ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-7169/2022 от 09.06.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 июня 2022 года Дело № А56-7169/2022

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области С.Б. Гуляев

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маринской Д.А,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Жилищно-строительного кооператива «ЦДС»

к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

о признании недействительным предписания №1520 от 22.10.2021

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.02.2022

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 04.05.2022

установил:

Жилищно-строительный кооператив «ЦДС» (далее – Кооператив, ЖСК «ЦДС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет) №1520 от 22.10.2021.

В судебном заседании представить Кооператива заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, а представить Комитета возражал против их удовлетворения по мотивам, представленным в отзыве.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав позиции сторон, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, в целях рассмотрения обращений ФИО3, проживающего в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее - МКД), Комитетом в отношении ЖСК «ЦДС» проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 20.01.2021 № 38, по результатам которой Комитетом выдано предписание от 26.02.2021 № 38 об обязании представить в комитет протокол конференции ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 № 10, 11 с приложениями, обеспечить подтверждение законности избрания делегатов конференции Кооператива.

В целях проверки ранее выданного предписания Комитетом на основании распоряжения от 05.07.2021 № 1039 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой комитетом выдано повторное предписание от 16.07.2021 № 1039.

В целях проверки ранее выданного предписания Комитетом на основании распоряжения от 13.10.2021 № 1520 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой комитетом выдано оспариваемое предписание от 22.10.2021 № 1520. Срок исполнения данного предписания – 01.12.2021.

Не согласившись с предписанием от 22.10.2021 №1520, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 1.1 Устава ЖСК «ЦДС», жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Частями 1,2 статьи 116 ЖК РФ, а также Уставом Кооператива предусмотрено, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

Конференция Кооператива вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов Кооператива в соответствии со ст. 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава Кооператива, о ликвидации или реорганизации Кооператива, избрании членов Правления Кооператива и др.

При таких обстоятельствах конференция Кооператива принимаемыми решениями оказывает колоссальное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы как членов Кооператива, так и собственников помещений, не являющихся членами Кооператива.

В силу пункта 8.17 Устава ЖСК «ЦДС» делегаты Конференции Кооператива избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов Кооператива по представлению Председателя Правления Кооператива до момента, когда число членов Кооператива превысит 50 членов.

Пунктом 8.9.1 Устава ЖСК «ЦДС» предусмотрено, Конференция Кооператива созывается Правлением Кооператива по собственной инициативе, по заявленному в Правление требованию Председателя Правления, Ревизора Кооператива, группы членов Кооператива численностью не менее 1/2 от общего числа членов Кооператива.

В соответствии со статьёй 20 ЖК РФ, Положением о Комитете, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 № 1, Комитет имеет право в рамках осуществления полномочий по государственному региональному жилищному надзору осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении и оформлении результатов общего собрания (конференции) членов жилищно-строительных кооперативов.

Указанная проверка проводится в виде документарной проверки путем исследования протокола общего собрания с обязательными приложениями.

С учетом части 1 статьи 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах на общие собрания членов (конференций) Кооператива, в соответствии с пунктом 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр и действовавших до 04.03.2019, пунктом 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а)реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б)копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в)документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;

г)списки присутствующих и приглашенных лиц;

д)документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей
присутствующих и приглашенных лиц;

е)документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж)письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Указанные Требования действовали в период проведения и оформления результатов конференции Кооператива, и в настоящее время.

По состоянию на дату принятия решений конференции Кооператива от 26.06.2017 в обязанности Кооператива входило направление копий решений и протокола общего собрания в комитет как орган жилищного надзора, в том числе в электронном виде путем размещения на специализированном электронном ресурсе.

При этом подлинники указанных документов подлежали хранению ЖСК «ЦДС» в определенном решением общего собрания (конференции) (части 1 - 1.1 статьи 46 ЖК РФ в редакции, действующей на 26.06.2017, Порядок, установленный приказом Минстроя от 25.12.2015 № 937/пр).

В настоящее время с 11.01.2018 направлению в Комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.

В комитет неоднократно поступают обращения собственников помещений в МКД, членов ЖСК «ЦДС» по вопросам соблюдения процедуры при собрании конференции Кооператива, в том числе, правомерности формирования конференции Кооператива и избрания делегатов конференции Кооператива, и, как следствие, правомерности принятых конференцией ЖСК «ЦДС» решений, а также с жалобами на отказы ЖСК «ЦДС» по заявлениям об ознакомлении с такими документами в Кооперативе.

Для реализации полномочий Комитета и проведения документальной проверки в целях рассмотрения таких обращений необходимо исследовать протоколы конференций Кооператива с обязательными приложениями.

Вместе с тем копии или оригиналы соответствующих документов ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 № 10, 11 в Комитет не представлены ни по завершении конференций, ни на запрос в ходе проведения проверки № 1520.

Доводы ЖСК «ЦДС» о причинах непредставления указанных документов являются несостоятельными.

Специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно-­строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном деле.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с пунктом 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.

Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 и оформления ее результатов.

В настоящее время сроки хранения таких документов также определены как постоянные на основании пункта 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

В соответствии с пунктами 24,26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1434), реестр собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом (пп. «д(1)», «д(3)» п. 26 Правил № 491).

Кооператив, являясь способом управления МКД, обязано хранить такую документацию (пункт 27 Правил № 491).

Учитывая приведенные нормы, а также значимость указанных документов для решения вопросов управления МКД, срок хранения истребованных Комитетом у ЖСК «ЦДС» на основании предписания от 22.10.2021 № 1520 документов не может составлять 3 года, следовательно, должен быть представлен Комитету во исполнение данного предписания.

Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК, поскольку в случае выявления соответствующих нарушений Комитет на основании статьи 20 ЖК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о признании решений конференции ЖСК недействительными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Предписание от 22.10.2021 № 1520 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности, а также не препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности.

Более того, вопрос о законности ранее выданных предписаний от 26.02.2021 № 38, от 16.07.2021 № 1039 исследован судом в ходе производства по делам № А56-43709/2021, № А56-85954/2021.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.