положения в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Оспариваемым постановлением ГЖИ от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении № 2048/19, принятым с участием представителя Общества ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.10.2019, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей. О рассмотрении дела об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом 02.12.2019 (вх. №3745).

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля регулируются статьей 196 ЖК РФ. Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ).

Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт «а») и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт «б»).

Как установлено подпунктом «б» пункта 3 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является  исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта «г» пункта 4(1) Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 26.12.2018выдано разрешение№78-15-97-2018 ООО «ЛСР. Недвижимость-Северо-Запад» (застройщику) на ввод объекта по вышеуказанному адресу в эксплуатацию, дом по указанному адресу передан застройщиком Обществу по акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 27.12.2018.

27.02.2019 между застройщиком и ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» заключены договор водоотведения №34-086604-ЖК-ВО и договор холодного водоснабжения №34-086602-ЖК-ВС.

Договор управления многоквартирным домом по указанному адресу заключен с Обществом 30.06.2019.

Обществом в адрес ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» направлено письмо от 23.07.2019 №В-23/2/7-УККС о заключении договоров по водоснабжению и водоотведению по многоквартирному дому. Письмом от 02.09.2019 №3075/300 ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» отказало в заключении прямого договора в связи с тем, что сети не приняты от застройщика из-за выявленных при приемке замечаний, предложило Обществу заключить 3-х стороннее соглашение.

Обществом в адрес ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» направлено письмо от 21.10.2019 №1311/19-УККС о заключении 3-х стороннего соглашения (вх.№60413 от 23.10.2019 ГУП «Водоканал Санкт-Петербург»).

Обществом с ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» заключен договор водоотведения №34-098644-ЖК-ВО от 01.10.2019. Согласно пункту 7.5 указанного договора стороны устанавливают, что условия настоящего применяются к их отношениям, возникшим до заключения настоящего договора с 01.08.2019.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу  части  4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Обществу вменяется в вину незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая, что материалами административного дела подтверждается заключение Обществом договора управления многоквартирным домом только с 30.06.2019, направление Обществом в ресурсоснабжающую организацию (ГУП «Водоканал СПб») в установленный срок – 23.07.2019 письма о заключении договоров по водоснабжению и водоотведению, а также отказ ресурсоснабжающей организации в заключении договора по независящим от Общества причинам, вина Общества в нарушении подпункта «г»  пункта 4 (1) Положения отсутствует.

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований образует состав иного правонарушения – предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, за совершение которого установлено административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ ГЖИ не доказан  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

В силу пункта 2 статья 211 АПК РФ в  случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении № 2048/19.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней  со дня принятия.

Судья                                                             Анисимова О.В.