Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 апреля 2012 года Дело № А56-71998/2011
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Даниловой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бученко И.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов (адрес: 194044, Россия, Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 20, корп. 12), ответчик: 1)Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, 2) Государственное автономное учреждение "Фонд имущества Ленинградской области",3) ООО "Северный мост" (адрес: 188640, Россия, Всеволожск, Ленинградская, Колтушское ш., д. 138; 188643, Россия, Всеволожск, Ленинградская, Всеволожский р-н, Колтушское ш., д. 138а; 115191, Россия, Москва, Рощинская 2-я <...>, ОГРН: <***>, 1034700570310, 1107746524566);
третье лицо: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, 2) ТСЖ "Западная Лица" (адрес: 191311, Россия, <...>, Россия, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Западная Лица)
признании недействительными результатов открытого аукциона
при участии
- от истца: ФИО1 (по удостоверению № 067415)
- от ответчика: 1) представитель ФИО2 (по доверенности от 27.12.2011 года); 2) ФИО3 (по доверенности т 28.12.2011 года); 3) представителя ФИО4 (по доверенности от 25.10.2011 года); представителя ФИО5 (по доверенности от 25.10.2011 года)
- от 3-х лиц: 1) не явился, извещен; ФИО6 ( по доверенности от 05.04.2012 года); ФИО7 (выписка из ЕГРЮЛ )
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в защиту государственных интересов с иском к Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрации), Государственному автономному учреждению «Фонд имущества Ленинградской области» (далее – Фонд), Обществу с ограниченной ответственностью «Северный мост» (далее – Общество) о признании недействительными результатов открытого аукциона от 17.12.2010 и заключенного по его результатам договора аренды земельного участка № 2336/1.6-08 от 17.12.2010 г.
В порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление) и Товарищество собственников жилья «Западная Лица» (далее – Товарищество).
Прокурор уточнил исковые требования в заявлении от 28.02.2012 г. № 08-21-2011 г. и поддержал их в полном объеме.
Ответчики против удовлетворения исковых требований возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.
Администрацией 15.09.2010 издано постановление № 1951 «О подготовке и проведению аукциона по продаже права на заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Западная Лица» (далее –Постановление)..
Согласно пункту 1 Постановления принято решение провести торги по продаже права на заключение договора аренды сроком на десять лет земельного участка площадью 2 253 425 кв.м, кадастровый номер 47:08:00-00-000:0044, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Западная Лица, (далее – земельный участок) с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Торги провести в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене. В соответствии с пунктом 2.6 Постановления извещение о проведении торгов надлежало опубликовать в газете «Всеволожские вести», а также разместить на официальном сайте «Всеволожского муниципального района» в сети Интернет. Организация и проведение торгов были поручены Фонду.
В соответствии с протоколом № 2/1 от 17.12.2010 г. победителем аукциона признано Общество. По результатам аукциона между Администрацией и Обществом заключен договор аренды земельного участка № 2336/1.6-08 от 17.12.2010 г. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.08.2011 г. № 14/005/2011-061 право аренды зарегистрировано 26.01.2011 г., регистрация № 47-47-14/023/2010-087, срок аренды: с 17.12.2010 г. по 16.12.2020 г.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными результатов данных торгов, ссылаясь на следующее: организатор торгов нарушил установленный порядок их проведения, опубликовав информацию о торгах в ненадлежащем печатном издании (Сообщение о проведении 17.12.2010 г. аукциона Фонд опубликовал не в газете «Всеволожские вести», а в приложении к газете «Всеволожские вести» «Земельный вопрос» от 17.11.2010).; это сузило круг лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, что является нарушением интересов неопределенного круга лиц; в нарушение требований статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 2 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ в информации о предмете торгов не указаны параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Кроме того, заявитель полагает, что Земельный участок не мог быть выставлен на торги, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.1995 г. № 610-р был разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе в Ленинградской области площадью 83,41 гектара. На основании указанного распоряжения правительством Ленинградской области издано распоряжение от 31.07.1995 г. № 796-р, которым у Ленинградского военного округа изъяты земли площадью 27,6 гектара (из состава квартала № 134 Озерского лесничества Морозовского военного лесхоза, леса первой группы). Указанные земли предоставлены Союзу моряков-подводников Северного Флота «Западная Лица» под индивидуальное жилищное строительство с правом вырубки леса. Иные земли из состава лесов Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в том числе №№ 133 и 134 не изымались, разрешения на перевод данных лесных земель в нелесные не давалось.
В связи с допущенными нарушениями торги в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проведенные 17.12.2010 г., и договор аренды земельного участка от 17.12.2010 г. № 2335/1.6-08, заключенный между Администрацией и Обществом, по мнению прокурора, подлежат признанию недействительными. Общество обязано указанный земельный участок возвратить Администрации.
Возражая против исковых требований, Общество в Отзыве указало следующее. Согласно статье 447 ГК РФ не установлено специальных требований к способам размещения информации о торгах в печатном издании, однако в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона подлежало опубликованию в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования. Письмом от 16.11.2010 г. № 5339/01-16 Главой Администрации был определен источник информирования граждан и организаций в виде бесплатного приложения к газете «Всеволожские вести» («Земельный вопрос»). Кроме того, указанная информация была размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации.
Что касается отсутствия сведений о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение, то Товарищество полагает, что предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются градостроительным регламентом, который является составной частью правил землепользования и застройки. Их принятие, в свою очередь, представляет собой длительную процедуру. Тогда как градостроительное право (ГрК РФ, градостроительный регламент) информацию о параметрах разрешенного строительства объекта не указывает обязательной в данном случае.
Также Общество ссылается на то обстоятельство, что Прокурор не представил доказательств, свидетельствующих о вещных правах Министерства обороны РФ на спорный земельный участок. На земельном участке отсутствуют объекты оборонного назначения. Помимо этого Общество полагает, что Прокурор является ненадлежащим истцом, так как у него в этом деле не имеется процессуального интереса.
В свою очередь, Администрация, возражая против удовлетворения исковых требований, в отзыве указывает следующее. Прокурором не представлены доказательства нарушения прав третьих лиц, а также доказательства причинно-следственной связи между нарушением прав третьих лиц и влиянием этих нарушений на результат торгов и определение победителя конкурса. По мнению Администрации, ссылка Прокурора на нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации не состоятельна, так как торги был проведены на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Против удовлетворения исковых требований возражает также Фонд, указывая в отзыве о том, что в ходе подготовки и проведения аукциона не были нарушены государственные интересы. Земельный участок, который раньше не использовался, в настоящее время приносит доход в бюджет муниципальных образований, в перспективе будет повышен социально-экономический уровень района. Документация об аукционе содержала необходимые и достаточные на дату проведения торгов сведения, в том числе об объеме капитальных вложений в инженерную инфраструктуру. Информация о торгах была доступна неограниченному кругу лиц.
Управление письмом от 07.02.2012 г. № 11041 сообщило о том, что поскольку его действия не оспариваются, то правовую оценку вопроса по данному делу оставляет на усмотрение суда.
Что касается Товарищества, то в отзыве на возражения ответчиков, Товарищество просило признать аукцион и договор аренды земельного участка недействительными, полагая при этом, что надзор за законностью распоряжения муниципальной собственностью публичными властями относится к компетенции органов прокуратуры РФ. По существу предмета спора Товарищество указало на то обстоятельство, что поселок Западная Лица не может входить в состав городского поселения Сертолово, поэтому включение территории этого поселка в градостроительный план Сертолово противоречит закону. Следовательно, конкурсная документация, разработанная без учета того, что у поселка должен быть свой генеральный план, не содержит информации о разрешенном использовании земельного участка. Поскольку генеральный план и правила застройки и землепользования поселка Западная Лица отсутствуют, то передача в аренду земельного участка под малоэтажное строительство незаконна. Организация аукциона была возможна только в том случае, если земельный участок прошел кадастровый учет, если определены разрешенное использование земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Данные условия закона носят императивный характер и являются обязательными условиями для проведения аукциона. Предметом регулирования является земельный участок, поэтому необходимо руководствоваться нормами земельного права. При размещении извещения о проведении аукциона были допущены нарушения, которые ограничили участие в аукционе потенциальным арендаторам.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение во всяком случае должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Целью проведения торгов в форме аукциона в силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь. По смыслу указанной нормы извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 выражена правовая позиция, согласно которой ненадлежащее доведение информации о публичных торгах может быть признано нарушением, достаточным для признания торгов недействительными.
Правовая позиция по вопросу о том, является ли извещение о торгах, размещенное в печатных средствах массовой информации надлежащим, была определена Президиумом по делу от 19 июня 2007 за N 641/07. В постановлении указано, что суд проверяет этот вопрос в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
В соответствии с Постановлением Администрации от 15.09.2010№ 1951 информация о проведении торгов спорного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене надлежало опубликовать в газете «Всеволожские вести».
Однако фактически информация о проведении торгов была опубликована 17.11.2010 не в газете «Всеволожские вести», а в ее приложении - «Земельный вопрос», тираж которого составляет всего 1000 экземпляров, что в восемь раз меньше тиража газеты «Всеволожские вести».
Кроме того, приложение к газете «Всеволожские вести» - «Земельный вопрос» отсутствует в свободной продаже.
Как следует из письма от 06.02.2012 №62, распространение приложения к газете «Всеволожские вести» - «Земельный вопрос» осуществляется Автономным муниципальным учреждения «Многофункциональный центр» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, а именно: - часть тиража, предназначенная для размещения в АМУ МФЦ, выкладывается вместе с другой печатной продукцией в секторе ожидания АМУ МФЦ; - часть тиража, предназначенные для размещения в Администрации района и в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Всеволожскому району доставляются курьером в день получения тиража.
Более того, из письма от 02.02.2012 №04/01-45-95 следует, что приложения к газете «Всеволожские вести» - «Земельный вопрос» за период с 2009 по настоящее время в Всеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области не поступали.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что опубликование извещения о проведении торгов в приложении к газете «Всеволожские вести» - «Земельный вопрос» существенным образом ограничило круг потенциальных покупателей спорного имущества, повлияло на формирование цены имущества в ходе торгов, что свидетельствует о нарушении принципа публичности, порядка и правил проведения публичных торгов и норм действующего законодательства.
Представленная в материалы дела распечатка от 19.09.2010 страницы с Интернет сайта ht://leofi.ru/index.php?option=com-content&view=articlt&id=2…не может быть принята во внимание, т.к. не является доказательством заблаговременного (за 30 дней до проведения торгов) размещения информации о торгах, доступности к такому размещению информации потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества.
В соответствии с п.5 ст. 38 Земельного кодекса РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 того же Кодекса.
Согласно части 2 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса в извещении или сообщении о проведении аукциона в числе других сведений должны содержаться и сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Между тем, в нарушение названных норм закона, опубликованное извещение о проведении аукциона не содержат информации о конкретных технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение, что является существенным нарушением порядка проведения торгов.
Вместе с тем следует отметить также и то обстоятельство, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.1995 г. № 610-р был разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе в Ленинградской области площадью 83,41 гектара. На основании указанного распоряжения правительством Ленинградской области издано распоряжение от 31.07.1995 г. № 796-р, которым у Ленинградского военного округа изъяты земли площадью 27,6 гектара (из состава квартала № 134 Озерского лесничества Морозовского военного лесхоза, леса первой группы). Указанные земли предоставлены Союзу моряков-подводников Северного Флота «Западная Лица» под индивидуальное жилищное строительство с правом вырубки леса. Доказательств о том, что иные земли из состава лесов Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в том числе №№ 133 и 134, были изъяты и имеется разрешение на перевод данных лесных земель в нелесные, суду не представлено.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что оспариваемые торги проведены с явными нарушениями статьи 448 ГК РФ статьи 38.1 Земельного кодекса, суд считает обоснованными требования о признании оспариваемых торгов недействительными, а также договора аренды земельного участка от 17.12.2010 г. № 2336/1.6-08, заключенного между ответчиками по настоящему спору, в связ с чем Общество обязано указанный земельный участок возвратить Администрации.
Суд считает необоснованными доводы ответчиков о том, что прокурор не имеет права на предъявление настоящего иска. Прокурор заявил требования в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту государственных и общественных интересов. Торги, проведенные с нарушением закона, влекут нарушение государственного и общественного интересов, нарушают права потенциальных участников торгов, не получивших информации об их проведении.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика - «Северный мост».
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1 Признать недействительными торги в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 2 534 425 кв.м кадастровый номер 47:08:00-00-000:0044, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Западная Лица, проведенные 17.12.2010 года Государственным автономным учреждением «Фонд имущества Ленинградской области».
2 Признать недействительным договор аренды земельного участка от 17.12.2010 г. № 2336/1.6-08, заключенный между Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Северный мост».
3 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Северный мост» возвратить Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области земельный участок площадью 2 534 425 кв.м, кадастровый номер 47:08:00-00-000:0044, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Западная Лица.
4 Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Северный мост» в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Данилова Н.П.