ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-73555/2021 от 25.11.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 декабря 2021 года                                                                      Дело № А56-73555/2021

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Арт-Транс»

заинтересованное лицо Кингисеппская таможня

об оспаривании,

при участии

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 01.09.2021)

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 12.07.2021)

                                                 ФИО3 (по доверенности от 10.06.2020)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Арт-Транс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения по результатам ведомственного контроля Кингисеппской таможни от 27.07.2021 №10218000/210/270721/Т000016/002 в части признания ООО «Арт-Транс» лицом, несущим солидарную ответственность по уплате таможенных платежей.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Таможенный орган возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

В ходе обыска 19.01.2021 по уголовному делу № 42004009712000006, возбужденному в отношении ФИО4, на территории ООО «Арт-Транс» по адресу: <...> был обнаружен и изъят автобус «SCANIA» с регистрационным номером <***>.

В ходе его осмотра 23.01.2021 с участием эксперта-криминалиста ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлено, что первичный VIN-номер автобуса уничтожен. Установлены номер двигателя 5365676, номер коробки передач 6905696.

Согласно ответу ООО «Скания-Русь» от 12.02.2021 № 1202/21-014 номеру двигателя 5365676, а также коробке передач с номером 6905696 соответствует транспортное средство - автобус туристический SCANIA модели КПЗ CLB 30 АА, VIN-номер YS4KC4X2B01828958, выпущенный заводом-изготовителем 03.12.1996. Последнее техническое обслуживание проводилось в сервисном центре SCANIA Latvia 27.01.2017, регистрационный номер транспортного средства 079ВНВ, собственник HANSABUSS AS. Данные по техническому обслуживанию, а также собственнику транспортного средства на территории России отсутствуют.

При проведении таможенной проверки установлено, что 22.12.2017 на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки (далее - ТСМП) - автобус «SCANIA», год выпуска 1997, VIN-номер YS4KC4X2B01828958, регистрационный номер 897BVJ, объем двигателя 11021 смЗ, страна государственной регистрации - Эстония (далее - автобус «SCANIA»). Собственником указанного транспортного средства является «OSAUHING TRANS AVI». ТСМП следовало под управлением водителя Сааре Меелис, которым в таможенный орган подана и зарегистрирована таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС) № 10218030/22122017/В0484313.

На основании заявления перевозчика таможенным постом МАПП Ивангород установлен срок нахождения на таможенной территории Таможенного союза (Евразийского экономического союза) (далее - Союза) временно ввозимого ТСМП - до 22.12.2018.

ТСМП временно ввезено на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 342 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

До настоящего времени в БД «Автотранспорт. ПЗ Оперативная отчетность» сведения об обратном вывозе автобуса «SCANIA», временно ввезенного в качестве ТСМП на основании ТДТС № 10218030/22122017/В0484313, отсутствуют.

Согласно полученным ответам из Минской центральной таможни (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 30.05.2019), Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской республики (исх. от 11.06.2019), Комитета государственных доходов Республики Армения (входящий Кингисеппской таможни Реестр от 28.06.2019), Департамента государственных доходов по Актюбинской области (исх. от 24.05.2019) сведения в базах данных таможенных органов о вывозе с таможенной территории Союза, продлении срока временного ввоза либо совершении иных таможенных операций в отношении автобуса «SCANIA» отсутствуют.

По данным официального сайта Департамента шоссейных дорог (Эстония) http://eteenindus.mnt.ee автобус «SCANIA» исключен из регистра как демонтированное транспортное средство. 04.04.2018 сделана запись: Регистрационный знак утерян/украден. Исключение в связи с отказом от использования.

Согласно ответу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 03.06.2019 № 12/4-14331 автобус «SCANIA» на территории Российской Федерации в органах Госавтоинспекции не регистрировался.

В ходе уголовного дела были получены объяснения с генерального директора ООО «АРТ-ТРАНС» ФИО4 от 04.02.2021, из которых следует, что что автобус «SCANIA» был приобретен им в конце 2019 г., точную дату не помнит. Управлял транспортным средством водитель по имени Анатолий, который пояснил, что является собственником автобуса «SCANIA», работал на нем в г. Санкт-Петербурге и решил его продать. Свидетельство о регистрации и ПТС Анатолий ФИО4 не предъявлял.

ФИО4 согласился приобрести его за 1 000 000 рублей, после чего отдал за него 150 000 рублей, договорившись с Анатолием, что последний подъедет в течение двух недель за оставшейся суммой и перерегистрирует автобус в МРЭО на имя ФИО4

Анатолий забрал 150 000 рублей, снял с автобуса «SCANIA» регистрационный номер (какой именно ФИО4 не помнит, но запомнил, что это был государственный номер Российской Федерации) и больше не возвращался.

Через определенное время ФИО4 с целью использования автобуса «SCANIA» в перевозках, распорядился установить на него регистрационный номер <***> с использованием комплекта документов от автобуса «SCANIA СLВ 11З», который ранее использовался в ООО «АРТ-ТРАНС» до 2018 г. После поломки был распилен на металл. Документы и регистрационный номер от него ФИО4 оставил при себе.

После пропажи Анатолия ФИО4 стал сомневаться в законности перемещения автобуса «SCANIA» через таможенную границу Союза, но лично проверять данный факт не стал и принял решение о его использовании в перевозках.

Из протокола дополнительного допроса свидетеля ФИО5 от 16.02.2021, проведенного в рамках оперативно-розыскных мероприятий, следует, что автобус «СКАНИЯ КИЗСЬВА», VIN-номер YS4NC4X2B01833641 был приобретен им в 2018 г. По договору аренды передал данный автобус ООО «Арт-Транс», где он использовался для пассажирских перевозок.

В ходе обыска 19.01.2021 по уголовному делу № 42004009712000006 на территории ООО «Арт-Транс» изъяты путевые листы за период с 10.01.2021 по 19.01.2021 (выписаны на водителя ФИО6), согласно которым автобус «SCANIA» использовался ООО «Арт-Транс» в Кингисеппском районе для перевозки сотрудников ООО «УПК».

От ООО «УПК» на запрос Кингисеппской таможни получен ответ от 06.04.2021 № 0148-УПК о том, что между ООО «УПК» и ООО «Арт-Транс» заключен договор от 25.06.2012 № 01-03/2012, в рамках которого ООО «Арт-Транс» осуществляет перевозку сотрудников ООО «УПК». Представлены платежные поручения, акты, справки для расчетов за выполненные работы (услуги), по которым денежные средства перечислялись на счет ООО «Арт-Транс» (содержат ссылки на автобус «SCANIA» с государственным регистрационным знаком <***>).

В связи с выявленными нарушениями Кингисеппской таможней вынесено решение от 27.07.2021 №10218000/210/270721/Т000016/002 об обязанности Обществом уплатить таможенные платежи, специальные антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени исчисленных в РТП № 10218000/020821/0000005 от 02.08.2021 в размере 3 484 577, 70 рублей. 

Не согласившись с указанным решением Кингесепской таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив позиции сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) транспортные средства международной перевозки -транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной данной главой, - в порядке, установленном ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 2 статьи 272 ТК ЕАЭС положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются, в том числе, в отношении временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами.

Транспортные средства международной перевозки для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено положениями главы 38 ТК ЕАЭС (п. 4 ст. 272 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и сохраняют статус иностранных товаров. Статьей 275 ТК ЕАЭС устанавливается перечень условий нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС транспортных средств международной перевозки без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно пункту 2 статьи 275 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.

Пунктом 4 статьи 275 ТК ЕАЭС определен перечень операций, допускаемых либо не допускаемых к совершению с временно ввезенными ТСМП. Согласно положениям пп.1 п. 4 ст. 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки. В соответствии с п. 2 ст. 274 ТК ЕАЭС под внутренней перевозкой понимается перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории Союза.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС не допускается передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду).

Пунктом 7 статьи 275 ТК ЕАЭС определены условия, при которых являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена.

Вместе с тем, обстоятельства нахождения и использования автобуса «SCANIA» на таможенной территории Союза не соответствуют условиям, изложенным в п.7 ст. 275 ТК ЕАЭС, допускающим возможность использования автотранспорта для совершения внутренней перевозки.

Таким образом, данное автотранспортное средство не могло быть использовано для совершения внутренней перевозки в условиях временного ввоза автобуса «SCANIA» в качестве ТСМП в порядке главы 38 ТК ЕАЭС.

Анализ в ходе камеральной таможенной проверки документов и сведений о фактических обстоятельствах нахождения автобуса «SCANIA» на таможенной территории Союза позволил установить факты использования данного автотранспортного средства с нарушением условий, установленных правом ЕАЭС для временно ввезенных ТСМП.

Временный ввоз ТСМП, согласно положениям статьи 274 ТК ЕАЭС, ограничивается таможенным органом с учетом разумного периода времени, необходимого для вывоза временно ввезенного ТСМП. Согласно п. 1 ст. 274 ТК ЕАЭС срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого транспортного средства международной перевозки устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию Союза. Согласно п. 2 ст. 274 ТК ЕАЭС срок временного ввоза ТСМП не может быть установлен более чем на 90 календарных дней нахождения временно ввезенного транспортного средства международной перевозки на территории одного из государств-членов ЕАЭС.

Срок временного ввоза автобуса «SCANIA» в соответствии с ТДТС № 10218030/22122017/В0484313 был установлен до 22.12.2018. Согласно п. 3 ст. 273 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 ТК ЕАЭС, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что действия, сопряженные с вывозом автобуса «SCANIA» с таможенной территории Союза, не совершались, равно как и действия, направленные на продление сроков временного ввоза ТСМП в порядке пункта 4 статьи 274 ТК ЕАЭС.

Автобус «SCANIA», временно ввезенный 22.12.2017 на таможенную территорию Союза, исходя из анализа обстоятельств его нахождения на таможенной территории Союза, не может рассматриваться в качестве ТСМП, так как не отвечает цели ввоза транспортного средства в качестве транспортного средства международной перевозки. В соответствии с определением ТСМП, закрепленным пп. 51 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, транспортное средство рассматривается в качестве ТСМП в случае, если такое транспортное средство используется для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа. Более того, согласно пп. 1 п. 2 ст. 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 ТК ЕАЭС распространяются на временном ввозимые на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за её пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами.

Автобус «SCANIA» не совершал международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, а применялся исключительно для целей внутренней перевозки по таможенной территории Союза. Данное обстоятельство исключает возможность применения в его отношении порядка временного ввоза ТСМП, установленного главой 38 ТК ЕАЭС. Более того, в качестве ТСМП рассматриваются, согласно пп. 1 п. 2 ст. 272 ТК ЕАЭС, транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах. По данным официального сайта Департамента шоссейных дорог (Эстония) http://eteenindus.mnt.ee Автобус «SCANIA» временно исключен из регистра, 04.04.2018 произведено действие по изменению срока временного исключения. Таким образом, данное транспортное средство было снято с учета в иностранном государстве.

Исходя из вышеизложенной совокупности факторов, обстоятельств снятия транспортного средства с учета в стране регистрации (Эстония), невозможно рассматривать целью ввоза данного транспортного средства завершение международной перевозки. Факты и обстоятельства, выясненные в ходе проведения камеральной таможенной проверки, позволяют определить целью ввоза транспортного средства введение его эксплуатацию на таможенной территории Союза.

Таким образом, положения главы 38 ТК ЕАЭС в отношении автобуса «SCANIA» не применимы и предусматривают необходимость его декларирования и выпуска под таможенные процедуры в соответствии с положениями главы 17 ТК ЕАЭС с использованием декларации на товары и уплатой таможенных платежей.

Автобус «SCANIA» не был задекларирован по установленной форме, под таможенные процедуры не помещался, в отношении него не были уплачены таможенные платежи.

Вышеизложенные факты подпадают под понятие незаконного перемещения, изложенного в пп. 25. п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, согласно которому незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Согласно пункту 1 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

В силу пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Анализ фактических обстоятельств приобретения ООО «АРТ-ТРАНС» автобуса «SCANIA» свидетельствует о том, что ООО «АРТ-ТРАНС» должно было знать о незаконности ввоза автобуса «SCANIA» на таможенную территорию Союза.

Факты приобретения ООО «АРТ-ТРАНС» незаконно перемещенного через таможенную границу Союза автобуса «SCANIA» под видом товара Союза, обстоятельства такого приобретения (снятие с приобретаемого товара регистрационного номера, приобретение у неизвестного лица по объявлению в сети Интернет, осуществление расчета наличными средствами), равно как и эксплуатация данного автобуса без постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД Министерства Внутренних дел Российской Федерации, использование регистрационного номера <***>, принадлежавшего иному транспортному средству, а именно автобусу «СКАНИЯ К113CLВА» указывают на то, что у ООО «АРТ-ТРАНС» возникает солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, в связи с умышленным характером действий проверяемого лица, направленных на использование незаконно ввезенного товара.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что транспортное средство - автобус марки «SCANIA», год выпуска 1997, VIN-номер YS4KC4X2B01828958, регистрационный номер 897ВVJ, объем двигателя 11021 смЗ., незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза.

ООО «АРТ-ТРАНС» признан лицом несущим солидарную ответственность по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС, как лицо, которое приобрело в собственность или во владение незаконно ввезенный товар.

ООО «АРТ-ТРАНС» были начислены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, подлежащие дополнительному исчислению и уплате (взысканию).

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, решение Кингисеппской таможни по результатам таможенного контроля №10218000/210/270721/Т000016/002 от 27.07.2021 является правомерным и законным, а требования заявителя не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                   Устинкина О.Е.