ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-74721/2023 от 19.10.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 октября 2023 года                                                                    Дело № А56-74721/2023

Резолютивная часть решения объявлена октября 2023 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2023 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Биосфера"

заинтересованное лицо Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

третье лицо Комитет по градостроительству и архитектуре

об оспаривании решения от 19.04.2023 №218139 об отказе в выдаче разрешения

при участии

от заявителя – ФИО2 доверенность от 14.07.2023, ФИО3 доверенность от 16.10.2023

от заинтересованного лица – ФИО4 доверенность от 09.01.2023

от третьих лиц – не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Биосфера" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет) об оспаривании решения от 19.04.2023 №218139 об отказе в выдаче разрешения

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Ходатайство от Комитета по градостроительству и архитектуре об отложении судебного заседания отклонено судом.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>. стр.1.

Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации был вынесен отказ от 19.04.2023 № 218139 в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Не  согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее – Порядок).

 Согласно пункту 6 Порядка, разрешения на установку объектов для размещения информации выдает КПВСМИ после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Согласно абзацу 1 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитет  по градостроительству и архитектуре, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от КПВСМИ, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ
в согласовании.

Согласно абзацу 3 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации
не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 (далее – Положение), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга
и осуществление государственного управления в области градостроительства
и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) благоустройство является градостроительной деятельностью. Цели благоустройства, в том числе обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории.

Пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории определено,
как деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная
на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан,
по поддержанию и улучшению, в том числе эстетического состояния территории муниципального образования.

Для реализации указанных задач в соответствии с Законом
Санкт-Петербурга от 23.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга №891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий,
а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства
и элементов благоустройства.

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга № 891-180 размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы
в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.

Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее – Правила благоустройства), приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт‑Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее – Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы
и информации.

Наружная информация (объекты для размещения информации),к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Согласно абзацу 3 пункта 7 порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации
не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно абзацу 5 пункта 7 Порядка Комитет отказывает в согласовании,
в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

В рамках процедуры, определенной Порядком, Комитетом рассмотрены
и 24.03.2023 отклонены от согласования информационные материалы
по заявлению ООО «Биосфера» от 09.03.2023 № 189170 на установку вывески «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА» на фасаде здания
по адресу: Санкт-Петербург, <...>.

В обосновании причин отказа в согласовании заявления Комитетом указано на нарушение требований в сфере градостроительства: на основании пункта 2.3.5 приложения №3 к Правилам благоустройства, пункта 3.1.4 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, пункта 1 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункт «ж» части 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения, Комитет уполномочен
на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры.

В обосновании отказа Комитета в согласовании указано, здание, на котором планируется к размещению вывеска «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА», введено в эксплуатацию как многоквартирный жилой дом
со встроенными помещениями, не предназначенными для торговли.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы в том числе о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, необходимые для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

Согласно настоящему заявлению ООО «Биосфера» использует нежилое помещение 16-Н в многоквартирном жилом доме по указанному адресу
на основании договора аренды №0421-1 от 01.04.2023 на возмездной основе
под торговлю (п. 1.2.1 договора).

В соответствии со сведениями Государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» (далее – АИС «УГД») на здание
по указанному адресу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
от 27.12.2019 №78-16-69-2019, в графе 1 раздела II которого «Общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта» указано, что помещение 16-Н является офисным помещением.

Иная документация в отношении указанного здания Комитетом
не рассматривалась, и не согласована, сведения о реконструкции здания или сведения о расположении на указанном земельном участке объекта капитального строительства с иным видом разрешенного использования  в Комитете отсутствуют.

Проектирование и последующее размещение вывески «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА» на фасаде нежилого помещения с видом разрешенного использования «офисные помещения» является нарушением законодательства в области градостроительной деятельности.

Следует также отметить, что согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами
и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется
в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 (далее – Правила землепользования и застройки).

Так, в соответствии с пунктом 2.2.1 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 3.1.4 приложения №1 к Правилам землепользования и застройки назначение нежилых помещений должно соответствовать градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.

Аналогичные требования содержатся в статье 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков в том числе, требования градостроительных регламентов.

Согласно сведениям АИС «УГД» здание, на фасаде которого Заявитель планирует разместить вывеску «ЗООМАГАЗИН vaka (товарный знак) ВЕТАПТЕКА», располагается в границах земельного участка, расположенного
в территориальной зоне Т3Ж2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).

Градостроительный регламент указанной жилой зоны определен пунктом 2.6 приложения №7 к Правилам землепользования и застройки.

Так, в соответствии с пунктами 2.6.3 и 2.6.4 приложения №7 к Правилам землепользования и застройки вид разрешенного использования код 4.4 «Магазины» может размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям и(или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.

В соответствии со сведениями АИС «УГД» земельный участок по указанному адресу к красным линиям и(или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам не примыкает.

В соответствии с требованиями пунктов 1, 5 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием, а также в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отказ мотивирован тем, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга
в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства
и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик
Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация здания должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), в соответствии с проектной документацией.

Одновременно в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения № 6
к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Таким образом, отказ в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение КПВСМИ соответствуют действующему законодательству.

На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Синицына Е.В.