ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7119/2022 от 22.03.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 марта 2022 года                                                            Дело № А56-7119/2022

Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года . Полный текст решения изготовлен марта 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Золотой ломбард"

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области

об оспаривании постановления от 20.12.2021 №38082129500402700002 по делу об административном правонарушении

при участии

от заявителя:  Горячева В.А., по доверенности от 10.01.2022,

от заинтересованного лица: Маковеева А.А., по доверенности от 13.01.2021, Яковчук Н.П., по доверенности от 16.03.2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Золотой ломбард" (далее – заявитель, Общество, ООО "Золотой ломбард") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее – заинтересованного лицо, Инспекция, МИФНС) от 20.12.2021 №38082129500402700002  по делу об административном правонарушении, о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 208 596 руб.

В судебном заседании представители инспекции заявили ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявление и материалов дела об административном правонарушении.

Суд удовлетворил ходатайство, документы приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

Представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники обособленного подразделения Общества.

По результатам проверки налоговым органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.12.2021 №38082129500402700001.

Инспекцией вынесено постановление от 20.12.2021 № 38082129500468200002 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Согласно указанному постановлению общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 208 096 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Золотой ломбард» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ), а также статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» возложен на налоговые органы.

В соответствии с пунктом 22 Приказа Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее - Административный регламент № 133н) основанием для установления факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей является поручение руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на исполнение государственной функции, данного специалистам Инспекции.

В рассматриваемом случае проверка проведена на основании акта проверки исполнения Федерального закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов Российской Федерации» от 25.10.2021 № 21-079.

Таким образом, проверка осуществлена Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством Российской Федерации и указанным выше регламентом, с соблюдением последовательности их осуществления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Законом. Под расчетом следует понимать прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплату денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Согласно п. п. 1 - 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами. При осуществлении контроля и надзора, налоговые органы проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки): проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств - контрольные закупки.

Обособленное подразделение ООО «Золотой ломбард» состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области с 06.07.2016.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основной вид деятельности ООО «Золотой ломбард» деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (код по ОКВЭД 64.92.6). Дополнительный вид деятельности - предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность (код по ОКВЭД 66.19.5).

Деятельность ломбардов осуществляется в соответствии со статьей 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». В соответствии с частью 1. 4 статьи 2, частью 2 статьи 2.3 Федерального закона № 196-ФЗ, статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ ломбардом является юридическое лицо специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбард не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность ломбардов по предоставлению краткосрочных займов регулирует Банк России.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального Закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В соответствии с частью 2 статьи 358 ГК РФ договор о залоге вещей в ломбарде оформляется выдачей залогового билета. Статьями 7 и 9 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено утверждение форм бланков строгой отчетности «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.

В ходе проверки обособленного подразделения ООО «Золотой ломбард», по данным кассовой книги, представленной обществом за период с 01.01.2021 по 28.09.2021, установлено, что организацией:

- выдано клиентам - физическим лицам денежных средств краткосрочных займов в сумме 11 198 456 рублей 63 копейки;

- получено от клиентов - физических лиц наличных денежных средств по основному долгу по предоставленным краткосрочным займам в сумме 3 970 501 рубль 96 копеек;

- получено от клиентов - физических лиц денежных средств в счет оплаты задолженности по процентам заемщиком в сумме 960 421 рубль 49 копеек;

- получено денежных средств в счет погашения векселей в сумме 6 944 794 рубля 59 копеек.

Также, обособленным подразделением за период с 01.01.2021 по 28.09.2021 выдано денежных средств из кассы предприятия в другие обособленные подразделения 860 500 рублей, а получено от обособленных подразделений 120 000 рублей (приложение к акту проверки № 1 от 25.10.2021).

В соответствии со статьей 12 Закона № 196-ФЗ определен порядок обращения взыскания на невостребованные вещи, а именно по истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной и ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи. Статьей 13 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. В случае если сумма оценки невостребованной вещи превышает тридцать тысяч рублей, ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов. В иных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда.

Проверкой установлено, что в рамках гражданско-правовых отношений, сложившихся между ломбардом и ООО «Ленинградский изумруд» ИНН 4703155735 по договору поставки от 01.04.2019 № ЗЛ-ЛенИз/л/01/04.19, в качестве оплаты за поставляемые ювелирные изделия и лом ювелирных изделий, ООО «Ленинградский изумруд» передает ломбарду вексель другого юридического лица или перечисляет денежные средства. Вексель полученный, в качестве оплаты или предоплаты по договору, ломбард предъявляет векселедателю, по месту его нахождения.

В бухгалтерском учете, полученный ломбардом вексель учитывается по счету 76.08 «Взаиморасчеты по операциям с векселедателем», в данном случае которым выступает ООО «Ленинградский изумруд». При предъявлении векселя Векселедателю (розничное лицо), в бухгалтерском учете отражается погашение задолженности по векселю (кредит счета 76,08 с корреспонденцией счета 50 «Касса»). Таким образом, уполномоченное лицо ломбарда обращается за исполнением векселя к представителю векселедателя (розничное лицо), по его юридическому адресу или адресу регистрации последнего, и в помещении объекта ломбарда непосредственно от представителя векселедателя происходит передача денежных средств уполномоченному лицу ломбарда. Денежные средства, полученные в погашение векселя, приходуются в кассу соответствующего объекта ломбарда.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ ООО «Золотой ломбард» зарегистрировало 07.06.2019 в налоговых органах ККТ модели Атол 50Ф заводской номер 00108002809391.

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно положениям ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Следовательно, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется организациями при осуществлении ими расчетов при оказании услуг.

В силу норм действующего законодательства, под расчетами согласно ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ понимаются предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг, включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется ломбардами при осуществлении ими расчетов при кредитовании граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно данным кассовой книги, представленной ООО «Золотой ломбард» за период с 01.01.2021 по 28.09.2021, Обществом получено наличных денежных средств от индивидуальных предпринимателей Савина Сергея Петровича ИНН 780429223660 и Боткиной Полины Сергеевны ИНН 780607181238, ООО «Сибирь - Инвест» в счет погашения векселей от третьих лиц денежных средств в сумме 6 944 794 рубля 59 копеек, в том числе январь - 830 000 рублей, февраль - 1 132 000 рублей, март - 1 038 000 рублей, апрель - 522 000 рублей, май - 690 000 рублей, июнь - 654 794 рубля 59 копеек, июль - 1 073 000 рублей, август - 484 000 рублей, с 01.09.2021 по 28.09.2021 -521 000 рублей.

При этом, при погашении векселя происходит погашение долгового обязательства, возникшего по договору купли - продажи товара, несмотря на то, что применяется вексель, фактически происходит оплата раннее проданного товара. В рассматриваемом случае вексель выступает не как объект реализации, а в качестве долгового обязательства и средства платежа. Кроме того, вексель является долговой ценной бумагой, удостоверяющей долг одного лица другому. При этом погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг является расчетом по смыслу статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ, поскольку согласно названной норме закона под расчетами понимаются предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В рамках исполнения протокола информационного обмена между техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов, указанного в п. 6 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ оператором фискальных данных обеспечивается круглосуточный доступ налоговых органов к фискальным данным, содержащимся в базе фискальных данных оператора фискальных данных.

Согласно информации, отраженной в базе фискальных данных оператора фискальных данных (ОФД) обособленным подразделением ООО «Золотой ломбард» контрольно-кассовая техника применяется ломбардом при осуществлении расчетов при кредитовании граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

При проверке соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники полноты учета выручки обособленного подразделения ООО «Золотой ломбард» за период с 01.01.2021 по 28.09.2021 установлено неприменение ООО «ЗОЛОТОЙ ЛОМБАРД» контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов при получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги, а именно: при получении суммы наличных денежных средств в счет погашения векселей от третьих лиц в сумме 6 944 794 рубля 59 копеек, в том числе январь - 830 000 рублей, февраль - 1 132 000 рублей, март -1 038 000 рублей, апрель - 522 000 рублей, май - 690 000 рублей, июнь - 654 794 рубля 59 копеек, июль - 1 073 000 рублей, август - 484 000 рублей, с 01.09.2021 по 28.09.2021 -521 000 рублей.

Указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Золотой ломбард» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек.

Под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Кассовый чек (бланк строгой отчетности) в своей структуре содержит реквизит «Сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением» (тег 1217) (Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662(§).

Таким образом, при получении от покупателя в счет оплаты товара векселя третьего лица организация должна применять ККТ, при этом сумма расчета указывается в реквизите «Сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением» (тег 1217).

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается нарушение Обществом требований ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении Пленума от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», неприменение ККТ допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, а в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную ст. 14.5 КоАП РФ ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ.

В рассматриваемом случае ООО «Золотой ломбард» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных выше положений законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа.

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в части соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований законодательства не установлено.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.

С учетом изложенного, в действиях ООО «Золотой ломбард» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.5 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, по мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 5 208 596 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд считает, что имеются основания для снижения размера наказания до минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, до 30 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

изменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области от 20.12.2021 № 3808 2129 5004 027 00002 по делу об административном правонарушении, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 30 000 руб.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.