ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-72721/18 от 17.01.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 января 2019 года                                                              Дело № А56-72721/2018

Резолютивная часть решения объявлена  17 января 2019 года.

Полный текст решения изготовлен  24 января 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Суворова М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хертек В.Ч., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "Российский национальный музей музыки" (адрес:  Россия 125047, МОСКВА г,, ул. ФАДЕЕВА, 4, ОГРН:  );

ответчик: ООО "Вита-Нова" (адрес:  Россия 196097, Санкт-Петербург, Огородный пер.,д.23, ОГРН:  <***>);

третье лицо: ФИО1 ; Министерство культуры Российской Федерации  (адрес:  Россия 192171, Санкт-Петербург, ФИО2 д.  80 кв.  14; Россия 125009, Москва, Переулок Гнездниковский М., д.7/6 строение 1,2, ОГРН:  )

о взыскании  125.060 руб.

при участии

- от истца: представителя ФИО3 доверенность от 10.01.2019г. 

- от ответчика: представителя ФИО4 доверенность от 10.07.2018г.

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки», г. Москва (далее – Музей музыки, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вита-Нова», г.Санкт-Петербург (далее – ООО «Вита-Нова, ответчик), о взыскании убытков в размере 125 060 руб. за неправомерное использование в коммерческих целях воспроизведений 50 (пятьдесят) музейных предметов в книге «Сергей Рахманиноэжв: Биография», автор ФИО5 (выходные данные издания: «ФИО5 «ФИО7: Биография» СПб.: Вита Нова, 2015-В 2т. – Т.1. – 384 с.: 242 ил. + Цв. вклейка XVI с. – («Жизнеописание») ISBN 978-5-93898-551-3 (т. 1); ФИО5 «ФИО7: Биография» СПб.: Вита Нова, 2015-В 2т. – Т.2. – 464 с.: 75 ил. + Цв. вклейки XXXII с. – («Жизнеописание») ISBN 978-5-93898-552-0 (т. 2)), а именно:

фотография «ФИО6, отец ФИО7. Снимок ¾. Стоит. Фас. Левая рука на спинке стула.», том 1 стр. 18;

фотография «ФИО8 мать С.В. с ребенком. Снимок ¾. Сидит в кресле. На руках ребенок.», том 1 стр. 19;

фотография «ФИО9,  старшая сестра композитора, умершая в юности.» том 1 стр. 23;

фотография «ФИО7 в детстве. Сидит на кресле, опершись локтем на пюпитр инструмента.» том 1 стр. 44;

фотография «ФИО10, любимая тетка композитора с дочерьми: Ольгой Андреевной (налево) и Анной Андреевной (направо).» том 1 стр. 45;

фотография «ФИО11 и Лист. Лист сидит, руки сложены.  А.И. стоит - в правой руке книга. Снимок 3/4» том 1 стр. 56;

документ (печатная рукопись) «Прошение ФИО12 на имя Директора Московской Консерватории о зачислении ФИО13 в Консерваторию. На обороте: расписка ФИО13 о получении метрического свидетельства.», том 1, стр. 62;

фотография «Класс проф. ФИО12 в Моск. Консерватории. Сидят (слева направо):
ФИО14, проф. Зверев, ФИО15, М. Пресман; стоят: С. Самуэльсон, ФИО16,
ФИО7, Ф. Кенеман. Фото. На белом картон. паспарту с желтоватой подкладкой.» том 1 стр. 76;

фотография «Сатины - Варвара Аркадьевна и ФИО41 (родители жены ФИО7).» том 1 стр. 84;

фотография «ФИО17, ФИО18 с собакой «Алеко» во дворе дома ФИО19. Конец 90-х г.г.» том 1 стр. 85;

фотография «"Ивановка". Флигель, в котором жил ФИО7. Фото.»том 1 стр. 87;

фотография «ФИО20 (1858-19.. г.) виолончелист, друг ФИО7. Сидит на стуле с виолончелью в руках, фас, рост.» том 1 стр. 102;

музыкальная рукопись (автограф) «1-я Симфония. Ор. 13. Для большого оркестра. 1. Grave. 2. Allegroanimato. 3. Larghetto. 4. Allegroconfuoco. Переложение для ф-п. в 4 руки – автора. Посвящ. А. Л[одыженской]. С пометками и поправками.» том 1 стр. 107;

документ (печатная рукопись) «Диплом ФИО7 (выданный) об окончании Моск. Консерватории по классу свободного сочинения (Аренского) и игре на фортепиано (Зилоти) с большой золотой медалью, за №150.» том 1 стр. 111;

фотография «Беседка (в имении Л-вых 1893 г.) «Исполняются беспрекословно все мои желания, капризы и т.д. Мне не редкость, если в мою комнату вдруг полетят розы, вообще цветы, букеты и это все она. Как-то я выразил желание писать свои сочинения в саду. И этого было достаточно, чтобы она схватилась за эту мысль и начала строить мне какую-то башню очень больших размеров с разными вензелями, звездами и т.п. (Из письма ФИО7 к ФИО21. 29 июня 1893 г.).» том 1 стр. 115;

фотография с автографом «ФИО7 Фото 1894 г. Погрудный. Автограф: «Моей любимой, дорогой детке Сонечке от ФИО7 30-е октября. 1894 г.» том 1 стр. 129;

фотография «ФИО7 Фото [1897 г.]. Сидит на диване. В левой руке папироса.» том 1 стр. 139;

фотография «Даль ФИО22 в старости, погрудный,  поворот ¼ влево.» том 1 стр. 141; музыкальная рукопись (автограф) «1.MorceaudeFantaisie. «Delmo». Для фортепиано. 2.Черновые наброски.» том 1 стр. 142;

фотография «ФИО7 – стоит на мостике, у ног собака ФИО23.» том 1 стр. 147;

фотография «ФИО24 и ФИО7 Двойной портрет в молодом возрасте.» том 1 стр. 160;

фотография «ФИО7 с женой Наталией Александровной и дочерью Ириной. Снимок [1904-05 г. ]. Вкварт. на Воздвиженке.» том 1 стр. 178;

фотография «ФИО24, ФИО25, К. Сен-Санс, ФИО26, ФИО7 и др. Группа. На листе картона.» том 1 стр. 204;

фотография «ФИО7 корректирует свой 3-й ф-п. концерт. Снимок сделан летом 1910 г. Большой луг и клумбы роз перед домом в Ивановке, Тамбовской губ. и уезда Степановской волости.» том 1 стр. 219; 

программа (печатная рукопись) «Сольный ф-п. концерт ФИО13. В программе: ФИО13: соната ре-минор ор. 28, Мелодия, Юмореска, Баркаролла, Полишинель, 4 прелюдии. Первое выступление Р-ва в Америке в 1909 г.» том 1 стр. 223;

фотография «Альбом фотографии в имении Брасово, где бывал ФИО7 Среди фотографии неустан. лиц - фотографии ФИО7 и его жены ФИО27 Альбом в кожаном переплете. Надпись сделана металлическими буквами.» том 1 стр. 242;

фотография «ФИО7 на автомобиле с ...» том 1 стр. 256;

фотография «ФИО7 в Сан-Франциско. Стоит у дерева, фас, рост. Фотокопия с илл. Журн. "Mus. America".» том 1 стр. 324;

фотография «Фоли, Чарльз. Портрет поколенный, 3/4 влево на фоне портрета - "ФИО7 и ФИО28 играют". Фотокопия на паспарту.», том 1 стр. 327;

фотография «Артисты Моск. Худ. театра и ФИО29 на даче у ФИО13 в Нью-Джерси.» том 1 стр., 344;

фотография «ФИО29, ФИО30 и ФИО13 на даче последнего в Нью-Джерси.» том 1 стр. 345;

фотография «ФИО7 ФИО13 на даче LocustPointNewJersy. Сидит в гамаке, читает. Фото 1921или 1923 г.» том 1 стр. 346;

фотография «ФИО7 с женой ФИО27.» том 2 стр. 10;

фотография «ФИО7. Стоит облокотившись на крышку рояля с нотами.» том 2 стр. 82;

фотография «ФИО7 и ФИО31 (слева) стоят на фоне дома, увитого зеленью.» том 2 стр. 84;

фотография «ФИО7 с внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом.  ФИО13 в пожилом возрасте. Наклонился к цветам.» том 2 стр. 97;

фотография «ФИО7 стоит около рояля (фас).» том 2 стр. 122;

фотография «ФИО7 и ФИО32 у портрета ФИО7. С автогр.
ФИО7. В дер. рамке, под стеклом.» том 2 стр. 129;

фотография «ФИО7 и дирижер Евгений Орманди смотрят партитуру Симфонических танцев.» том 2 стр. 131;

программа печатная «Сольный ф-п. концерт ФИО13. В программе: Моцарт, ФИО33, Шуман, Бах – ФИО13 (Партита), ФИО13 (Сирень), Шуберт – Лист, Шуман-Таузиг, Шопен-Лист, ФИО34 (Колыбельная), ФИО35 (Радость любви).» том 2 стр. 137;

фотография «ФИО7 и ФИО27 сидят в беседке. ФИО7 держит в руках ноты.» том 2 стр. 144;

фотография «Дом ФИО7 в Беверли Хилс.» том 2 стр. 146;

фотография «ФИО7 фас, рост, стоит, заложив руки в карманы, на площадке перед своим домом. Последний снимок Р.» том 2 стр. 157;

фотография «Руки ФИО13 (на клавиатуре рояля).» том 2 стр. 168;

хромолитография «Герб рода дворян Р-вых: шлем с двумя крыльями, усеянными пятиконечными звездами. Под шлемом щит разделенный красками на две половины. В левой половине, на черном фоне три пятиконечные звезды, между которыми на золотистом фоне нарисованы три бомбы с запальниками. На правой стороне на зеленом фоне два перекрещенных копья, на верху шестиконечная звезда, внизу полумесяц. Под щитом лента с надписью «За верность и ревность». Из кн. «Историч. сведения о роде дворян Р-вых». Киев, 1895 г.» том 1, вклейка лист 1;

негатив «ФИО7 композитор. Рост, корпус, ¾ вправо, голова почти фас. Стоит на аллее сада, в руках коса. Фото 1938 г., в усадьбе Сенар, Швейцария.» том 2 стр. 61;

рисунок (подлинник) «ФИО7 (1873-1943), композитор. Портрет работы худ. ФИО36. ½ влево, коленный. Сидит за роялем, глаза опущены. В правом верхнем углу полустертая надпись: «14 марта 191..г Пастернак», а в левом: «Москва» том 1 стр. 264; портрет (подлинник) «ФИО7 (1873-1943) Композитор, пианист,дирижер. Эскизный портрет – ½ вправо, художникаЦионглинского (1900-й год). От ФИО37С.В.» том 1, вклейка лист IX;

портрет (подлинник) «ФИО38 ФИО39 ФИО13. 1930 Насине-сером пятнистом фоне крупно голова в профильвправо, с легким наклоном вниз. Черные гладкиекоротко стриженные волосы открывают большоеморщинистое правое ухо. Цвет лица коричнево-охристый. Лоб наморщен – вертикальные складки надтемными щетинистыми бровями у переносицы.Большие веки опущены вниз, под ними «мешки» подглазами. На правой скуле бородавка. Щека иподбородок в крупных глубоких морщинах. Одет в черное, виден белый атласный воротничок. Внизусправа коричневой краской на сером фоне подпись:BorisGrigoriev.» том 2, вклейка лист IV;

портрет (подлинник) «Художник ФИО32 Портрет композитора ФИО7. 1940 г. Портрет поколенный. ФИО7 сидит в профиль влево за пианино. Лицо сосредоточенное, веки опущены, волосы короткоострижены. На нем светлая сорочка, серые брюки,бордовый галстук. Кисти рук лежат на клавишах. Набезымянном пальце его правой руки – кольцо. Фон состоит из досок темно-красного цвета. Справа внизуавторская подпись, надпись и дата: BorisChaliapinHentington 1940 Из старых поступлений.» том 2, вклейка лист XVI.

Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, автора книги «ФИО7: Биография» ФИО40. Пояснения по существу рассматриваемого дела ФИО35 даны не были.

Министерство культуры Российской Федерации, определением суда от 11.10.2018 привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в отзыве от 30.11.2018 г. б/н исковые требования и доводы Музея музыки поддержало.

В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства.

ООО «Вита-Нова» в 2015 году издана книга «ФИО7: Биография», автор ФИО5, 2 тома, тиражом 800 экз.

В вышеназванном издании ответчиком было неправомерно без разрешения истца использовано 50 (пятьдесят) воспроизведений музейных предметов (в том числе: графика, автографы, фотографии, негатив и иные документы), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации и закрепленных за истцом на праве оперативного управления. В результате незаконного использования воспроизведений музейных предметов Музею музыки причинен ущерб на сумму 125 060 руб., в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик иск не признал, против исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзывах от 23.08.2018 г. и от 11.10.2018 г.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

ООО «Вита-Нова» является издателем книги «ФИО7: Биография» в 2 томах, автор ФИО5

Как пояснил истец, указанные книги проиллюстрированы изображениями музейных предметов, находящихся в коллекции Музея музыки на праве оперативного управления, в отсутствие разрешения последнего.

Полагая, что действия издателя по самовольному использованию указанных изображений нарушают права истца на получение дохода от предоставления разрешения на использование  изображений музейных предметов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства,  считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.

Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 54-ФЗ передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

По смыслу действующего гражданского законодательства, отсутствие регламентации в подзаконных нормативных актах порядка передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, не освобождает от ответственности лиц, осуществивших несанкционированное воспроизведение музейных предметов, поскольку законом прямо установлена обязанность получения разрешения дирекции музея на воспроизведение музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях Российской Федерации.

Порядок отнесения предметов к определенному фонду установлен Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290, Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179.

Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 №179, Уставом Музея музыки, приказом Минкультуры России от 12.05.2011 №449 музейные предметы, хранящихся в федеральном музее, отнесены к федеральному уровню собственности, включены в состав особо ценного движимого имущества, а право оперативного управления в отношении музейных предметов передано Музею музыки.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда, подлежат учету в соответствии с едиными правилами, установленными Министерством культуры Российской Федерации. Учет музейных предметов осуществляется с использованием специальной учетной документации.

Доказательством включения музейных предметов, хранящихся в федеральных музеях, в состав Музейного фонда является наличие (описание) этих музейных предметов в учетной документации федерального музея, которая является составляющей частью государственного каталога музейного фонда.

Судом установлено, что в силу статей 7, 13 Федерального закона № 54-ФЗ, а также пунктов 2, 3 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации», а также пункта 41 устава Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский национальный музей музыки» имущество Музея музыки является собственностью Российской Федерации и закреплено за музеем на праве оперативного управления.

Предоставленные истцом учетные документы в отношении спорных предметов и коллекций (акты поступлений, описи к ним, инвентарные книги, книги поступлений, изображения музейных предметов) являются доказательством отнесения в установленном законом порядке спорных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации (государственная часть), а также доказательством  нахождения указанных предметов в Музее музыки. Данное обстоятельство также подтверждено письмом Министерства культуры Российской Федерации от 22 августа 2018 года № 1035-05-07 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 449.

Тем самым музейные предметы (предмет настоящего спора) включены в состав Музейного фонда и находятся в Музее в соответствии с требованиями Положения о Музейном фонде Российской Федерации, Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР.

Ответчик осуществил издание книги ФИО5 «ФИО7: Биография» с изображениями музейных предметов, учтенных в составе коллекции Музея музыки и закрепленных за ним на праве оперативного управления.

Исходя из вышеизложенного, Ответчик обязан был получить разрешение истца на воспроизведение в коммерческих целях воспроизведений спорных музейных предметов.

Между тем музейные предметы воспроизведены Ответчиком в отсутствие разрешения Истца. Дирекция Музея музыки разрешения на воспроизведение в печати музейных предметов ответчику не давала, договор между сторонами не заключался (данный факт ответчиком не оспаривается). Таким образом, имело место быть незаконное, без разрешения Музея, воспроизведение хранящихся в музее предметов, что подтверждается материалами дела.

Доказательств того, что в книге «ФИО7: Биография» воспроизведены иные предметы, нежели происходящие из собрания Музея музыки, ООО «Вита-Нова» не представлены.

Несанкционированное использование Ответчиком воспроизведений музейных предметов причинило Истцу убытки в виде упущенной выгоды.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать факт противоправного поведения ответчика, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между нарушениями и убытками.

Факт воспроизведения ответчиком в коммерческих целях пятидесяти изображений музейных предметов, входящих в коллекцию истца, подтверждается приобщенными к делу копиями из книги «ФИО7: Биография» в 2 томах, автор ФИО5, оригиналы книг были представлены в судебном заседании на обозрение суда, с учетной документацией в отношении каждого конкретного музейного предмета.

Разработка и утверждение руководством Музея музыки расценок за использование изображений музейных предметов, находящихся в ведении истца, свидетельствует о принятии Музеем музыки мер для получения упущенной выгоды и сделанных с этой целью приготовлениях.

Кроме того, в материалах дела также имеются доказательства принятия истцом мер к заключению с ответчиком договора о предоставлении прав на использование изображений музейных предметов (письмо истца от 30 июня 2016 года № 633).

Поскольку обязанность получения разрешения музея на воспроизведение изображений музейных ценностей установлена законом, а наличие музейных предметов во владении музея давало Истцу возможность реализации права на взимание с Ответчика денежных средств, имеется прямая причинная связь между неисполнением ответчиком императивной обязанности и возникшими убытками.

Ответчик, являясь коммерческой организацией, основной деятельностью которой является извлечение прибыли, действуя с нарушением установленного порядка, использовал изображение охраняемых музейных предметов без договора и выплаты вознаграждения, что для Музея повлекло упущенную выгоду в виде неполученного дохода.

В подтверждение размера причиненных убытков истец представил приказ Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки (со 02.02.2018 г. переименовано в Российский национальный музей музыки) от 11.02.2015 № 41 «Об утверждении расценок на предоставление права на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и коллекций».

Согласно статье 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Таким образом, Истец при расчете размера причиненных убытков руководствовался тарифами, установленными руководством Российского национального музея музыки.

Возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск, судом отклоняются, как необоснованные и документально не подтвержденные.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вита-Нова» в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский национальный музей музыки» 125.060 руб. в порядке возмещения убытков, а также 4.752 руб. расходов по уплате государственной пошлины. 

Выдать исполнительный лист.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в срок не превышающий месяца с момента вынесения.

Судья                                                                            Суворов М.Б.