Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 августа 2011 года Дело № А56-72857/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Томпакова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
ответчик: Муниципального образования Горбуновское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
третье лицо: Совет депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
о взыскании,
при участии
- от истца: ФИО1 (доверенность № 1 от 20.12.2010)
- от ответчика: ФИО2 (доверенность № 454 от 01.04.2011)
- от третьего лица: не явился
установил:
ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Совету депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании 10 053 640, 89 рублей убытков в виде неполученных доходов, которые могли быть получены в случае установления нормативов потребления коммунальных услуг согласно расчету, произведенному ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами № 306 и поступившему в орган местного самоуправления для рассмотрения 16.12.2009.
В заседании 11.04.2011 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличил размер исковых требований и просит взыскать с ответчика 16139284 руб. 19 коп. долга и 21368 руб. пени. Увеличение принято судом.
В связи с прекращением полномочий судьи Раздобреевой Н.Г. в соответствии со ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело передано в производство судьи Томпаковой Г.Н.
Определением от 20 июня 2011 года суд по ходатайству истца заменил ненадлежащего ответчика надлежащим – Муниципальное образование Горбунковского сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, от имени которого выступает Местная администрация МО Горбуновское сельское поселение; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совет депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, предоставил письменный отзыв на иск.
Суд в отсутствие возражений сторон признал дело подготовленным, определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству, и рассмотрел дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
ООО «Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс» (далее -ООО «ЛР ТЭК», Истец) является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии юридическим лицам и населению, проживающему на территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение.
Решением совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение № 34 от 24.12.2009 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг МО Горбунковское сельское поселение на 2010 год» (далее - Решение №34) был установлен норматив потребления тепловой энергии для граждан на центральное топление в размере 0,015 Гкал/м2.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2010 года по делу № А56-41004/2010 Решение № 34 было признано не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 и недействующим полностью.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг...
В период с 01.01.2010 по 22.09.2010 (по дату вступления в силу Решения Арбитражного Суда по делу № А56-41004/2010) ООО «ЛР ТЭК», предоставляло коммунальные услуги гражданам, проживающим на территории МО Горбунковское сельское поселение, в соответствии с нормативами, установленными Решением № 34, признанным судом не соответствующим закону.
Согласно расчету норматива потребления на отопление, произведенного по формулам Правил № 306, норматив отопления, в зависимости от типа дома, составляет от 0,0185 до 0,488 Гкал/м2 в месяц.
За период с 01.01.2010 года по 22.09.2010 года, ООО «ЛР ТЭК», предоставляя гражданам коммунальную услугу «отопление» из расчета нормативов, не соответствующих закону, не дополучило денежные средства в размере 16139284 руб. 19 коп.
Размер убытков составляет разницу между стоимостью коммунальных услуг из расчета нормативов потребления не соответствующих закону (Решение № 34) и стоимостью коммунальных услуг, которую ООО «ЛР ТЭК» должно было получить, в случае применения нормативов потребления, рассчитанных в соответствии с Правилами № 306.
Таким образом, ООО «ЛР ТЭК» понесло убытки, в частности, не дополучило доходы, которые получило бы при установлении Советом депутатов нормативов потребления, соответствующих закону (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответчик доказательств обратного суду не предоставил.
Доводы, изложенные ответчиком в отзыве, судом не принимаются по следующим основаниям.
В период с 01.01.2010 по 22.09.2010 Решение Совета депутатов № 34 действовало и применялось, в частности, нормативы потребления на отопление использовались для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги. Именно в связи с неизбежностью применения указанного нормативно-правового акта в процессе осуществления хозяйственной деятельности, возникли убытки ООО «ЛР ТЭК» в виде упущенной выгоды.
ООО «ЛР ТЭК» не заявляется факт занижения или завышения нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Решением № 34, а также не заявляется факт экономической необоснованности, что является принципом установления тарифов, которые в настоящем процессе не обжалуются. ООО «ЛР ТЭК» заявляет факт не соответствия нормативов, установленных Решением № 34, расчетам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года.
Размер убытков по настоящему делу рассчитан Истцом исходя из разницы между доходами, которые ООО «ЛР ТЭК» получает в результате продажи (начислению) населению коммунальных ресурсов (тепловой энергии на нужды отопления, в частности) из расчета объема потребления (норматива потребления), установленных Решением №34, признанным не соответствующим закону, умноженному на тариф и доходами, которые ООО «ЛР ТЭК» получило бы, в случае продажи тепловой энергии населению исходя из объема потребления, рассчитанного и соответствующего Постановлению Правительства № 306, умноженного на тот же тариф (поэтому в расчет убытков Истцом продемонстрирована разница между количеством тепловой энергии «потребленной» населением при различных нормативах потребления (21703,39 Гкал и 32815,00 Гкал соответственно)
При утверждении тарифа, ООО «ЛР ТЭК» подает в регулирующий орган (ЛенРТК) сведения об объеме реализации услуг, в частности, в отношении группы потребителей «население» сведения об объеме реализации предоставляются исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг (на 2010 года - в соответствие с Решением № 34).
Доводы Ответчика относительно того, что в случае применения более высоких нормативов потребления, рассчитанных Истцом, тариф ООО «ЛР ТЭК» был бы ниже в 1,51 раза - не состоятельны, поскольку в силу Федерального закона № 210-фз от 30.12.2004, Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 года, Приказа ФСТ № 20-Э/2 то 06.08.2004 года, излишне полученная тарифная выручка подлежит учету в будущих периодах регулирования, что является полномочиями органа регулирования субъекта РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Муниципального образования Горбуновское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в пользу ООО «Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс» 16139284 руб. 19 коп. убытков и 73268 руб. 20 коп. расходов по государственной пошлине.
Взыскать с Муниципального образования Горбуновское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области 30428 руб. 22 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Томпакова Г.Н.