ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-70896/2021 от 04.08.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 августа 2022 года                                                                     Дело № А56-70896/2021

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Телешовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Фуд Системс»

заинтересованное лицо Санкт-Петербургская таможня

Иркутская таможня

об оспаривании,

при участии

от заявителя: Шагидевич И.А. (по доверенности от 14.01.2021) 

от заинтересованного лица: Шепелева М.В. (по доверенности от 20.04.2022)

                                               Устимчук М.В. (по доверенности от 14.01.2021)

                                               Репина Л.С. (по доверенности от 29.12.2021)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фуд Системс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом уточнений в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

- о признании незаконными и отмене решений Санкт-Петербургской таможни от 24.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 1021130/250518/0011675, 1021130/250518/0011676, а также решения от 25.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10210130/130618/0013011, 10210130/150618/0013384, 10210130/170718/0016115;

- о признании незаконными и отмене уведомлений (дополнений к уведомлениям) Иркутской таможни от 25.05.2021 №№ 10607000/У2021/0000438, 10607000/У2021/0000436, от 27.05.2021 №№ 10607000/У2021/0000447, 10607000/У2021/0000445, 10607000/У2021/0000449 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени;

- об обязании Санкт-Петербургской таможни и Иркутской таможни восстановить нарушенные права ООО «Фуд Системс» путем восстановления во всех декларациях на товары первоначально заявленных сведений (внесения соответствующих изменений) и возврата Обществу сумм, излишне уплаченных таможенных платежей, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в силу решения по настоящему делу;

- о взыскании с Санкт-Петербургской таможни (через лицевой счет Северо-Западного таможенного управления) в пользу ООО «Фуд Системс» 18 000 рублей расходов на оплату государственной пошлины;

- о взыскании с Иркутской таможни в пользу ООО «Фуд Системс» 15 000 рублей расходов на оплату государственной пошлины.

Определением от 10.08.2021 заявление принято к производству.

Определением от 30.12.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А56-117733/2020.

Определением от 05.07.2022 производство по делу возобновлено, связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу устранены.

От ООО «Фуд Системс» поступило ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания незаконным решение Санкт-Петербургской  таможни от 24.05.2021 №РКТ-10210000-21/000003Д.

Суд принял данный отказ; на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представители таможни возражали против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 17.10.2016 № б/н, заключенного с компанией «Kallbergs Industri АВ» (Швеция), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и на Санкт-Петербургском таможенном посту (Центре электронного декларирования (далее - ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни задекларирован товар «Комплексный готовый смешанный продукт (сухая смесь) в виде порошка, в мешках по 15 кг нетто, предназначен для изготовления соуса майонез на производстве, не содержит ГМО, не является вкусоароматической добавкой. Состав: сухой яичный желток (77%), соль (7-8%), ксантановая камедь (Е415)(5,5%), гуаровая камедь (Е412) (0-1%), мальтодекстрин (5,5%), антикомкователь диоксид кремния (Е551,<1%). Производитель KALLBERGS INDUSTRI АВ. Тов.знак отсутствует, торг. знак, марка отсутствует, модель OVOSTAB MYSE 50-1, артикул 1541091» (далее - товар).

В графе 33 ДТ Обществом заявлен классификационный код товара в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС 2103 90 900 1 «Продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица: - прочие: ~ прочие: — соус майонез: — в первичной упаковке нетто-массой не более 1 кг». Ставка ввозной таможенной пошлины 6%.

Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни в период с 30.10.2020 по 14.04.2021 была проведена камеральная проверка.

По результатам камеральной проверки принято решение № РКТ-10210000-21/000003Д  о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому товар классифицирован в подсубпозиции 2106 90 980 0 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: - прочие: ~ прочие:— прочие: — прочие». Ставка ввозной таможенной пошлины 12%.

В соответствии с указанными решениями Иркутская таможня вынесла уведомления (уточнения к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.05.2021 №№10607000/У2021/0000438, 10607000/У2021/0000436, от 27.05.2021 №№ 10607000/У2021/0000447, 10607000/У2021/0000445, 10607000/У2021/0000449.

Не согласившись с вынесенным решением и уведомлениями, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Общество, не согласившись с принятыми решениями, обжаловало их в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.

Статьей 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о классификационном коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган принимает решение о классификации товаров.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена ТН ВЭД ЕАЭС, неотъемлемой частью, которой являются ОПИ ТН ВЭД.

Пунктами 2, 3 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией ЕАЭС и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г. Брюсселе 14 июня 1983 (далее - Конвенция), участницей которой является, в том числе Российская Федерация.

Согласно пункту а) статьи 1 Конвенции Гармонизированная система представляет собой номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также ОПИ, приведенные в приложении к Конвенции.

Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции, договаривающаяся сторона обязуется по отношению к своим таможеннотарифным и статистическим номенклатурам применять ОПИ, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям Гармонизированной системы, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы и соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.

В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции.

Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.

ОПИ 1 определяет, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; доя юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное в соответствии с ОПИ 2-6. Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Таким образом, при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД в первую очередь определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 №21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» государствам-членам ЕАЭС рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI) (далее - Пояснения).

Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2103 ТН ВЭД ЕАЭС (Том I. Раздел IV) в нее включаются: «Готовые продукты, обычно с сильно выраженными свойствами пряностей, используемые для ароматизации некоторых блюд (мяса, рыбы, салатов и т.д.) и приготовленные из различных ингредиентов (яиц, овощей, мяса, фруктов, муки, крахмала, растительного масла, уксуса, сахара, специй, горчицы, вкусо-ароматических веществ и т.д.). Соусы бывают обычно в жидком виде, а готовые продукты для приготовления соусов имеют вид порошка, к которому необходимо добавить только молоко, воду и т.д., чтобы получить соус.

Соусы обычно добавляются в пищу как при приготовлении, так и при подаче на стол. Соусы обеспечивают вкус или аромат, увлажненность и контрастируют с пищей по консистенции и цвету. Они могут также служить средой, в которую помещается пища, например, цыпленок под белым соусом veloiite. Жидкие приправы (соевый соус, соус из стручкового перца, рыбный соус) используются как ингредиенты при приготовлении пищи и как приправы за столом».

21.09.2020 Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни принято решение № 10210200/210920/ПВ/000334 о назначении таможенной экспертизы товара.

По результатам проведения таможенной экспертизы Экспертно-криминалистической службой - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург составлено заключение таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462.

Согласно заключению таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462 товар ««Комплексный готовый смешанный продукт (сухая смесь) в виде порошка...» идентифицирован как сухой порошкообразный продукт - смесь, состоящая из сухих продуктов переработки яиц (в пересчете на сухой желток на уровне 79 мас.%), загустителей полисахаридной природы (камедей) - содержанием на уровне 10 мас.%, поваренной соли - 8,0 мас.%, глюкозы - 0,2 мас.%, декстринов - 5,5 мас.%, диоксида кремния. Проба товара в своем составе не содержит крахмал, сахарозу, фруктозу, молочный и растительный жир.

Также таможенным экспертом органолептическим методом установлено, что проба товара представляет собой сухой мелкодисперсный порошок желтого цвета однородного гранулометрического состава с включением агломератов в виде комочков, легко разрушающихся при надавливании, без посторонних примесей, остатков скорлупы, пленок. Проба имеет запах и вкус, свойственные яйцепродуктам, солоноватый, без посторонних запахов и вкусов.

Содержание белка в пробе товара составляет 27,7 мас.% в пересчете на сухое вещество; содержание жира - 44,6 мас.% в пересчете на сухое вещество. Содержание продуктов гидролиза крахмала - декстринов составляет 5,5 мас.%; глюкозы -0,2 мас.% из состава декстринов.

Согласно технической документации, приложенной в электронном виде к ДТ, рассматриваемый товар представляет собой «порошок для производства соуса майонез: сухой яичный желток (77%), соль (7-8%), ксантановая камедь (Е415)(5,5%), гуаровая камедь (Е412) (0-1%), мальтодекстрин (5,5%), антикомкователь диоксид кремния (Е551, <1%)».

В заключении эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462 указано основное функциональное назначение входящих в состав рассматриваемого товара компонентов:

-    «сухой яичный желток является основным сырьем для производства пищевых продуктов; яичные продукты улучшают окраску, структуру и вкусовые свойства изделий, повышают их пищевую ценность. Желток яйца содержит жир, белок, фосфатиды (лецитин), глюкозу, минеральные, красящие вещества, витамины, ферменты. Лецитин придает желтку эмульгирующие свойства, что позволяет получать стойкие эмульсии из рецептурных компонентов при производстве различных пищевых продуктов;

-    полисахариды (пищевые добавки Е412, Е415 - камеди), имеют технологические функции: пищевая добавка гуаровая камедь (Е 412)

- функции загустителя, стабилизатора, средства для капсулирования, пищевая добавка ксантановая камедь (Е 415)

- функции загустителя, стабилизатора, гелеобразователя, средства для капсулирования;

-    диоксид кремния (пищевая добавка Е551)

- антислеживающий агент (антикомкователь);

-    декстрины (пищевая добавка Е1400) - стабилизатор, загуститель;

-    поваренная соль является веществом, которое может быть использовано для придания соленого вкуса, кроме того поваренная соль находит широкое применение как консервант пищевых продуктов».

Согласно ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия», утвержденному Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации от 15.11.2012 № 42 и введенному в действие 01.07.2013 (далее - ГОСТ 31761-2012), обязательными компонентами, входящими в состав майонеза и майонезного соуса, являются: рафинированные и дезодорированные растительные масла (для майонеза массовая доля масле должна составлять не менее 50%, для майонезных соусов -не менее 15%); яичные продукты (для майонеза строго нормируется их содержание -не менее 1,0%); вода питьевого качества. Рекомендуемыми ингредиентами в составе майонеза и соусов на его основе являются: сахар белый (заменители сахара или подсластители); натрий двууглекислый, кислота уксусная, горчица (горчичный порошок или другие продукты переработки горчицы); крахмал натуральный или модифицированный (возможно добавление и других загустителей и структурообразователей, например, камедей и пищевых волокон); консерванты (например, сорбиновая и/или бензойная кислота).

Таким образом, согласно ГОСТ 31761-2012, при изготовлении майонеза и майонезных соусов допускается наличие иных компонентов, кроме растительного масла, воды и яичных продуктов.

В соответствии с рецептурой производства, указанной в спецификации на продукт «OVOSTAB MYSE 50-1 (соус майонез в порошке)», представленной Обществом при декларировании товара: «порошок для производства соуса майонез предназначен для изготовления конечного продукта с помощью майонезной установки. При приготовлении необходимо соблюдать пропорции: на одну часть порошка для производства соуса майонез необходимо добавить 51 часть растительного рафинированного дезодорированного масла и 25 частей воды».

Согласно заключению таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462 «исследованная проба товара не является готовой смесью для приготовления майонеза или соуса майонез, так как для их приготовления требуется поэтапный ввод в майонезную установку таких компонентов как: порошок для производства соуса майонез, растительное рафинированное дезодорированное масло и вода при соблюдении температурных режимов (согласно технологии изготовления, указанной в товаросопроводительных документах)».

Также в заключении таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462 указано, что «пробы товаров могут быть использованы в пищевой промышленности, в том числе для изготовления майонеза».

Выводы таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462 не исключают возможности использования рассматриваемого товара в любой отрасли пищевой промышленности.

Вместе с тем, согласно сведениям, приведенным в заключении таможенного эксперта от 21.10.2020 № 12402002/002462, основу товара составляют яичные желтки (79 мас.%).

Яичные желтки включаются в товарную позицию 0408 ТН ВЭД ЕАЭС «Яйца птиц без скорлупы и яичные желтки, свежие, сушеные, сваренные на пару или в кипящей воде, формованные, замороженные или консервированные другим способом, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ».

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 0408 ТН ВЭД ЕАЭС (Том I. Раздел I) в данную товарную позицию включаются: «Цельные яйца, без скорлупы, и яичные желтки всех видов птиц. Продукты данной товарной позиции могут быть свежие, сушеные, сваренные на пару или в кипящей воде, формованные (например, цилиндрические «длинные яйца»), замороженные или консервированные другим способом. В данную товарную позицию включаются все эти продукты с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ и независимо от того, предназначены они для использования в качестве пищевых продуктов или для промышленного использования (например, при дублении).

В данную товарную позицию не включаются яичные продукты, содержащие пряности, специи или другие добавки (товарная позиция 2106 ТН ВЭД ЕАЭС)».

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2106 ТН ВЭД ЕАЭС (Том I. Раздел IV) «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные» включаются:

«(А) Продукты, используемые либо непосредственно, либо после обработки (например, отваривания, растворения или кипячения в воде, молоке и т.д.) для употребления в пищу.

(Б) Продукты, полностью или частично состоящие из пищевых продуктов, используемых при приготовлении напитков, или пищевых продуктов, готовых для употребления в пищу.

Таким образом, обязательным условием для отнесения конкретного товара к товарной позиции 2106 ТН ВЭД является отсутствие его упоминания в других товарных позициях ТН ВЭД.

В свою очередь, в Пояснениях к товарной позиции 2103 ТН ВЭД в разделе (А) указано, что в данную товарную позицию включаются готовые продукты, обычно с сильно выраженными свойствами пряностей, используемые для ароматизации некоторых блюд (мяса, рыбы, салатов и т.д.) и приготовленные из различных ингредиентов (яиц, овощей, мяса, фруктов, муки, крахмала, растительного масла, уксуса, сахара, специй, горчицы, вкусо-ароматических веществ и т.д.). Соусы бывают обычно в жидком виде, а готовые продукты для приготовления соусов имеют вид порошка, к которому необходимо добавить только молоко, воду и т.д., чтобы получить соус.

Согласно положениям ГОСТ 31761 -2012 «Межгосударственный стандарт. Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия» (введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1496-ст; далее - ГОСТ 31761-2012) майонез - это тонкодисперсный однородный эмульсионный продукт с содержанием жира, указанным в маркировке, изготавливаемый из рафинированных дезодорированных растительных масел, воды, яичных продуктов с добавлением или без добавления продуктов переработки молока, пищевых добавок и других ингредиентов.

Виды сырья, применяемого для изготовления майонезов и майонезных соусов, перечислены в пункте 5.3.1 ГОСТ 31761-2012 и включают в себя рафинированные и дезодорированные растительные масла, продукты яичные, воду питьевую, а также иные компоненты: молоко сухое, сливки сухие, сыворотку молочную сухую, молочно-белковые и/или сывороточно-белковые концентраты, пахту сухую и другие сухие молочные продукты; сахар-песок, заменители сахара и подсластители; соль поваренную; натрий двууглекислый; порошок горчичный; кислоту уксусную, уксус спиртовой натуральный; крахмал натуральный или модифицированный; загустители и стабилизаторы; антиокислители и др.

При этом в пункте 5.3.3. ГОСТ 31761-2012 указано, что конкретный перечень и соотношение компонентов сырья для майонезов и майонезных соусов устанавливается рецептурами, утвержденными в установленном порядке.

При таможенном декларировании товара заявители указали, что согласно спецификации производителя для производства соуса майонез к ввезенной смеси необходимо добавить только воду и растительное рафинированное дезодорированное масло, в связи с чем товар следует рассматривать как готовый смешанный продукт для производства соуса майонез. Аналогичные выводы сделаны в заключении специалиста ФГБНУ ВНИИжиров от 15.04.2021, а также в заключении специалиста ООО «ПетроЭксперт» от 12.03.2021 № АБ21/12-ТВИ.

Однако в заключении ООО «ПетроЭксперт» этот вывод мотивирован лишь отсылкой к спецификации производителя и иного обоснования не содержит. А в заключении ФГБНУ ВНИИ жиров дополнительно указано, что «не исключено и более универсальное применение компаундов с уменьшением или увеличением рекомендованной дозировки и с введением дополнительных ингредиентов».

При этом, как установил таможенный орган, согласно информации, предоставленной производителями, использующими сухую смесь OVOSTAB MYSE 50-1, спорный продукт не является единственным компонентом для производства соуса майонез (письма ООО ПКП «Провансаль» от 21.10.2020 № 91, АО «Нижегородский масло-жировой комбинат» от 22.10.2020 № 69/323, ОАО «Жировой комбинат» от 08.10.2020).

Исходя из положений пунктов 5.3.1, 5.3.3 ГОСТ 31761-2012 и учитывая приведенную информацию производителей соуса майонез, следует признать, что при производстве соуса с использованием сухой смеси OVOSTAB MYSE 50-1 не исключено применение дополнительных ингредиентов, а содержание спецификации производителя товара компании «KALLBERG INDUSTRI AB» и заключений специалистов достаточным основанием для отнесения товара к готовым продуктам для приготовления соусов товарной позиции 2103 ТН ВЭД не являются.

Технология производства соуса майонез с применением сухой смеси OVOSTAB MYSE 50-1 представляет собой более сложный процесс, чем способ, приведенный в Пояснениях к товарной позиции 2103 ТН ВЭД, согласно которому к готовому продукту для приготовления соуса «необходимо добавить только молоко, воду и т.д., чтобы получить соус».

Как следует из спецификации производителя смеси, ввезенный товар предназначен для изготовления конечного продукта с помощью майонезной установки. Технология изготовления в майонезной установке включает в себя этапы: нагрев воды в баке-водонагревателе; просеивание смеси при наличии комков; подача нагретой воды с помощью насоса в смеситель-пастеризатор и загрузка готовой смеси; перемешивание смеси в течении 30-35 минут, при этом происходит пастеризация смеси при температуре 78-80 °С; после охлаждения смеси до 45 °С через напорный рукав в смеситель подается рафинированное дезодорированное масло, после перемешивания компонентов в течении 15-20 минут образуется грубая майонезная эмульсия; затем производится гомогенизация (создание однородной смеси) майонезной эмульсии, в гомогенизаторе жидкость с высокой скоростью пропускается через узкую щель, при этом за счет резкого перепада давления на кромке щели гомогенизатора частицы жира раздробляются и равномерно распределяются в эмульсии; готовая продукция с помощью насоса подается в бак фасовочного устройства или в бак хранения.

Принимая во внимание изложенную технологию производства и возможность использования при производстве соуса майонез дополнительных компонентов, помимо смеси OVOSTAB MYSE 50-1, суд полагает, что ввезенный товар не соответствует признакам готового продукта для приготовления соусов, приведенным в Пояснениях к товарной позиции 2103 ТН ВЭД.

Материалами дела также подтверждается и заявителями не оспаривается, что исходя из задекларированного состава, подтвержденного также в рамках экспертных исследований, товар представляет собой смесь из сухого яичного желтка, соли и добавок различного назначения.

Между тем, согласно пункту (б) Пояснений к товарной позиции 0408 ТН ВЭД (в которой классифицируются, в числе прочего, яичные желтки всех видов птиц, в том числе сушеные) яичные продукты, содержащие пряности, специи или другие добавки, отнесены к товарной позиции 2106.

При таком положении у суда не имеется оснований считать неправомерной классификацию смеси OVOSTAB MYSE 50-1 таможенным органом по коду 2106 90 980 0 ТН ВЭД.

В настоящее время данный правовой подход нашел отражение в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.09.2021 № 130 «О классификации смеси для приготовления соусов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 130), согласно которому смесь для приготовления соусов в виде порошка, состоящая, как правило, из сухих яичных желтков, камедей, соли, сахаров и антислеживающих агентов, используемая в качестве компонента при приготовлении майонеза или майонезных соусов путем смешивания с другими ингредиентами помимо воды и растительного масла (такими как сахар, соль, уксус, ароматизаторы, красители, регуляторы кислотности) и последующей гомогенизации, в соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классифицируется в товарной позиции 2106 ТН ВЭД.

С учетом указанных обстоятельств и принимая во внимание то, что до принятия Решения № 130 сложилась устойчивая практика классификации спорных товаров по коду 2103 90 900 9 ТН ВЭД, выраженная как в предварительных решениях по классификации товаров, так и по результатам таможенного контроля непосредственно в отношении товара декларанта, суд полагает, что обязанность по дополнительной уплате таможенных пошлин в связи с изменением таможенными органами правового подхода к классификации спорного товара не может быть возложена на заявителей, осуществивших уплату таможенных платежей при выпуске товаров в соответствии с ранее существовавшей практикой и добросовестно полагавших, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена ими полностью.

Применение таможенными органами нового правового подхода в рамках контроля, осуществленного после ввоза и выпуска товара, лишает заявителей как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, имеющих разумные правомерные ожидания, возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 № 111 -О).

Такие действия ставят добросовестно действовавшее лицо в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не могут быть признаны допустимыми.

Экономическая свобода не предопределяет получение гарантированного результата от ведения экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и нарушающими сложившиеся условия хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, которые не позволяют субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. И в данном случае декларант в целях планирования хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, должен быть заблаговременно осведомлен о составе и размере своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.

Решения таможенных органов, поскольку они определяют содержание обязанности по уплате таможенных пошлин и непосредственно интегрированы в публично-правовые отношения, не могут проявлять свое воздействие иначе, чем акты законодательства о налогах и сборах, и иметь обратную силу, ухудшающую положение налогоплательщиков/участников внешнеэкономической деятельности.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение Санкт-Петербургской таможни от 27.10.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в сложившейся ситуации, является незаконным.

Указанная позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от21.02.2022 по делу №А56-117733/2020.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, статьей 201 АПК РФ предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая вышеизложенное, решение Санкт-Петербургской таможни от 24.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№1021130/250518/0011675, 1021130/250518/0011676, решения от 25.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№10210130/130618/0013011, 10210130/150618/0013384, 10210130/170718/0016115, и выставленные на их основании уведомления Иркутской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.05.2021  и от 27.05.2021, не соответствуют положениям права ЕАЭС, законодательства РФ и подлежат признанию незаконными.

В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей (пункт 30 постановления Пленума ВС РФ № 18 от 12.05.2016).

С учетом вышеизложенного, заявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с таможенного органа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            Принять отказ ООО «Фуд Системс» от заявленных требований в части признания незаконным решение Санкт-Петербургской  таможни от 24.05.2021 №РКТ-10210000-21/000003Д по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС; производство по делу в данной части прекратить.

            Признать незаконными решения Санкт-Петербургской таможни от 24.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№1021130/250518/0011675, 1021130/250518/0011676, решения от 25.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№10210130/130618/0013011, 10210130/150618/0013384, 10210130/170718/0016115.

Признать незаконными уведомления (дополнения к уведомлениям) Иркутской таможни от 25.05.2021 №№10607000/У2021/0000438, 10607000/У2021/0000436, от 27.05.2021 №№ 10607000/У2021/0000447, 10607000/У2021/0000445, 10607000/У2021/0000449 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Обязать Санкт-Петербургскую таможню и Иркутскую таможню восстановить нарушенные права ООО «Фуд Системс» путем возврата Обществу сумм, излишне уплаченных таможенных платежей, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в силу настоящего судебного решения.

Взыскать с Санкт-Петербургской таможни через лицевые счета Северо-Западного таможенного управления в пользу ООО «Фуд Системс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 руб.

Взыскать с Иркутской таможни в пользу ООО «Фуд Системс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                     Устинкина О.Е.