Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 февраля 2010 года Дело № А56-70994/2009
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ульяновой М.Н. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал"
заинтересованное лицо (ответчик) – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2009 № 09-221/пн
при участии
от заявителя: адв.ФИО1, дов. от 09.10.2009 №190/262-110-036; ФИО2, дов. от 15.10.2009 №190/270-110-036;
от заинтересованного лица (ответчика): не явился (извещен);
установил:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал" (далее – ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР России, ответчик) от 22.09.2009 № 09-221/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
ФСФР России в судебное заседание не явилась, заявила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Управлением организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России в отношении ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" проведено контрольное мероприятие по соблюдению законодательства в области рынка ценных бумаг, в ходе которого Федеральной службой по финансовым рынкам России сделан вывод о совершении Обществом правонарушения, выразившегося в неполном раскрытии Обществом информации в форме сообщения о существенных фактах, а именно: в нарушение требований пунктов 8.6.1 и 8.6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации) Обществом не раскрыта информация в форме сообщения о принятом 22.04.2009 на заседании совета директоров Общества решении о созыве 26.06.2009 внеочередного общего собрания акционеров Общества, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров, которое должно быть опубликовано в сети Интернет, а также на сайте раскрытия информации Интерфакс не позднее 24.04.2009.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по финансовым рынкам России в отношении ОАО"Машиностроительный завод "Арсенал" составлен протокол от 10.09.2009 № 09-311/пр-ап об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Постановлением ФСФР России от 22.09.2009 №09-221/пн ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700000 руб. за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Считая названное постановление не соответствующим закону, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из оспариваемого постановления, по сведениям, предоставленным Обществом письмом от 27.07.2009 № 190/193-110-115, 22.04.2009 состоялось заседание совета директоров Общества, на котором было принято решение о созыве 26.06.2009 внеочередного общего собрания акционеров Общества. Протокол указанного заседания составлен 22.04.2009. Следовательно, сообщение о принятом советом директоров Общества решении о проведении 26.06.2009 внеочередного общего собрания акционеров Общества должно было быть опубликовано Обществом в сети Интернет (http://www.mzarsenal.spb.ru), а также на сайте раскрытия информации Интерфакс (http://spark.interfax.ru), не позднее 24.04.2009.
В нарушение требований статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) и пунктов 8.6.1 и 8.6.3 Положения о раскрытии информации сообщение о принятом советом директоров Общества решении о созыве 26.06.2009 внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров, по состоянию на 04.07.2009 и 04.09.2009 не было опубликовано Обществом.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФСФР России установлено, что 21.09.2009, то есть за один день до назначенной даты рассмотрения дела, Общество опубликовало на своем сайте сообщение о принятом советом директоров Общества решении о созыве 26.06.2009 внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров. Таким образом, информация была раскрыта Обществом с опозданием почти на пять месяцев.
По мнению ФСФР России, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка раскрытия информации, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение, в том числе эмитентом, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации в виде штрафа (для юридических лиц) в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг эмитент, в случае регистрации проспекта ценных бумаг, обязан осуществлять раскрытие информации в формах: ежеквартального отчета эмитента и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях) касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, при этом, состав информации, порядок и сроки представления отчетности определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 92 Закона об акционерных обществах открытое акционерное общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения о раскрытии информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
В соответствии с требованиями пункта 8.6.1 Положения о раскрытии информации акционерные общества, обязанные в соответствии с Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг, в том числе информацию о принятых советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решениях о созыве годового или внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров.
Моментом наступления указанного события является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством РФ для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято соответствующее решение.
В соответствии с пунктом 8.6.3 Положения сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано на странице в сети Интернет – не позднее 2 дней с момента наступления соответствующего события.
Из материалов дела следует, что ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" создано путем приватизации государственного предприятия Производственное объединение «Арсенал» им. М.В.Фрунзе в соответствии с планом приватизации, утвержденным 03.06.1994 председателем Комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга Территориального Агентства Госкомимущества Российской Федерации ФИО3, который предусматривал возможность отчуждения акций Общества неограниченному кругу лиц (государственный регистрационный номер выпуска акций Общества 72-1П-1208 от 17.06.1994).
Кроме того, Общество является эмитентом процентных неконвертируемых документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 01 номер государственной регистрации выпуска 4-01-00256-D, серии 02 номер государственной регистрации выпуска 4-02-00256-D, серии 03 номер государственной регистрации выпуска 4-03-00256-D, дата государственной регистрации указанных выпусков 31.08.2006 (далее – облигации). Проспект облигаций зарегистрирован ФСФР России 31.08.2006.
Заявителем не оспаривается, что Общество является эмитентом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Общество обязано раскрывать в сети Интернет информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Однако из вышеуказанных норм законодательства и обстоятельств, вмененного Обществу нарушения следует, что местом совершения данного нарушения является место, где Общество должно было совершить действия по размещению информации, а именно: место, где находится Общество, то есть в Санкт-Петербурге.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Ссылка ФСФР России на то, что согласно статье 23.47 КоАП РФ и Приказу ФСФР России № 08-35/ПЗ-Н от 18.09.2008, рассмотрение данной категории административных дел отнесено к компетенции Федеральной службы, не может быть принята, поскольку вышеуказанными нормами определена подведомственность рассмотрения (компетенция) органов и должностных лиц этих административных дел, тогда как часть 1 статьи 29.5 КоАП РФ предусматривает место их рассмотрения этими органами.
При указанных обстоятельствах, ФСФР России не являлось органом, который в силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ должен был рассматривать дело об административном правонарушении в отношении Общества, в связи с чем постановление от 22.09.2009 № 09-221/пн о привлечении к административной ответственности вынесено неуполномоченным на то органом, и подлежит признанию незаконным.
Учитывая изложенное, требования заявителя обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 22.09.2009 № 09-221/пн, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья Ульянова М.Н.